Калякина Ирина Николаевна
Конспект НОД с использованием элементов технологии ТРИЗ «Путешествие в Африку» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Цель: расширение и закрепление знаний детей о материке Африка.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить элементарные представления об особенностях географического положения Африки.
Закрепить знания детей о климатических зонах Африки (пустыня, саванна, джунгли)
Уточнить представления детей о животных Африки: особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания.
Публикация «Конспект НОД с использованием элементов технологии ТРИЗ „Путешествие в Африку“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Формировать представления о травоядных (жираф, зебра, носорог, слон) и хищных животных (лев, гепард) Африки.
Развивающие:
Обогащать словарный запас детей.
Развивать умение общаться во время дискуссии; решать проблемные ситуации объясняя свой выбор.
Развивать логическое и образное мышление, внимание, память, воображение.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Приемы и методы ТРИЗ :
МФО Метод фокальных объектов: перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. - Новый вид транспорта. Фантастический зверь.
Игра «Да-нет-ка»
СО Системный оператор (надсистема и подсистема) - Волшебный экран.
Противоречие: игра “Черное-белое”;
Фантазирование.
Системный анализ.
Игра “Теремок”.
Предварительная работа.
Знакомство с материком Африка и его расположением на карте.
Ознакомление с природными зонами Африки (пустыня, саванна, джунгли)
Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Африка».
Чтение стихов и отгадывание загадок про животных Африки.
Составление описательных рассказов о животных.
Словарная работа: материк Африка, Индийский океан, Атлантический океан, пустыня Сахара, бархан, караван, скорпион, варан, одногорбый верблюд, верблюжья колючка, оазис, саванна, баобаб, гепард, водопой, джунгли, лиана, шимпанзе, горилла, орангутанг.
Материал и оборудование: глобус; указка; иллюстрации животных Африки ; мяч, аудиозапись.
Ход занятия
Организационный компонент.
- Ребята, посмотрите, какой интересный предмет я вам принесла.
Кто знает, как этот предмет называется? (глобус)
А что такое глобус? (маленькая модель планеты Земля)
-Ребята, скажите какое время года сейчас? (ответы детей)
-Да, за окном мороз, холод, снег, но есть такие страны, в которых сейчас лето.
Материк лежит большой.
Самый жаркий и сухой,
Там и лето круглый год
Кто его мне назовет? (Африка)
-Ребята, покажите на глобусе, где же находится Африка (дети показывают и рассказывают - берега Африки омывают два океана – Атлантический океан и Индийский океан).
-Посмотрите, Африка закрашена разными цветами и бежевым и зеленым и есть голубые линии.
Как вы думаете, что обозначает бежевый цвет? (Песок) Правильно песок.
А как называется местность, где много песка (Пустыня) Молодцы!
-Голубая линия река Нил.
-На какие 3 зоны делится Африка. (ответы детей: Африка делится: пустыня, тропики, саванна.)
Ну что, ребята, вы согласны отправиться в Африку? (Да)
Итак, нам пора в путь.
Скажите, а на чем можно добраться до Африки? (ответы детей)
- На самолете, ракете, вертолете, воздушном шаре, на корабле. На лодке подводной. Самому плыть. На пароходе.
Давайте сами придумаем волшебный транспорт
Самолет +Ковер=Ковросамолет
Стулолет, партолет, стулопароходолет….
Сели на свои новые транспортные средства и …Мы в Африке.
1 коромысло
Мы сейчас с вами находимся в пустыне Сахара. Сахара- самая большая пустыня в мире. Здесь почти никогда не бывает дождей. Дуют горячие ветра и поэтому образуются песчаные горы-барханы.
Что растет в пустыне?- Саксаул, кактусы, верблюжья колючка, пустынная осока.
Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками. У них очень длинные корни. Если забраться на 15-этажный дом, то корни их достанут до земли. Растениям нужны такие длинные корни доставать воду, которая глубоко под землей.
Почему в пустыне так мало растений? –жарко, мало влаги.
