Елена Тиханова
Конспект НОД с детьми старшей группы «Чтение глав из повести А. П. Гайдара «Чук и Гек»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с рассказом Аркадия Гайдара «Чук и Гек», учить детей давать характеристику героям, их взаимоотношениям, воспитывать заботливое отношение к близким, воздействовать на эмоционально-чувственную сферу детей.
Оборудование: портреты Гайдара и героев, книга, фрагменты фильма, телеграмма, коробочка Чука, палка Гека.
Ход занятия:
- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Мы спокойны, добры, мы приветливы, ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через рот все обиды, злобу, огорчения (музыка)
Публикация «Конспект НОД с детьми старшей группы „Чтение глав из повести А, П, Гайдара „Чук и Гек“» размещена в разделах
– Я сегодня пришла в группу и обнаружила вот эту коробочку. Вам интересно, что в ней? Тогда я вам предлагаю познакомиться с одним очень интересным произведением, может быть тогда мы поймём, что это за коробочка и что в ней находится.
1. Сообщение темы и цели занятия. (На экране портрет Гайдара).
СЛАЙД – Ребята, однажды писатель Аркадий Гайдар написал очень интересный рассказ про двух братьев, а называется он «Чук и Гек».
2. Ознакомление с рассказом.
СЛАЙД – Это Чук. Ему 6 лет. Это Гек. Он на год младше своего брата.
– Ребята, они жили в городе Москва – столице нашей Родины России.
– А что такое Родина?
– Жили вместе со своими родителями. Но папа очень часто уезжал в командировку в разные далекие места. По профессии он был геологом.
– Кто такие геологи?
СЛАЙД – Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей они ищут, нефть, уголь, соль, воду, строительный камень и даже золото и алмазы. Работа у них очень трудная, им даже приходится жить в палатках и готовить кушать на костре. В нашем современном мире, геологам помогают научные приборы и разные машины, но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, карабкаться на горные кручи с тяжелыми рюкзаками за спиной. Геолог должен быть смелым и сильным, уметь находить дорогу по компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая сложная работа геолога!
– Часто и подолгу отца не было дома, ребята его очень ждали и скучали. В этот раз его не было уже целый год. И вот однажды почтальон принес телеграмму от отца: он писал, что не может приехать и звал их к себе в гости. Но дорога, ребята, была трудной: сначала на поезде, потом на санях с лошадями по морозу по тайге.
СЛАЙД – Ребята, а что такое тайга? (Ответы)
Тайга – это множество деревьев, расположенных близко друг к другу и растущих на большом участке земли. В тайге живут птицы и дикие животные, кроме деревьев растут мхи, грибы и трава. Тайга это густой и дремучий лес.
–Да, путь был долгим и опасным.
– Сейчас я вам зачитаю отрывок из рассказа, а вы внимательно послушайте и подумайте: какие по характеру были Чук и Гек, как они относились друг к другу. Итак, мама и братишки собираются в гости к отцу.
(Чтение отрывка о моменте, когда почтальон приносит телеграмму от отца).
ВИДЕО Физкультминутка.
Вопросы к отрывку:
Какие были братья?
Какой был Чук по характеру? (запасливый, хозяйственный).
Какой Гек? (разиня, умел петь).
Что произошло? (Мальчики поссорились, Гек выбросил коробочку Чука в форточку, А в коробке лежала непрочитанная телеграмма от отца. Маме они ничего не сказали).
– Правильно ли поступили Чук и Гек? (нет, нужно было рассказать обо всем маме, может быть, они бы вместе нашли телеграмму).
– Ребята, они поехали к отцу. Ехали долго в поезде, потом на санях по полям, по тайге в стужу. Наконец, они приехали на базу, но там никого не оказалось: ни геологов, ни отца. А хотите знать, что было дальше и что было написано в телеграмме?
(Просмотр фрагмента №1 про эпизод на базе, когда сторож упоминает об отправленной телеграмме).
Вопросы по фрагменту:
Что же было написано в телеграмме?
Вам было жалко героев? Кого?
Почему?
– Хотите узнать, чем закончилась эта история?
(№2 Просмотр финальной сцены про встречу с отцом).
3. Рефлексия.
С каким произведением мы познакомились?
Кто написал рассказ?
Как вы думаете, что же это за коробочка и что в ней лежит?