Светлана Геннадьевна
Конспект НОД с использованием технологии «Синквейн» «Мой родной город»
▼ Скачать + Заказать документы
Синквейн Мой родной город
Программное содержание:
Цель: развивать связную речь дошкольников посредством составления синквейна с помощью символов. Добиться умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли.
Задачи:
- Уточнять и систематизировать знания детей о родном городе Шахтерске.
- Познакомить детей с профессиями родного города, показать значение трудовой деятельности в жизни человека.
Публикация «Конспект НОД с использованием технологии „Синквейн“ „Мой родной город“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Расширять словарь по теме существительными, прилагательными и глаголами.
- Закреплять знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях.
- Совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложении в роде, числе.
- Обучать детей самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель, закрепляя умение наращивать предложение.
- Развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание; учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему.
- Закреплять понятия: предмет, признак предмета, действие предмета
- Научить использовать модели определения существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений.
- Воспитывать любовь к родному городу Шахтерску, к труженикам города; воспитывать доброжелательность, умение работать самостоятельно и в коллективе.
Методические материалы:
фотографии с достопримечательностями Шахтерска: Д/К Ленина, памятник воину-освободителю, парк «Юбилейный», Горисполком, памятник В. И. Ленину, Автостанция, стихотворение о г. Шахтерске; мяч, карта Шахтерска, сердечки, карточки-символы для составления синквейна, магнитная доска, модель автобуса из картона.
Ход:
I. Организационный момент:
Дети стоят в кругу.
Воспитатель предлагает детям упражнение «Ассоциация» :
Воспитатель: Я начну фразу, а вы, получив цветок, продолжите эту фразу.
Если ты – это цвет, то какой?
Если ты – это геометрическая фигура, то какая?
Если ты – это настроение, то какое?
Если представить, что ты – это сказочный герой, то кто?
Если время года, то какое?
Если ты – это вид спорта, то какой?
Если ты – это цветок, то это…
Если ты – это игра, то какая?
Если ты - это животное, то какое?
Воспитатель: А кем бы вы хотели быть сегодня: может животным, цветком, растением, или представителем какой-то профессии?
Воспитатель: Я бы хотела стать сегодня поэтом и научиться писать стихи. Ребята, а вы бы хотели научиться сочинять стихи? (ответы детей)
Послушайте стихотворение
На этой большой планете
В огромной такой стране,
Есть город один на свете,
Который так дорог мне.
Он маленький, но чудесный.
В тенистой дали копров
Шахтерск наш родной, как невеста,
В цветущих садах весной.
А где-то дымят заводы,
И поезд бежит по степи.
Ах, как это всё знакомо,
Знакомо с рожденья мне.
И синее небо в мае,
А в августе – золотое,
Над милым для сердца краем,
Любимое и родное.
И если вдали от дома
Я буду когда-то где-то,
То поздней весною вспомню,
В мой город приходит лето. Н. Россохина
Воспитатель: Какому городу посвящено это стихотворение?
(Шахтерску).
Воспитатель: Шахтерск-это слово-предмет (воспитатель размещает карточку-символ на магнитной доске). Приложение 1.1
Воспитатель: Какие слова-признаки использует в стихотворении поэт? (маленький, чудесный, родной, милый, любимый).
(воспитатель размещает следующую карточку-символ на доске).
II. Основная часть. 1. Автобусная экскурсия.
Воспитатель: Дети, вы любите экскурсии? На чем можно отправиться в путешествие?
А вы знаете, кто чем управляет?
Игра «Кто чем управляет»
Автобусом управляет – водитель
Поездом управляет – машинист
Вертолетом управляет вертолетчик
Самолетом управляет летчик
Кораблем управляет капитан
Мотоциклом управляем мотоциклист
Велосипедом управляет велосипедист
Ракетой управляет космонавт
Воспитатель: Дети, а мы на чем можем отправимся на экскурсию по нашему родному городу? (дети называют виды транспорта)
Воспитатель: Почему мы не можем отправиться на экскурсию по городу на поезде? (самолёте, пароходе).
Воспитатель предлагает детям отправиться «прогуляться» по городу на автобусе и показывает модель автобуса, внутри со стульчиками в два ряда.
