Екатерина Шитова
Конспект интегрированной НОД с детьми старшей группы на тему «Козули»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ детский сад № 7 «Алёнушка»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
с детьми старшей группы
Тема: «Козули»(интегрированное занятие)
Цель: формирование у детей умения изготавливать рождественские пряники «Козули».
Задачи:
Обучающие: актуализировать знания детей о русских народных традициях во время святок;
Публикация «Конспект интегрированной НОД с детьми старшей группы на тему „Козули“» размещена в разделах
- Коза, козлята. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
дать возможность детям при помощи взрослого научиться лепить пряники по трафарету, используя традиционные орнаменты, символизирующие домашних животных, солнце - круги, кресты, спирали, точки;
расширить словарный запас детей.
Развивающие: развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, воображение, творческую самостоятельность, активность и мелкую моторику рук;
расширять опыт работы с тестом.
Воспитывающие: воспитывать у детей интерес к народным традициям, народному творчеству; желание сделать что-то приятное для своих близких, доставить им радость.
Словарная работа:
Активный словарь – предки, козули, традиции, пряник.
Пассивный словарь –символы, шаблоны.
Материалы и инструменты: тесто, стеки, скалочки, доски для лепки, салфетки, зубочистки, колпачки от фломастеров, трафареты, фартуки, косынки, бумага для выпечки, пряности, противень.
Музыкальное сопровождение: фольклорные песни, колядки.
Техническое оснащение: проектор, компьютер.
Предварительная работа: беседа о традициях колядования во время святок, разучивание колядок, закличек и частушек.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Этапы НОД:
Вводная часть
В зал входит воспитатель, одетый в русском народном стиле.
- Здравствуйте, ребята! Я слышала, что вы готовитесь идти колядовать. Расскажите мне, а что вы уже знаете о святках и обряде колядования?
- Наши предки… А кто такие предки (т. е. русские люди, которые жили в давние времена) Они свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и традиции связанные с ними. Традиции – это правила жизни людей, передающиеся из поколения в поколение. Одной из таких традиций было во время святок наряжаться в животных: козу, медведя, в нечистую силу: Бабу-Ягу, Кикимору и др. и ходить по домам, поздравлять с праздником, желать наилучшего специальными песенками – колядками. Эта традиция уже несколько лет есть и в нашем саду. Дети старшей и подготовительной групп с воспитателями ходят колядовать по нашему городу.
- Давайте сейчас посмотрим фильм о том, как ходили колядовать наши предки, а также дети в нашем детском саду.
ПРОСМОТР ФИЛЬМА «КОЛЯДА»
- Наши предки очень любили и умели веселиться. А ещё на святках они готовили вкусные угощения. А как вы думаете какие?
- Одним из таких угощений были козули. Как вы считаете, что это?
Основная часть
ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ «КОЗУЛИ» ПО ХОДУ ЗАНЯТИЯ
- Первые пряники были в виде козы и коровы, отсюда их название козуля. Коза являлась символом достатка в доме. Считалось, что козули охраняют дом от злых духов, приносят в дом счастье, поэтому их хранили в доме целый год, а бывало и больше. С древних времен крестьяне верили, что, подаренное к празднику угощение, принесет в дом удачу, земле даст плодородие, а скоту – здоровье. Кроме того, лепили и другие фигурки. Фигурки – это не просто выдумка, а определенные символы. Вот, например, пряник «Коровка». В русских потешках корова упоминается то и дело:
Дайте коровку-
Масляну головку!
- Хозяева одаривали маленьких гостей пряниками, подавая девочкам «коровок», а мальчикам – «бычков».
Пряники ещё украшали знаками Солнца, это круги, кресты, спирали, точки. (Воспитатель демонстрирует символы Солнца, изображения пряников с символами Солнца и плодородия.) Рога козочки или оленя, грива коня – обозначали лучи Солнца.
- Тесто для пряников – козулей необычное. Как вы думаете, что входит в состав теста?
- Правильно, сахар, соль, мука. Сейчас я вам покажу и расскажу как нужно готовить это тесто. (Воспитатель показывает презентацию: этапы приготовления теста.) Кроме этого в тесто добавляли мёд. Мёд делает готовый пряник рыхлым, мягким, ароматным, долго не черствеющим.
- А ещё хозяйки добавляли пряности для аромата и вкуса. Некоторые пряности я принесла с собой.
Мята снимает нервное напряжение, помогает расслабится и забыть о проблемах, обладает антисептическим действием.
Корица незаменима при лечении и профилактике простудных заболеваний, она способствует заживлению язв, снятию болевых ощущений.
Имбирь – отличное средство против простуды.
- Какие красивые, разные и оказывается полезные пряники. Хотели бы вы попробовать испечь такие? Я принесла с собой уже готовое тесто, оно лежало ночь в холодильнике – дозревало.
- Мойте руки, надевайте фартуки, косынки и приступим к работе.
- Сначала обсудим, с чего начнем. Что понадобиться? (скалочки, доски, шаблоны, стеки).
Педагог надевает фартук и садится за отдельным столом, что бы все дети видели. Показывает этапы приготовления пряников, комментируя свои действия по ходу выполнения работы. (украшение фигурок рисунками, палочками)
- А теперь я предлагаю вам изготовить козули. Занимайте места за столом.
Дети выполняют работу по изготовлению козуль. Звучат колядки.
Заключительная часть.
- Кто запомнил, как называются эти пряники, почему? В какой праздник их выпекали? Для чего наши предки выпекали эти пряники?
Вылепленные пряники выкладывают на противень, покрытый пергаментной бумагой. Дети рассматривают получившиеся работы, делятся впечатлениями, рассуждают: кого бы хотели угостить своими пряниками и с какими пожеланиями.
- Ребята, что вам больше всего понравилось? Почему?
- Что вы расскажите родителям о нашем сегодняшнем занятии?
Вместе с педагогом противень уносят на кухню.
Пока козули готовятся (это 10-15 минут) дети поют колядки и частушки, показывают сценки для колядования.