Марина Селезнёва
Конспект НОД в ОО «Познание» с детьми старшей группы «Путешествие в зиму»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и систематизировать представление детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи :
Образовательные:
- Закреплять представления детей о характерных признаках зимы, учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных, птиц;
-Расширять и обогащать словарный запас по теме «Зима»;
-Совершенствовать грамматический строй речи;
- Вызвать у детей интерес к экспериментированию, уметь анализировать, находить решения, сравнивать, делать выводы;
-Приобщать детей к русской национальной культуре.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД в ОО „Познание“ с детьми старшей группы „Путешествие в зиму“» размещена в разделах
- Развивать у детей наблюдательность, мыслительную деятельность, слуховое и зрительное внимание, память, коммуникативные способности;
-Интерес к миру природы.
Воспитательные:
-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
-чуткость к восприятию зимнего пейзажа.
Методические приёмы.
Словесные: вопросы, ответы, художественное слово, вывод.
Игровые: дидактические игры, упражнения.
Наглядные: рассматривание картинок.
Практические: экспериментирование.
Предшествующая работа: Рассматривание иллюстраций о зиме; наблюдения и беседы; чтение художественных произведений на зимнюю тематику, разучивание стихотворений, поговорок, песен о зиме, отгадывание загадок, рисование в свободное от занятий время, беседы о правилах поведения в лесу,
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, стаканчики с водой и льдом, блюдца с ложками по количеству детей, салфетки, формочки, разрезные картинки, мягкий снежок-игрушка, картинки следов животных, игрушки-животные, угощение-леденцы для детей, колокольчик, сумка-холодильник (для хранения снега и льда), аудиозаписи: «звуки зимнего леса, музыкальной игры “Идем дорогой зимнею",мелодии на тему зимы по выбору воспитателя.
Ход НОД:
Слайд «Зима»
Воспитатель: Ребятки, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их.
Минутка вхождения:
«Круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья»
- Посмотрите, у меня в руках снежок. Мы будем его передавать друг другу и говорить такие слова:
«Ты снежок катись по рукам, по рукам,
«Пусть все ребятки улыбнутся друзьям».
-Улыбнулись? Я очень рада, что у вас отличное настроение.
Звучит музыка Шопена «Первый снег»
Воспитатель читает стихотворение:
Белым пухом покрыта дорожка…
Как прозрачен воздух зимой!
Постою, полюбуюсь немножко
Как снежинки летят надо мной!
Их повсюду зима рассыпает,
Дарит всем серебристый наряд.
Будто сказка вокруг оживает,
И снежинки кружатся, летят!
Слайд «Снеговик»
Воспитатель: Вы, конечно же догадались, о каком времени года говорится в этом стихотворении?
Воспитатель: - Правильно, о зиме. Зима не хочет с вами прощаться и приглашает вас к себе в гости, в путешествие по страницам своей белой книги. Сегодня мы вспомним, что вы знаете о зиме. Итак, ребята, вы готовы отправиться к Зимушке-Зиме?
(ответы детей). Но сначала давайте оденемся. На улице холодно.
Бери скорее варежки
И, конечно, валенки.
Шубу тёплую наденем,
Шапку потеплее.
И пойдём все вместе
Мы гулять скорее.
(имитация «одеваемся на прогулку» в соответствии с текстом)
-А теперь все дружно в путь! «Кто в книгу войдет, тот в зимнее царство попадёт».
Дети идут за воспитателем, входят в книгу и попадают в зимнее царство.
Слайд «Зимний лес»
Воспитатель: Посмотрите как красиво в зимнем лесу: деревья стоят в зимнем убранстве, кустарники, как волшебные гномы, принакрылись снежными шапками, а какая в лесу тишина… Изменился лес зимой, деревья отдыхают, с них опала вся листва. Только ели и сосны стоят зелёными весь год. Природа будто бы погрузилась в сказочный сон. Ребята, давайте вспомним еще зимние приметы, какие изменения происходят зимой?
(Выпадает снег, на улице холодно, льдом покрываются реки и озера, солнце светит, но не греет, метут метели, дуют холодные ветры)
-Очень красива зима в своем белоснежном убранстве. Как люди ласково называют зиму? (белая лебедушка, матушка-зима, снежная царица)
– Зима-владычица трех месяцев.
- Какой месяц год кончает, а зиму начинает? (Декабрь.)
- Какой месяц году начало, а зиме середина? (Январь.)
- Какой месяц весну встречает? (Февраль).
Слайд «Приметы»
Воспитатель:
А еще о зиме есть много пословиц, примет. Назовите те, которые вы знаете.
(дети рассказывают выученные приметы и пословицы и объясняют, что они означают)
Пословицы: «Мороз не велик, а стоять не велит»
«Береги нос в большой мороз»
«Лето припасиха, а зима-подбериха»
Приметы: «Холодная зима, жаркое лето»
«Зима снежная, лето дождливое»
«Кошка пол скребет-на метель, на ветер»
Слайд «Природа»
Воспитатель: Зима подготовила для нас много интересных заданий, но, чтобы вам быть внимательными, нужно сделать зарядку для глаз. Гимнастика «Озорная снежинка».
-А что же я вижу впереди, да это волшебные льдинки, а на них картинки.
Только зимние картинки выбираем,
И их вместе собираем.
