Татьяна Глазкова
Конспект НОД по познавательному развитию по теме «Свойства воды. Экспериментирование» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Вовлечение детей в исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды.
Задачи:
Обучающие.
Познакомить детей со свойствами воды (вода жидкая, вода прозрачная, без запаха, без вкуса, вода окрашивается, уточнить значение воды для всего живого на земле.
Развивающие.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Развивать творческое воображение, любознательность, умение проводить несложные эксперименты, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова : бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Формировать начальные предпосылки поисковой и интеллектуальной деятельности (практические опыты).
Воспитательные.
Воспитывать аккуратность в работе, интерес и желание расширять свой кругозор, бережное отношение к воде.
Методы и приемы:
Игровой: внесение игрового персонажа «Капельки».
Практический: опыты.
Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
Оборудование:
Пластмассовые стаканы, чайные ложки, сахар, молоко, вода, дольки лимона, кисточки, гуашь (всё индивидуально для каждого ребенка).
Предварительная работа:
Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде».
Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера.
Проведение опытов с водой (окрашивание воды).
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день. Солнышко уже проснулось и заглянуло к нам в окошки. Наверное, солнышко хочет пожелать нам хорошего настроения. А у вас какое настроение? Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, надо ли поделиться своим прекрасным настроением с окружающими нас людьми? Ответы детей.
Воспитатель: Тогда давайте поздороваемся с гостями, улыбнёмся им и друг другу.
Здравствуй, ты скажешь человеку.
Здравствуй, улыбнётся он в ответ.
И наверно не пойдёт в аптеку.
И здоровым будет много, много лет!
Воспитатель: Замечательно.
Поудобней садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в группу я зашла,
К нам капелька в гости пришла.
(показ картинки Капелька) Посмотрите, какая она (грустная).
Но почему она такая грустная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Ответы детей.
Воспитатель: Где живет капелька? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. капелька живет в воде.
Воспитатель: А как вы думаете из чего состоит капелька? Ответы детей.
Воспитатель: Капелька состоит из воды.
Воспитатель: Вот только Капелька не совсем поняла, как выглядит вода, и какая она бывает. Давайте познакомим ее с водичкой? Ответы детей.
Воспитатель: Вы знаете, ребята, что вода имеет волшебные свойства : с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость». Воспитатель берет бутылку с водой и стакан (заранее приготовленные).
Воспитатель: Перельём воду из бутылки в стакан. Что происходит с водой?
Ответы детей.
Воспитатель: Она переливается из одного сосуда в другой.
Воспитатель: Слышите? Как звучит? (буль-буль-буль) Вода льется, и мы слышим ее. Что мы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили). А если она льется, значит, она какая? Ответы детей.
Воспитатель: Вода жидкая.
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.
На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой.
Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному кубику в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой? Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно? Ответы детей.
Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная.
Воспитатель: Молодцы! А где можно встретить воду?
Ответы детей. В реке, море, океане (разные ответы детей)
Физкультминутка.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в интересную и волшебную игру "Ходят капельки по кругу".
Я – мама Тучка. Вы превратитесь в моих деток-капелек, если скажете такие слова:
Дождик, дождик лей,
Тёплых капель не жалей
Для лесов, для полей
И для маленьких детей
И для мам, и для пап
Кап-кап, кап-кап.
(вот вы и превратились в капельки).
Воспитатель: Вы полетели путешествовать на землю.
Дети прыгают, бегают, играют свободно по всему залу.
Воспитатель: Но вот им стало скучно прыгать поодиночке, собрались они попарно и потекли маленькими веселыми ручейками.
(Смена музыки. Музыка ручейка).
Дети капельки соединяются парами и составляют ручейки.
Воспитатель: Встретились ручейки и стали большой рекой.
(Смена музыки. Музыка реки)
Дети капельки соединяются в одну цепочку.
Воспитатель: Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой пребольшой океан.
(Смена музыки. Музыка океана).
