Кардаш Елена
Конспект НОД с использованием интерактивной песочницы для детей подготовительной группы по теме «Вулканы» с проведением опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с использованием интерактивной песочницы для детей подготовительной группы по теме «Вулканы» с проведением опыта «Извержения вулкана».
Цель:
1. дать детям представление о вулканах, их строении; познакомить с природным явлением «извержение вулкана».
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД с использованием интерактивной песочницы для детей подготовительной группы по теме „Вулканы“ с проведением опыта» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Интерактивная песочница
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Подготовительная группа
- Темочки
1. дать представление о происхождении вулкана и строении вулкана;
2. формировать представление о природном явлении – извержении вулкана.
Развивающие:
1. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
2. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства;
3. стимулировать желание детей учувствовать в опытно-экспериментальной деятельности;
4. развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику.
Воспитательные:
1. воспитывать интерес к природе;
2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности в рамках самостоятельной деятельности в интерактивной песочницы
Активизация словаря: магма, жерло, лава, слои, кратер.
Предварительная работа:
1. Чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия "Почемучек".
2. Рассматривание фотографий, иллюстраций с различными видами вулканов.
3. Беседы о вулканах с приведением интересных фактов.
4. Логоритмическая песня «Вулканы».
Материалы и оборудование: ноутбук, телевизор для просмотра видео и презентации, интерактивная песочница, макет вулкана, для опыта (сода, жидкое мыло, пищевой краситель красного цвета, лимонная кислота, вода); конус для показа формы вулкана; презентация «О вулканах», аудиоматериал (логоритмическая песня «Вулкан», видеоролик извержения вулкана «Ключевская сопка».
Ход занятия:
Дети в группе, занимаются самостоятельной деятельностью.
Воспитатель включает аудиозапись извержения вулкана. После того, как дети обратят внимание на звук, воспитатель предлагает им отгадать что за звук они слышали. Если дети не смогут дать правильный ответ, то загадать загадку про вулкан:
Я плююсь огнем и лавой, я опасный великан,
Славлюсь я недоброй славой. Как зовут меня? (Вулкан)
Воспитатель: О чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами живем на Камчатке, ее называют край вулканов.
- Как вы думаете почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие камчатские вулканы вы можете назвать? (дополнить, если нужно)
- А какой вулкан извергается сейчас вблизи нашего посёлка? (Ключевская сопка)
Воспитатель: Вы правильно назвали. И сейчас вы посмотрите извержение вулкана Ключевская сопка (дети садятся на стульчики, просмотр видео).
Воспитатель: Вулканы есть не только на Камчатке, но и в других уголках нашей планеты.
- А вы хотите узнать, как появляются вулканы и почему они извергаются?
Воспитатель: Тогда начнём.
- Сейчас я вам расскажу, как появляются вулканы.
(На слайде строение Земли, слайд 1)
Воспитатель: Внутри Земли есть раскаленное вещество – магма. Она бурлит, кипит и пытается вырваться наружу, потому что у нее очень высокая температура. Представьте себе кастрюлю с водой, которая закрыта крышкой, её нагревают на плите. Вода закипает, ей становится мало места, и что может произойти? Вода «убегает» на плиту, если вовремя не открыть крышку кастрюли. Только у нашей планеты нет такой крышки, как у кастрюли, поэтому магма сама ищет выход на поверхность земли через трещины.
(На слайде строение вулкана, слайд 2).
Эти трещины называют жерлом. И вот, когда магма по жерлу добирается до поверхности земли, она с грохотом, дымом, пеплом, паром вырывается наружу и течет по земле вперемешку с камнями. Только теперь это вещество называют лава, а не магма.
Воспитатель: Ребята, а что будет с лавой которая течёт по поверхности земли.
Дети: Она застывает.
Воспитатель: Да, правильно. Лава, растекаясь по земле застывает и образует возвышение. Потом опять и опять, слой за слоем, и в итоге возвышение растет. Когда идет такой процесс, говорят, что вулкан растет.
Воспитатель: Вы поняли ребята как появляется вулкан? (Ответы детей).
Физминутка
Вулканы начали играть
Из жерла лаву извергать
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать-
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул
И на десятки лет уснул
(На слайде форма вулкана, слайд 3)
Воспитатель: Что он напоминает по форме? (Конус)
(На слайде виды вулкана, слайд 4).
Воспитатель: А где может образоваться вулкан? (Ответы детей).
Воспитатель: Вулканы бывают на земле (наземные) и под водой (подводные).
Воспитатель: Вулканы бывают действующими - это те вулканы, которые извергает лаву, потухшими, которые тысячу лет не извергались, спящими – вулканы, которые в любой момент могут проснуться и начать извергать лаву.
(На слайде извержение вулкана Везувий «Последний день Помпеи», слайд 5).