Ребята а что было бы если бы у растений в пустыне были не колючки, а листья? Не глубокий корень (Они погибли, листья сгорели по палящим солнцем, маленький корень не добрался до воды)
А что нужно, чтобы листья были большими (много осадков)
- Кажется, в пустыне не может быть животных. Но, посмотрите, что за чудеса. Прямо на нас движется …. Кто?
Живёт он долго без воды,
А ещё дольше - без еды.
В еде, вообще, неприхотлив,
Ему не нужно сладких слив.
Колючка – лучшее из блюд.
Зовут животное … (Верблюд).
-Правильно. Почему вы так решили?
- Следующий обитатель пустыни Вы отгадайте в Да-Нет-ку со мной поиграйте
Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Оно с большим хвостом? Чем питается? Оно прыгает? Это ночное животное? (Тушканчик)
Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Быстро ползает? Медленно? Травоядное? (Черепаха).
Как много интересных животных и растений мы увидели в пустыне.
Хочу поиграть с вами в игру «Веришь не веришь»
- Веришь, что Верблюда называют кораблем пустыни. (Да, потому что движения плавные, как у корабля)
- Веришь, что Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. (Да, потому что это очень сильные и выносливые животные).
- Веришь ли, что у тушканчиков Хвост обычно длиннее туловища (Да, он служит тушканчикам как для равновесия при прыжках, так и рулем поворота на крутых виражах)
- Веришь ли, что песчаный удав не заметен. (Да, потому что он песочного цвета) .
- Веришь ли ты, что в пустыне могут жить обезьяны? (Нет, потому что нет деревьев, растительности, бананов, а могут жить в джунглях, тропиках)
-Молодцы. Теперь нам пора отправиться дальше.
2 коромысло
Ребята, пустыня осталась позади. Впереди - Африканская саванна
Чем покрыта земля в саванне? (травой).
Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей.
Кое-где растут гигантские деревья. Как они называются? Баобаб, у него ствол очень …., правильно широкий, Это удивительные деревья, у них толстый ствол. Иногда в дупле баобаба жители устраивают себе жилища. Чтобы его обхватить, нужно взяться за руки всей группе детского сада.
Это дерево растет корнями вверх, как вы думаете почему?- потому что его ветки похожи на корни.
Как африканцы называют его?- хлебное дерево.
Отгадайте загадки об обитателях саванны:
1. Назовите самое высокое животное нашей планеты.
- Конечно же, это жираф.
2. - Африканские коняшки одеваются в тельняшки… Что же это за коняшки?
Конечно же это зебры.
3. Самое большое сухопутное животное - Слон
4. Самое быстрое животное на нашей планете – это. гепард. Он бегает со скоростью автомобиля – 100 км в час.
5.“И петь не поет и летать не летает. За что же народ его птицей считает?”
Это страус, самая крупная птица в мире. У страуса есть крылья и клюв. Страусы, как и другие птицы, откладывают яйца.
6. Кто один имеет рог, отгадайте… Носорог.
А почему его так назвали? Зачем ему рог? (для защиты, выкапывания корешков) -Носорог - травоядное или хищное животное?
7. А каких хищных животных Африки вы знаете?
Дидактическая игра «Кто у кого (в кругу с мячом)
У львицы… львёнок, львята.
У тигрицы… тигрёнок, тигрята.
У слонихи… слонёнок, слонята.
У жирафа… .жирафёнок, жирафята.
У крокодила… крокодильчик, крокодильчики
У верблюдицы… верблюжонок, верблюжата.
8. По реке плывет бревно, ох и злющее оно, тем кто в реку угодил нос откусит….Крокодил. Какой? (большой, длинный, зубастый, страшный)
Сейчас, посмотрим на нашем «Волшебном экране» крокодила
Наш «волшебный экран» он похож на лифт, но на лифте можно ездить только вверх и вниз, а здесь- еще в стороны. Этот лифт может ездить во всех направлениях: если поехать вниз – узнаёшь части из которых состоишь; поедешь вверх – узнаёшь места, где можешь быть; поедешь назад – узнаёшь прошлое, вперёд – будущее.
