Людмила Лукишко
Конспект НОД с использование элементов ТРИЗ-технологии и ИКТ «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Лукишко Л. В., воспитатель
Седова Е. Б., музыкальный руководитель,
Цель. Развивать творческие и музыкальные способности детей в процессе закрепления знаний о явлениях природы в разное время года.
Задачи:
Область «Познание»
Образовательные:
закреплять и систематизировать знания и представления воспитанников о характерных признаках времен года, о живой и неживой природе;
Развивающие:
развивать фантазию, творческую активность и самостоятельность;
Публикация «Конспект НОД с использование элементов ТРИЗ-технологии и ИКТ „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
развивать мышление, внимание, память;
Воспитательные:
воспитывать доброе начало и бережное отношение к природе;
Область «Музыка» :
Образовательные:
формировать умение эмоционально отзываться на музыку во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве;
закреплять умение передавать настроение, характер музыки в пении, в игре на музыкальных инструментах, танцевальных импровизациях.
Развивающие:
развивать умение создавать собственные танцевальные импровизации;
развивать способность подбирать музыкальные инструменты, соответствующие характеру музыки, и сопровождать исполнение песни игрой на музыкальных инструментах.
Воспитательные:
воспитывать желание слушать музыку, прививать интерес и любовь к классической музыке.
Область «Коммуникация»
- Образовательные:
совершенствовать умение воспитанников подбирать прилагательные для характеристики признаков времен года;
продолжать работу по обогащению словаря воспитанников.
Развивающие:
приобщать воспитанников к народным приметам о временах года.
Воспитательные:
- закреплять навыки позитивного общения детей со сверстниками и взрослыми.
Оборудование:
проектор и мультимедийный экран,
видеоряд из фотографий времен года, картинки с изображением волшебников,
магнитофон, аудиозаписи музыкальных произведений, детские музыкальные инструменты,
морфтаблица, карточки со схематичным изображением примет времен года,
Музыкальный репертуар:
- «Осенняя песня», «Март», П. И. Чайковского;
- «Ходит по двору мороз» (сл. М. Вершиной, муз. Д. Перлова);
- «Утро» Э. Грига;
- «Золотые ворота» русская народная мелодия.
Предварительная работа:
1) Организация развивающей среды – внесение иллюстраций, репродукций картин по теме; рассматривание тематических альбомов;
2) Беседы, составление описательных рассказов о природе;
3) Чтение художественной литературы о животных и растениях в разные времена года, стихов;
4) Разучивание русской народной игры «Золотые ворота», песни «Ходит по двору мороз»;
5) Наблюдения за сезонными изменениями в природе на прогулке;
6) Использование в режимных моментах загадок, пословиц и народных примет, восприятие музыкальных произведений
Дети входят в музыкальный зал, садятся на стулья. Звучит тихая музыка.
В зале появляется Фея. Фея: Здравствуйте, ребята! Я – Фея – Волшебница. Хочу пригласить вас в путешествие по временам года.
На экране схематичное изображение смены времен года Фея : Но сначала скажите, почему наступает смена времен года.
Ответы детей
На экране – картинки с изображением Гномиков-волшебников Фея: Отправляясь в путешествие, мы пригласим Гномиков - волшебников «Я только слышу», «Я только вижу», «Мы ощущаем лицом и руками», «Я ощущаю запах». В разных временах года нас встретят разные волшебники. Итак, в путь!
Фея читает детям загадку Фея: Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен
Я -….
Ответы детей (Осень)
На экране – видеоряд из фотографий осенней тематики Фея: Продолжите, ребята! Осень ранняя, поздняя, унылая. Как еще можно сказать об осени?
Ответы детей
На экране слайд с осенними пейзажами. Музыкальный руководитель: Осенние дни вызывают разные настроения.
Прослушайте фрагмент музыкального произведения композитора Петра Ильича Чайковского «Осенняя песня» и скажите, какое настроение вызывает у вас оно
Звучит фрагмент музыкального произведения композитора П. И. Чайковского «Осенняя песня» Восприятие музыкального фрагмента
Ответы детей
Музыкальный руководитель: Закройте глазки и представьте, что вы – осенние листочки: багряные, золотые висите на ветках деревьев. И вдруг поднялся ветерок, сорвал листочки и полетели листочки….
Дети исполняют импровизацию «Осенние листья»
На экране картинка с изображением волшебника «Я только вижу» Музыкальный руководитель: В осени нас встретил волшебник «Я только вижу». Что мы увидим вместе с ним?
Ответы детей
Фея достает из ларца схемы с зашифрованными приметами осени Фея: У меня есть волшебный ларец. В нем зашифрованы приметы этого времени года. На схеме изображено начало приметы, завершите ее.
(Белки делают большой запас орехов – жди холодной зимы.
Высоко птицы перелетные летят – снегу много будет, а низко летят – мало снега будет.
Если листопад пройдет скоро, можно ждать холодной зимы)
Внести морфтаблицу Фея: Молодцы! Перед вами знакомая вам морфтаблица. По вертикали – картинки с изображением времен года, а по горизонтали – их характерные признаки. Я предлагаю вам заполнить ее по признакам осени.