Воспитатель: Чтобы сесть в автобус, нужно назвать свой домашний адрес. Все разместились? Поехали!
На экскурсию мы едем,
Город свой узнать хотим.
Вдоль по улице проедем
И в окошко поглядим.
Стоп! Смотрите прямо –
Воспитатель: Что же перед вами? (фотография Горисполкома) Аналогично воспитатель показывает фото с другими достопримечательностями города Шахтёрска (Д/К Ленина, памятник Воину-Освободителю, парк «Юбилейный», памятник В. И. Ленину, Автостанция).
Воспитатель: Понравилась вам экскурсия? А сейчас настало время возвращаться в группу (дети во время поездки просматривают фото еще раз.).
(Дети выходят из автобуса, и садятся на стульчики.)
2. «Пожелания городу». (воспитатель размещает на доске карту Шахтерска). Приложение 2
Воспитатель: Ребята, красивый наш город? (Да.)
Воспитатель: А что мы можем ещё пожелать нашему городу? (воспитатель предлагает взять сердечко и с пожеланием приклеить на карту).
Воспитатель: Я начну, а вы продолжите:
- Пусть наш город растёт (цветёт, развивается, строится, хорошеет, процветает).
Воспитатель: Вы назвали слова-действия (вывешивает на доску карточку-символ).
Воспитатель: Посмотрите, как мы любим наш город, он весь в сердечках!
3. Составление предложения и его удлинение.
Воспитатель: Давайте поиграем! Становитесь дружно в круг.
- Начинается игра с мячом. Отбиваем мяч от пола. Каждый удар — слово.
Воспитатель: Шахтерск – это город?
Дети: Шахтерск – это город.
Воспитатель: Шахтерск – это красивый город?
Дети: Шахтерск – это красивый город.
Воспитатель: Шахтерск– это красивый город, который находится в ДНР?
Дети: Шахтерск – это красивый город, который находится в ДНР.
Воспитатель: Что мы сейчас называли? (предложения).
(Воспитатель размещает на доске следующую карточку-символ.)
Воспитатель: Молодцы! А теперь пройдите за столы.
4. Создание синквейна. Приложение 1.2
Воспитатель: Посмотрите, на нашей доске размещены карточки-символы, по которым мы с вами составим рассказ о нашем городе. Назовите слово-предмет.
Дети: Шахтерск.
Воспитатель: Вспомните слова-признаки, которые использовал поэт в своём стихотворении, назовите два.
Дети: родной, любимый.
Воспитатель: Вспомните названные слова-действия. Выберите и назовите три.
Дети: растёт, цветёт, строится.
Воспитатель: Дети, придумайте предложение о нашем городе.
Дети: Я люблю город Шахтерск.
Воспитатель: И последняя карточка-символ (воспитатель размещает на доске).
Воспитатель: Назовите слово-предмет, которое вы представляете, говоря слово Шахтерск.
Дети: Родина.
5. Создание собственного синквейна. Приложение 3.
Воспитатель: Скажите дети, а куда каждый день ходят ваши мамы и папы, взрослые? (взрослые, мамы и папы ходят на работу.)
Воспитатель: На свете много профессий. Назовите профессии, которые есть в нашем городе? (воспитатель, шофер, учитель, продавец, врач, шахтер, пожарный.)
Воспитатель: Кем работают ваши родители? (спросить каждого ребенка)
Воспитатель: Своим трудом они делают наш город Шахтерск лучше и краше.
Воспитатель: Ребята, пользуясь схемой, размещённой на доске, расскажите о тружениках нашего города.
Пример:
1. Шахтер.
2. Трудолюбивый, смелый.
3. Работает, добывает, вывозит.
4. Я хочу стать шахтером.
5. Уголь.
III. Подведение итогов.
Воспитатель:
- Дети, понравились вам рассказы о профессиях нашего города?
- О какой профессии больше всего понравился рассказ? Почему?
- Вам понравилось путешествие на автобусе по городу Шахтерску?
- Какие места запомнились?
- Что больше всего понравилось вам на занятии?
- Ребята, куда бы вы хотели отправиться ещё на экскурсию.