Анна Курикеру
Конспект НОД с детьми старшей группы «Снятие блокады»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Ознакомление детей с историей своей страны, своего города
Воспитывать детей в духе патриотизма на примере жизни людей в тылу врага во время Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Развивать представление о жизни взрослых и детей во время войны.
2. Расширять знания детей об истории города-героя Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду.
3. Учить видеть состояние города и его жителей, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
Публикация «Конспект НОД с детьми старшей группы „Снятие блокады“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
4. Развивать слуховое и зрительное восприятие, используя иллюстрации и музыкальные композиции, чувствовать атмосферу, царящую в группе, учить выражать полученные эмоции через рисунок.
5. Активизировать словарный запас детей, развивать умение отвечать на вопросы полным ответом.
6. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы военного времени.
7. Закреплять умение собирать целое изображение из частей.
8. Развивать двигательную активность во время выполнения упражнений.
Интеграция областей:
-Познание
-Социализация
-Коммуникация
-Здоровье
-Художественное творчество
Используемые технологии:
-ИКТ
-Игровые
-Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми
-Здоровьесберегающие
Пособия и оборудование:
Презентация о блокаде, разрезные картинки, носитель с музыкальными композициями, кусочек чёрного хлеба, листы бумаги А4 на каждого ребёнка, восковые мелки, акварель, кисти
Предварительная работа:
Разучивание стихов о блокаде, тематическое рисование, лепка.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
В-ль: Очень давно в одном городе счастливо жили люди, работали, по выходным отдыхали, гуляли. Это был наш город и назывался он тогда Ленинград. Было 22 июня 1941 г. Это воскресное утро выдалось солнечным, тёплым, тихим. И в эту мирную тишину ворвался из уличного радио тревожный голос
Аудиозапись сообщения о начале войны (7) и песня «Священная война» (5) в сопровождении показа иилюстраций с изображением военных действий.
Реб-к: 22 июня ровно в 4 часа
Киев бомбили, нам объявили, что началась война.
Однажды летом на рассвете Гитлер дал войскам приказ
И солдат послал немецких против русских, против нас.
И грозные тучи фашистской блокады
Изверглись над городом Ленинградом.
В-ль: На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война. Страшная. Беспощадная. Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Все мужчины уходили на фронт.
В городах оставались старики, женщины и дети. Один из главных ударов немецких войск был нацелен на Ленинград, но благодаря сопротивлению жителей и войск, немцам не удалось взять город. И всё сразу изменилось. Уже в первую ночь радио на улицах тревожно предупреждало горожан
Аудиозапись воздушной тревоги (6)
В-ль: Город всё время обстреливали из орудий и бомбили самолёты и звук тревоги предупреждал о приближении вражеских бомбардировщиков, чтобы люди успели спрятаться в бомбоубежище. Фашистская Германия так близко подошла к Ленинграду, что с Пулковской высоты могла просматривать улицы и проспекты нашего города и стрелять по ним. Сверкающая на солнце (показ иллюстрации и ответы детей) игла Адмиралтейства помогала немцам прицеливаться из пушек.
- А почему немцы ориентировались на иглу? -(ответы детей) Правильно, потому что Адмиралтейство находится в самом центре города. И тогда альпинисты закрыли иглу маскировочными чехлами,
а золотой купол (показ иллюстрации и ответы детей) Исаакиевского Собора покрасили зелёной краской. Фашисты хотели не просто захватить Ленинград, а полностью его уничтожить.
- А как вы думаете, почему? – ответы детей. Главная цель была сломить наш дух, уничтожить то, что дорого нашему народу.
Осенью 1941 г. немцы окружили город со всех сторон. Все дороги, ведущие к нашему городу были перекрыты. А когда город окружён врагами, это значит, что он в блокаде. ЛЕНИНГРАД В БЛОКАДЕ! Город превратился в крепость. Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб, люди прятались в подвалах. Очень рано начались морозы. Никогда ещё не было так холодно.
Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. В условиях блокады было невозможно помочь городу продовольствием и лекарствами. Запасы заканчивались. А в городе больше 2х миллионов людей. Чем же их кормить? Всё время хотелось есть. Норма выдачи хлеба в первую блокадную зиму составляла 125 г. в сутки. Но что это был за хлеб! Тяжёлый, липкий как глина. (показ кусочка хлеба). Взрослые и дети умирали от голода и холода. А из-за лютых морозов не работал водопровод и приходилось брать воду прямо из Невы
Реб-к: Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Метёт колючая пороша,
А ветер каменит слезу.
Изнемогая, точно лошадь,
Не хлеб, а воду я везу.
Как хорошо, что ты замёрзла,
Святая Невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка,
Я привезу тебя домой.
В-ль: Фашисты надеялись, что голод и холод сломят волю ленинградцев и они сдадут город, но они очень просчитались! Мужественно вели себя не только взрослые, но и дети.
Аудиозапись песни «Ленинградские мальчишки» (1)
В-ль: Давайте сделаем круг, который напомнит нам кольцо блокады…А теперь давайте обнимемся и согреем друг друга своим теплом…
Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро осталось свободным. На баржах с Большой земли везли драгоценный груз с продовольствием и лекарствами. Путь был долгий и опасный. Но наступила зима и озеро замёрзло. Как теперь доставить в город продовольствие, лекарства и вывезти, обессиленных голодом, людей на Большую землю? (ответы детей). Правильно, зимой по льду ехали на санях и машинах (показ иллюстраций Дороги жизни) и назвали этот путь Дорогой жизни.
Реб-к: …Город Ладога спасала
Когда стояли холода,
Тогда Дорогой жизни звала
Её народная молва.
По льду машин шли караваны,
Чтоб иногда уйти под лёд.
Её бомбили беспрестанно,
И день за днём, из года в год.
И всё же не ломались люди,
И всё же побеждали смерть.
Они надеялись и ждали
И день свободы их пришёл,
Они свой город не отдали
И маршал Жуков не подвёл.
ФИЗМИНУТКА:
В осеннем тумане - закрыть ладонями глаза
В январском снегу - развести руки в стороны
Стоит Ленинград - руки над головой в виде крыши
На морском берегу. - плавные движения руками «волны»
С дворцами и парками - отвести руки вправо и влево
Строг и красив,
Как будто вплывает - движения руками «плывут»
В широкий залив.
В блокадные дни - шаги на месте
Под обстрелом в снегу
Не сдался, не сдался - повороты головы вправо – влево
Наш город врагу!
В-ль: Всё время, пока Ленинград был в блокаде, наши войска под командованием маршала Жукова, готовились к прорыву блокады. И наконец, 27 января 1944г Ленинград был полностью освобождён от блокады и радио на улицах города объявило:
Аудиозапись о прорыве блокады Ленинграда (3)
В-ль: Многие здания в освобождённом городе были разрущены. Давайте попробуем их восстановить.
Игра «Разрезные картинки»
В-ль: Отгремела война. Город залечил раны. Но подвиг ленинградцев навсегда останется в памяти народа. Берегите и жалейте стариков, их остаётся всё меньше, тех, кто помнит блокаду и войну. Священное место для каждого жителя нашего города – Пискарёвское мемориальное кладбище (показ иллюстраций)
Реб-к: На Пискарёвском холмики и плиты.
Трава могильная и памятный гранит.
Десятки тысяч голодом убитых…
Над ними в скорби женщина стоит.
Аудиозаписи «Вечная слава героям» (8) и «Ленинградский метроном» (4)
В-ль: В память о войне у Ладожского озера, у самого начала Дороги жизни, поставили памятник, который называется «Разорванное кольцо» и означает это разорванное кольцо прорыв и снятие блокады (показ иллюстраций). А в память о детях блокадного Ленинграда поставили памятник «Цветок Жизни» и на его каменных лепестках написано «Пусть всегда будет солнце» (показ иллюстраций).
РЕФЛЕКСИЯ:
1. О чём мы сегодня говорили?
2. Где проходила дорога жизни? Почему её так назвали?
3. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
В-ль: Ребята, вы сегодня узнали много нового о нашем городе, о его подвиге в годы войны. И вы, молодцы, помогли восстановить разрушенные дома. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали то, что вам больше всего запомнилось. Мы создадим «Альбом памяти» из ваших рисунков.
Изобразительная деятельность детей.