Светлана Балаева
Конспект НОД с детьми старшей группы «Посиделки в русской избе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми старшей группы «Посиделки в русской избе».
Интеграция образовательных областей.
Познание. Социализация. Коммуникация. Речевое развитие. Музыка. Физическое развитие. Художественно - эстетическое развитие.
Цель. Формирование интереса к истории русской национальной культуры.
Задачи.
Образовательные.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Продолжать знакомить с жилищем русского человека – избой, ее устройством и особенностями проживания.
Поддерживать интерес к произведениям русского народного творчества.
Активизировать и обогащать словарный запас названия предметов быта русского народа.
Развивающие.
Развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русского народа.
Воспитательные.
Воспитывать интерес к истории русского народа
Предварительная работа.
Чтение русских народных сказок, чтение загадок, просматривание иллюстраций.
Проведение экскурсии в краеведческий музей. Разучивание хороводных песен, игр.
Речевое развитие. Ухват. Кочерга. Чугунок. Туеса. Прялка.
Материал. Мини – изба. Предметы быта – ухват, кочерга, чугунок, печь, лапти, рушник, прялка, ложки. Народные костюмы. Запись музыки П. И. Чайковского.
Содержание образовательной деятельности.
Воспитатель встречает детей в русской избе. Одета в русский народный костюм.
Хозяюшка. (Воспитатель).
Здравствуйте гости дорогие. Мы находимся в музее нашего сада, который называется «Русская изба». Войдя в избу, каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно было набить, дверь в избу была низкая. А порог наоборот высокий, чтобы меньше дуло. В избу заходите. У меня в избе тепло и уютно.
Закройте глаз и послушайте. (Звучит музыка П. И. Чайковского). Вечерами люди собирались в большой избе, где пели, рассказывали сказки, рукодельничали – пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками. (Музыка выключается). Что вы представили. (Ответы).
Воспитатель.
Комнату избе называли горницей. Посреди горницы ставили печь. Печь служила источником тепла и света и занимала большую часть дома. Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной. Складывал ее печник.
Давайте подумаем, почему печь самая главная. Где приготовить еду, конечно, в печи. На улице холодно, а у нас тепло, что нас греет. (Ответы).
В старину не было батарей, что тогда грело. (Ответы - Печь). Что нужно, чтобы печь грела. Чем топили печь. (Дрова). А еще дети придут с улиц, на горках накатаются, в снежки поиграют, а одежда мокрая, где ее сушить. (Ответы). Да печь накормит и обогреет. А, вы знаете пословицы о печи, об избе.
«Без печи – хата, не хата».
«Когда в печи жарко – тога и варко».
«Что есть в печи – на стол мечи».
«Не красна изба углами, а красна пирогами».
Воспитатель. Молодцы, хорошо ответили. Пока вещи на печи сушатся, мы поиграем в игру.
Игра «У Маланьи, у старушки».
Воспитатель. А еще печь лечит. Дети залезали на нее и согревались ее теплом.
В русской избе было сделано все своими руками. Мебель была самодельная, деревянная и очень простая. Столы стояли большие, потому что семья была большая, а рядом длинные скамейки, стульев не было. На лавках спали, в сундуках хранили вещи.
Хоть семьи были большие, но всем хватало места. Давайте посчитаем, большая ли у нас семья.
Пальчиковая гимнастика. «Как у нас семья большая».
Воспитатель. А, что же стоит у нас на столе. (Ответы). Правильно это посуда, которой люди пользовались в старину. Сделана она из дерева и из глины. (Рассматривание и описывание каждого предмета). Это - туеса, сделанные из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины – для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь. (Рассматривание предметов).
А, теперь отгадав загадки, назовите и покажите предметы.
«Железный конь, скачет в огонь». (Кочерга).
«Рогат, да не бык. Хватает, да не сыт. Людям отдает, да на отдых идет». (Ухват).
Воспитатель показывает чугунок. Как вы думаете, зачем он нужен. В нем варили щи, да кашу. В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.
(Воспитатель показывает, как ухватом ставит чугунок в печь).
Воспитатель. В избе люди изготавливали все сами, своими руками. Долгими зимними вечерами, выполняя ручную работу, девушки и парни пели песни, водили хороводы. Давайте и мы свами поиграем в игру с лентой.
Игра «Вышел Ваня погулять».
«Стал подружку выбирать. Кому ленточку отдать.
Поклонись, поклонись. Да за ленточку возьмись».
(Ваня идет по кругу с лентой, выбирает, кому ее отдать, дети идут по кругу и поют).
Каждый, делая какую-то вещь, хотел, чтобы она была самая красивая. Люди с любовью и старанием украшали свои изделия. Любая вещь. Салфетка или полотенце, посуда, мебель, все украшалось резьбой, вышивкой, кружевом, росписью.
Воспитатель. Давайте и мы украсим сундучки. (Рассматриваются образцы росписи). Дети рассаживаются за столами и украшают сундучки. (Рассматривание работ).
Воспитатель. Засиделись, мы с вами, вам пора возвращаться в сад. Что вам запомнилось, Что понравилось больше всего.
Мне очень понравилось, что вы зашли ко мне в гости, вы были большие молодцы, слушали очень внимательно и справились со всеми вопросами и заданиями.