Лена Постолова
Конспект НОД с применением ИКТ в старшей группе на тему «Осень, с тобой нам пора расставаться»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с применением ИКТ, в старшей группе та тему
«Осень, с тобой нам пора расставаться».
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Программные задачи:
обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках.
уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме.
Публикация «Конспект НОД с применением ИКТ в старшей группе на тему „Осень, с тобой нам пора расставаться“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
учить отражать в рисунке впечатления, полученные во время НОД, используя различные материалы и техники.
развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.
улучшать общую моторику и координацию движений.
отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.
воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к ней.
Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей, привлекать к комментированию ответов других детей.
Дидактический материал: презентация по теме «Осень», сопровождающая всю НОД, кукла Буратино; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы»; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок?», «Назови листок», листы, карандаши, краски.
Предварительная работа:
Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.
Ход.
Звучит классическая музыка. П. И. Чайковский «Осень». (Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.)
Воспитатель:
-Ребята, отгадайте загадку:
Деревянный озорник,
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?
-Сегодня к нам в гости пришёл Буратино, и мы вместе с ним отправимся в гости, а куда вы узнаете, отгадав загадку:
У избы помоет крышу,
Отведёт в берлогу мишку,
Труд крестьянский завершит, а потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим: «Кто, ты?» - услышим: Осень.
-Правильно, мы идем в гости к осени и расскажем нашему гостю, что мы о ней знаем.
1 слайд с изображение осеннего леса.
Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых…
Подольше б золота не сбросили,
Стоял бы лес, багрян и тих.
Почаще б солнышко усталое
Гостило в золотом лесу,
Чтоб защитить от ветра шалого
Лесную позднюю красу.
-Ну, что, ребята, расскажете?
-Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Какая она? Что вы можете сказать об этой музыке?
- Эту мелодию композитор П. И. Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. Думаю, вам есть, что рассказать. (Дети проходят за столы)
- Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.
2 слайд. На столе карточки, повторяющие рисунки-символы в презентации:
Неживая природа
Растительный мир
Животный мир
- Когда приходит осень?
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)
3 слайд с изображением явлений природы.
- Назовите признаки осени в неживой природе?
- Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной)
- Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в ноябре возможны осадки в виде мокрого снега.)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).
Воспитатель: Ребята, что – то Буратино у нас заскучал?
Да, Буратино! Осень – унылая, но разноцветная пора.
4 слайд с изображением иллюстрации к стихотворению А. С. Пушкина.
Знаменитый русский поэт - А. С. Пушкин написал про осень много стихотворений.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…
-Вы учили стихи об осени со своими родителями? Давайте их расскажем.
Несколько детей рассказывают ранее выученные стихи.
Ребята! А чтобы не было скучно Буратино, мы с вами поиграем.
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Я показываю дерево, а вы называете какой листочек, если вы отвечаете правильно, на экране появится рисунок дерева, если ошибетесь, экран останется без изменений.
дуб – дубовый (4 слайд)
клён – кленовый (5 слайд)
осина – осиновый (6 слайд)
рябина – рябиновый (7 слайд)
берёза – берёзовый (8 слайд)
Молодцы! Правильно и дальше мы с вами будем говорить о растительном мире осенью.
9 слайд с изображение растительности в осенний период.
- Продолжаем наш рассказ. Посмотрите на экран и скажите, о чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях.)
- Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому, что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его недостаточно, листья меняют свой цвет и начинается листопад.)
- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)
10 слайд с изображением урожая.
- Осень радует нас своими дарами, а что же это за дары? (Ответы детей)
- Давайте посмотрим на экран и проверим, всё ли мы назвали?
- Ребята, какую динамическую паузу мы знаем об осеннем урожае? (Ответы детей)
- Давайте покажем Буратино, как мы выучили паузу про яблоню.
- Яблоня! Яблоня!
Где же твои яблоки?
Заморозил их мороз?
Или ветер их унес?
Или молния спалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
Куда они пропали?
- не морозил их мороз,
И не ветер их унес,
Не спалило их огнем,
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали…
Дети оборвали!
Дети рассказывают слова, соотнося их с движениями.
- Вот и дошла очередь до последней карточки, что же она обозначает?
11 слайд с изображением подготовки к зиме животных.
- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей?
- Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.
- Кто хочет что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют : меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму?
- Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.
12 слайд с изображением перелетных птиц и зимующих в нашей местности.
- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (Есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)
- А почему же они улетают? (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)
- Какие птицы остаются с нами круглогодично?
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
Дидактическая игра «Улетают – не улетают»
- Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец и т. д.
- Молодцы! Очень внимательны.
- Буратино знает очень сложную загадку, попробуем ее отгадать?
Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива, с виду, белобока
Кто? - Длиннохвостая. (Сорока)
Эта птица перелётная или зимующая?
- Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. (Журавль)
Рефлексия:
- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Рассказать вам помогут наши рисунки-схемы. (Об осени, растительном и животном ми ре осенью, о неживой природе осенью)
Рисование по пройденному материалу. На столах разложены краски, карандаши, листы бумаги, различный художественный материал, которые дети используют по своему выбору.
- Давайте покажем Буратино, как мы запомнили наше сегодняшнее занятие и нарисуем то, о чем мы говорили: осенний пейзаж, животных, готовящихся к зиме, птиц, улетающих на юг и т. д.
- Подумайте над композицией рисунка - положение листа бумаги, размещением изображений.
Воспитатель предлагает несколько вариантов рисунков.
Дети изображают самостоятельно по своему замыслу, используя различные художественные варианты, то, что им запомнилось на занятии, опираясь на предложенные варианты. После размещают работы на магнитной доске, проводится анализ, оценка выполненных работ.
- Если вам занятие сегодня понравилось, вы не испытали трудностей в выполнении заданий, то возьмите со стола листочки красного цвета. А если у вас возникли какие-то трудности возьмите листочки желтого цвета.
- Давайте выйдем в центр группы и устроим листопад.