Воспитатель: Пугающее зрелище?
Воспитатель: Как вы думаете, извержение вулкана опасное явление или нет? (Ответы детей).
Воспитатель: Извержение очень опасное явление. Лава может растечься в разные стороны на много километров вокруг. Длиться действие может несколько часов или даже несколько лет. Лава уничтожает все на своем пути, а газовые облака легко вызывают приступы удушья у людей и животных. Укрыться от извержения практически невозможно. Лучший способ спастись – вовремя эвакуироваться. А вы когда-нибудь видели извержение вулкана? Хотите увидеть? Тогда мы отправляемся в лабораторию.
Дети с воспитателем направляются в «лабораторию», выполняя движения в соответствие с текстом.
«Логоритмика» (разминка) «Весенняя»
Воспитатель: Ребята, мы пришли в научную лабораторию, где проведем опыт «Извержение вулкана». Но для начала вспомним правила поведения.
1. Внимательно слушаем.
2. Не трогаем ничего, пока вас не попросят.
3. Не пробуем на вкус.
4. Не толкаться, потому что можно пролить реактивы.
Занятие в интерактивной песочнице.
Воспитатель: Ребята, а хотите сами, своими руками построить вулкан и увидеть, как он извергается? (Да)
- Тогда я хочу пригласить вас к песочнице. Внимательно слушайте задание.
(напомнить сделать углубление-кратер).
Повторяем части вулкана
- Как называется раскалённое вещество, которое находится внутри вулкана? (магма)
- Как называется углубление на вершине вулкана, через которое извергается вулкан? (кратер)
- Как называется канал по которому поднимается магма? (жерло)
- Как называется вещество, которое течет по склону вулкана? (лава)
Опыт «Извержение вулкана»
Воспитатель: Я хочу вам показать, как это происходит на самом деле.
Воспитатель: Становитесь вокруг стола наблюдайте и слушайте внимательно! Для опыта нам понадобится (сода, жидкое мыло, краситель красного цвета, лимонная кислота и вода).
- Мы возьмем 2 ложки соды. Света, насыпь, пожалуйста, в кратер вулкана 2 ложки соды.
- Но разве магма белая? (Ответы детей).
- Поэтому добавляем красный краситель. Максим, насыпь 1 ложку красителя.
- Данил, а ты, пожалуйста, налей жидкого мыла.
- Теперь Маргарита будет высыпать лимонную кислоту в воду.
Воспитатель: И я вливаю воду в жерло через кратер. Смотрим, что происходит. Вулкан начинает просыпаться. Магмы внутри всё больше и больше, ей некуда деваться и она изливается на поверхность лавовыми потоками.
Воспитатель: Вам понравилось, было интересно? (Ответы детей).
- А что было интересно, что больше всего запомнилось?
- Что нового узнали?
- Чему вы научились?
Воспитатель: Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось, замечательно!
Самоанализ занятия
Занятие проводила с детьми подготовительной группы, присутствовало 5 детей. У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя. Тема занятия «Извержение вулкана». Это занятие комплексное сочетает в себе образовательные области: познание, социализацию, труд, коммуникацию, физическую культуру, музыку, а так же опытно-экспериментальную деятельность. Разрабатывая данный конспект занятия я прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей подготовительной группы. Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.
Цель:
1. дать детям представление о вулканах, их строении;
2. познакомить с природным явлением «извержение вулкана»;
3. формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют;
4. воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность,
5. продолжить знакомство с работой в интерактивной песочницей.
Мною были поставлены Задачи.
Задачи:
Образовательные:
1. дать представление о происхождении вулкана и строении вулкана;
2. формировать представление о природном явлении – извержении вулкана.
Развивающие:
1. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
2. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства;
3. стимулировать желание детей учувствовать в опытно-экспериментальной деятельности;
4. развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику.
Воспитательные:
1. воспитывать интерес к природе;
2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности в рамках самостоятельной деятельности в интерактивной песочницы.
В занятие внесла интересный организационный момент в начале, тем самым привлекла внимание детей к себе. На занятии обучение строила как увлекательную беседу в сопровождении интересного наглядного материала. Использование опыта «Извержение вулкана» и работа в интерактивной песочнице помогли показать материал детям более наглядно, детально, позволяя тем самым раскрыть сложную тему. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения сохраняла интерес на протяжении всего занятия. В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы, активно включались в процесс. Тип занятия - комплексный. Что способствует решению поставленных задач в комплексе. Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом дельности. Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядный материал, ИКТ. Наглядный материал соответствовал теме и цели занятия. На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей. Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы. Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Длительность занятия 30 мин, что соответствует нормам Сан Пина. Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны. Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнения задания. Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия и в практической части занятия. По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, и они хотели бы иметь продолжение.