(дети выбирают только те картинки, которые связаны с зимой и собирают из них картину зимы)
-Молодцы, вы справились с заданием.
Слайд «девушка-Зима», музыка
Выход Зимы:
По лесам и по полям
Я спешила в гости к вам.
По горам и по тропинкам
Уложила я снежинки.
Запорошила дорожки
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Догадались, кто же я?
Воспитатель и дети: Ну конечно же, зима!
Зима: Я подготовила для вас интересные вопросы, задания, игры.
В моем царстве много интересного.
Выполняйте все задания,
Проявляйте вы внимание.
Будет вам тогда сюрприз
От меня прекрасной приз.
Слайд «Колокольчик со звуком»
. Зима: Я для всех ребят ледяной колокольчик припасла!
Колокольчик ледяной, он всегда везде со мной!
Динь -дон, динь -дон – раздает загадки он!
(Загадки про животных, дети отгадывают и рассказывают, кто как зимует).
1ый слайд: белка спряталась в дупло, там ей сухо и тепло.
Она поменяла окрас шерсти с рыжего на серый, чтобы быть менее заметной на фоне деревьев и для хищников- лисы и волка. Белка делает запасы на зиму, ей не страшен голод, запасает грибы, орехи.
2ой слайд: зайка шубку поменял, чтобы волк не донимал.
Заяц меняет шубку два раза в год. Летом он серый, а зимой – белый. Зайцы питаются корой деревьев и кустарников.
3ий слайд: У лисы в лесу глухом есть нора-надежный дом.
Лиса- зверь опасный ходит в шубке красной,
Снег разгребает, мышек хватает.
4ый слайд: волк бродит по лесу голодный и злой, чтобы поесть ему лютой зимой?
Воспитатель: У всех животных появляется подшёрсток, чтобы им было теплее. А вот медведя и ежа мы в лесу сейчас не встретим, потому что всю зиму они спят в своих тёплых жилищах. У медведя это берлога, а у ежа-норка.)
5ый слайд: ёжик спит под снегом в норке. Видим только эту горку.
6ой слайд: ну, а эта горка выше. Спит медведь там, слышишь - дышит.
Слайд «Следы»
Игра «Чей это след»
Зима: Кто расхаживал по снегу, догадайся-ка по следу!
Каждый снежный след затаил в себе секрет.
Слайд «Зимние забавы»
Зима: Замерзли, наверное, давайте поиграем. Музыкальная игра.
Зима: Да, друзья, вы молодцы! Поплясали от души!
.Звучит аудиозапись «Звуки птиц»)
Воспитатель: Вы слышите? Неужели не все птицы улетели на юг? (Нет. Улетели только перелётные птицы, а зимующие и кочующие остались.) Давайте их назовем.
Слайд «Птицы зимующие и перелетные»
Воспитатель: - Нынче зима снежная и птицам очень трудно добывать корм самим.
Слайд «Дети кормят птиц»
Мы с вами тоже заботимся о птицах, подкармливаем их на участке, делаем кормушки. Молодцы.
Игра «Четвертый лишний»
Зима: Вам необходимо определить, какая птица здесь лишняя и почему.
Слайд: «Лаборатория»
Зима: А теперь я приглашаю вас в лесную лабораторию. Как настоящие учёные мы будем заниматься исследовательской работой. Проведем несколько опытов, и определим свойства льда.
Игра «Лесная лаборатория» (проведение опытов с детьми)
Опыт 1. Внести кубики с замороженной водичкой. Почему она замерзла? Вывод: Вода превращается в лед при низкой температуре воздуха.
Опыт 2. Зима растеряла бусинки и они на морозе превратились в ледышки. Как их растопить?
- можно отогреть в варежках (варежки намокнут);
- можно положить на батарею (будет лужа);
- разбить лед молотком (сломаешь пуговицу);
- можно отковырнуть ножом (можно пораниться);
- можно положить в теплую воду;
- можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (руки замерзнут);
Положили замороженную во льду бусинку в теплую воду. Вывод: бусинка быстро освободилась в теплой воде.
Слайд «Зимняя природа»
Зима:
Кончается время волшебных минут
Меня уже вьюги в дорогу зовут.
Туда, где без края снега да снега,
Где вьются метели и кружит пурга.
Мне медлить нельзя, я должна торопиться.
И с вами, ребятки, должна я проститься.
Мне понравилось у вас
Вы ребята просто класс.
Вслед за мной сестра придёт
Радость вам она несёт.
Рефлексия
Зима:
У меня есть цветные льдиночки,
Если вам понравилось занятие, то положите льдинку в корзинку.
Ребята, льдиночку берите,
И в корзиночку кладите.
На радость всем, на удивление я приготовила вам угощенье,
Корзинку с льдинками мы потрясем,
Может что-нибудь найдем.
(корзинку показать, а там леденцы для детей)
Награждаю вас вкусными леденцами за пройденные испытания. Молодцы, ребята. (Зима угощает детей и прощается).
Слайд «Детский сад»
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте скажем «спасибо» нашей гостье-Зимушке-зиме. Нам пора возвращаться в детский сад.
Скажем волшебные слова : «Вокруг себя повернись, в детском садике окажись!»
- Итак, ребята, куда мы с вами ходили путешествовать? (ответы детей) О каком времени года мы говорили? (ответы детей) Что вам больше всего понравилось, запомнилось? (ответы детей)