Дети заполняют морфтаблицу
Музыкальный руководитель: Послушайте следующую загадку: Дел у меня немало,
Я белым одеялом всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня…
Ответы детей (Зима)
На экране – фотографии зимней тематики Фея: Молодцы! Я назову признаки зимы, а вы продолжите их: Зима морозная, холодная, ….
Ответы детей
Музыкальный руководитель: Чтобы не замерзнуть в студеную, морозную зиму предлагаю вам поиграть в игру «Я - исполнитель». Напомните правила игры своим друзьям. Какая песня станет основой нашей игры вам подскажет вступление.
Проводится музыкально-дидактическая игры «Я – исполнитель» Дети исполняют песню «Ходит по двору мороз» в сопровождении музыкальных инструментов
На экране – картинка с изображением волшебников «Мы ощущаем лицом и руками» Фея: Зимой нас встретили волшебников «Мы ощущаем лицом и руками». Что вы ощущаете зимой?
Ответы детей
Фея достает из ларца схемы с зашифрованными приметами зимы Фея: Заглянем в волшебный ларец! В этих схемах зашифрованы приметы зимы. Расшифруйте их!
Гром зимой – (ответы детей – к холодам)
Дым из трубы столбом – к холодам.
Если зимой тепло – (ответы детей – летом ненастье)
Если зимой вьюги – (ответы детей – к сильным морозам)
Фея: Молодцы! И я предлагаю вам заполнить морфтаблицу по признакам зимы.
Дети заполняют морфтаблицу
Музыкальный руководитель: Следующая загадка:
Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня …
Ответы детей: Весна!
На экране – фотографии весенней тематики Фея: Подберите, пожалуйста, прилагательные о весне. Я говорю: «Весна ранняя, долгожданная». Что придумали вы?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, что происходит весной?
Ответы детей
На экране схематичное изображение музыкально-хореографической зарисовки «Ручеек». Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам изобразить в движении весеннюю зарисовку «Ручеек». Ее содержание вам подскажут схемы. Посмотрите на экран и по схемам назовите последовательность движений. Исполните ее под музыку.
Звучит мелодия Э. Грига «Утро» Дети исполняют музыкально - хореографическую зарисовку «Ручеек»
На экране – картинка с изображением волшебника «Я только слышу» Фея: Волшебник «Я только слышу» приглашает нас в весну. Ребята, что можно услышать весной?
Ответы детей
Фея достает из ларца схемы с зашифрованными приметами весны
На экране фотографии весенней тематики Фея: Что еще нам приготовил волшебный ларец! Ребята, расшифруйте приметы весны!
Увидел скворца – (ответы детей – к жаркому лету).
Теплый мартовский ветер – (ответы детей – весна у крыльца).
Если весной воды в реке не прибавится – (ответы детей – к продолжительной весне).
Фея: Заполните морфтаблицу по весенним признакам.
Дети заполняют морфтаблицу
Музыкальный руководитель: Послушайте следующую загадку!
Солнышко печет, липа цветет,
Рожь колосится, золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Ответы детей:
На экране – видеоряд из фотографий летней тематики Фея: Лето бывает жаркое, дождливое. А еще какое?
Ответы детей:
Фея: Все волшебники собрались, чтобы проводить нас в лето. Посмотрите на фотографии лета и расскажите, что вы видите, слышите, ощущаете?
Ответы детей:
Фея: Предлагает детям заполнить морфтаблицу по признакам.
Дети заполняют морфтаблицу
Русская народная мелодия Музыкальный руководитель: Приглашаем всех на летнюю полянку поиграть в игру «Золотые ворота».
Дети играют в музыкальную подвижную игру «Золотые ворота»
На экране – видеоряд из фотографий времен года Фея : И снова осень, зима, весна, лето.
Каждый год повторяется это.
Всякие природные явления
Вызывают разные ощущения.
Рефлексия Фея: Наше путешествие закончилось.
Понравилось вам наше путешествие?
Что больше всего понравилось?
Какие трудности возникли во время путешествия?
Как вы с ними справились?
Какое настроение у вас после путешествия?
Дети возвращаются в группу
Взаимодействие с семьями воспитанников:
- Организовать выставку художественной литературы по теме;
- Предложить семьям воспитанников понаблюдать за сезонными изменениями в природе;
- Посетить вместе с детьми художественную галерею;
- Предложить семьям воспитанников прослушать вместе с детьми аудиозаписи музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов.
Список литературы:
Гурылева Л. В. Музыка и чувства / Л. В. Гурылева, Т. В. Севастьянова. – Ульяновск: ИПКПРО, 2008. – 36 с.
Золотой ключик творческого мышления: сборник методических материалов дошкольного образовательного учреждения детского сада № 277 г. Самары / Т. А. Сидорчук и др. ; под ред. Т. А. Сидорчук. – Челябинск: Идея, 2008. – 84 с.
Линченко Н. М. Серьезная музыка – малышам: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ / Н. М. Линченко, О. А. Кириллова – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2008. – 56 с.
Сидорчук Т. А. Обучение дошкольников умению решать творческие задачи: пособие для воспитателей ДОУ / Т. А. Сидорчук. – Ульяновск: ИПКПРО, 2010. – 151 с.
Творческие задания «Золотого ключика» / Е. В. Андреева и др. – Самара. : СДп, 2007. – 112 с.
Экологическое воспитание дошкольников: пособие для специалистов дошкольного воспитания / С. Н. Николаева – М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2009. – 334 с.