Давайте, ребята прокатим по всем экранам крокодила. Поместим его в средний экран. Если мы поедем вниз. - У крокодила есть туловище, голова, огромная зубастая пасть,4 лапки, хвост.
Если поедем вверх. Крокодил живет в воде, в Африке, в саванне.
Если поедем назад – узнаем, что. Крокодил раньше был в яйце.
Если поедем вперед – узнаем кем станет крокодил - Взрослым крокодилом.
Игра «Отгадай по контуру».
Представьте, что сейчас ночь и звери пришли на водопой, мы видим только их контуры. Отгадайте кто это?
Отгадай по звуку.
Физкультминутка.
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки
Правой ножкой топ-топ
Левой ножкой топ-топ
Руки вверх, вверх, вверх
Кто поднимет выше всех
Руки вниз
И наклонились
На пол руки положили
А теперь на четвереньках
Погуляем хорошенько
А теперь мы отдохнем
Посидим
И вновь пойдем.
3 коромысло
-Мы с вами оказались в тропическом лесу. Как он называется? (ответы детей).
Да, это джунгли. В джунглях растут очень высокие деревья и пальмы, лианы, папоротники. Лианы – это вьющиеся растения. Лиане не хватает света, поэтому она цепляется за ствол дерева и обвивается вокруг него.
Показ кокосового ореха –Что это? Откуда? Для чего? Кокосовая пальма она очень любит влагу и поэтому растет рядом с водой – морем или океаном. На ней растут плоды похожие на орех и внутри есть мякоть и сок, который можно пить, а мякоть очень сладкая и поэтому она нашла применение в кондитерской промышленности, например шоколад «Баунти», в виде стружки ее добавляют в печенье и пряники.
В джунглях много пальм. Какие вы знаете? (финиковая, кокосовая, банановая) Листья у них огромные, перьями растут прямо из ствола.
Игра «Черное-белое».
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества.
Почему в джунглях так много растений? (богатая почва, много влаги)
Много животных, много плодов (бананы, кокосы).Джунгли – это царство обезьян. Здесь их водится очень много.
Каких вы знаете обезьян? (дети называют – мартышка, горилла, орангутанг, шимпанзе, бабуин).
В джунглях также можно увидеть разноцветных попугаев.
- Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Теремок». Для этого вам надо будет взять по одному животному, и проситься в теремок. А я буду ведущей в теремке. (Каждый игрок выбирает фигурку животного. Воспитатель - хозяин условного теремка, а другие подходят к теремку и просятся к нему в домик. В теремке могут быть и дети)
Стоит в поле теремок- теремок он ни низок ни высок.
Приходите ко мне кто живет и растет в пустыне. Рассказывают кто они и почему пришли.
Кто в савване живет, в джунглях, в Африке, кто хищник, кто травоядный.
- Молодцы, ребята-зверята, мне очень понравилось как вы отвечали.
Мы с вами побывали в трех климатических зонах Африки, узнали кто в них живет и растет, сейчас задание за столами, нужно выложить условные обозначения трех разных климатических зон Африки.
Выкладывают и рассказывают, какую климатическую зону выложили и какие условные обозначения использовали, почему. Ответы детей 3.
Молодцы, справились с заданием.
-Нам нужно спешить в детский сад. Садимся на свои транспортные средства. Раз два три и мы в группе.
Итог занятия.
Вот мы снова оказались в нашем любимом детском саду.
-Ребята, где мы с вами были? Что вам больше всего понравилось?
Вы – большие фантазёры, умники и умницы. Мне бы очень хотелось, чтобы вы помогли вывести новую породу животных жарких стран
Например «зебра» и «лев» - объединим эти два слова так, чтобы было похоже на название животного, получится «левозебр», «Зеброчерепаха»…
“Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева.. .
Этот зверь фантастический, в жизни их не бывает.