Дети перестраиваются в хоровод и кружатся по кругу, затем приседают.
Воспитатель: Плавали они плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама –Тучка наказывала домой вернуться, а тут как раз солнышко пригрело (Показываю солнышко)
Свети, свети, солнышко,
На чистую водицу.
Стали капельки легкими, потянулись вверх.
Присевшие дети поднимаются, а затем вытягивают руки вверх.
Воспитатель: испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме – Тучке.
Капельки подходят к маме – Тучке и она их обнимает.
Воспитатель: Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались, теперь со мной побудьте. Я без вас соскучилась.
Воспитатель: Превращаю вас снова в детей.
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас что любит больше всего пить?
Ответы детей. Сок, чай, молоко и т. д.
Воспитатель: А кто из вас любит пить лимонад? Из чего его делают?
Дети с помощью педагога: Из воды, лимона, сахара.
Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю приготовить этот вкусный напиток!
Опыт № 3 «У воды нет вкуса»
Обращение педагога к детям, с одновременным показом:
Ребята, возьмите каждый себе по стакану с водой и попробуйте воду. Какая она на вкус? Ответы детей. У нее нет вкуса.
Воспитатель. А теперь давайте попробуем поменять вкус воды с помощью сахара.
Положите кусочек сахара в стакан с водой. Возьмите маленькую ложку и размешайте воду. Попробуйте воду на вкус.
Какая вода стала на вкус? Ответы детей. Вода стала сладкая.
Воспитатель: Вода хороший растворитель, она, растворяя вещества, приобретает их свойства. У сахара она забрала его сладость.
Давайте каждый возьмем по дольке лимона (как мы делали ранее с сахаром, и положим лимон в стакан. Разомнем ложкой лимон, остатки выложим на блюдце. Попробуем, какая стала вода?
Ответы детей с помощью воспитателя: стала кисло-сладкая.
Воспитатель: Когда мы к сладкой воде, добавили кислый сок лимона, у нас получилась на вкус кисло-сладкая.
Домашний лимонад готов.
Молодцы. Значит, сделаем вывод – у воды нет вкуса.
Опыт № 4 «Вода растворитель».
Воспитатель. Ребята, я еще знаю один очень интересный опыт с водой. Для этого нам нужны краски и кисти. Возьмите в правую руку кисть и наберите на кисть краску любую и опустите в воду. Что произошло с водой? Ответы детей.
Воспитатель. Вода изменила цвет.
Воспитатель. Каким цветом стала вода?
Ответы детей. Красная, зеленая, желтая, синяя и т. д.
Воспитатель. Почему вода стала красной, желтой, синей?
Ответы детей с помощью воспитателя. Краска в воде растворилась, и вода стала разноцветной.
Воспитатель. Правильно. Вода изменила цвет, потому что краска в ней
растворилась.
Воспитатель: Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде. Давайте присядем на стульчики и напомним Капельке, что мы узнали о ней.
Ответы детей. Жидкая, прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха.
Воспитатель: Ребята! А Капелька интересуется: знаете ли вы, кому нужна вода?
(показ и рассматривание картинок) Ответы детей.
- Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.
А нам, в детском саду, нужна вода? Ответы детей.
Воспитатель. А для чего?
- Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.
Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы сказали все правильно: растениям нужна вода
и их нужно поливать водой — иначе они погибнут.
Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы). Людям вода
просто необходима: пить, готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды.
Ни одно живое существо не может жить без воды.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Итог: Дети давайте с вами напомним капельке какая вода (без вкуса, запаха, вода прозрачная
Воспитатель: Смотрите, какая Капелька веселая и радостная стала! На память о себе она хочет подарить вам своих подружек – «Капелек» (раздает детям медальки с видом капельки)
Дети: Принимают подарки от «Капельки» и благодарят ее.
Воспитатель: Дружите с ними и берегите их, потому что без воды не будет жизни на земле!