Людмила Буланова
Конспект НОД «В деревенской избе, в светлой горенке» с детьми старшей логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №52 комбинированного вида г. Орла
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы:
«В деревенской избе,
в светлой горенке».
Подготовила и провела воспитатель:
Буланова Людмила Фёдоровна
Образовательные области:
Публикация «Конспект НОД „В деревенской избе, в светлой горенке“ с детьми старшей логопедической группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Программные задачи:
Образовательные задачи: прививать чувство любви к родной деревне, её красоте, естественности, простоте, неразделимой связи с природой. Закреплять знания детей об окружающем мире, о зависимости состояния природного окружения от дел рук человеческих. Учить делиться со сверстниками и взрослыми полученными впечатлениями.
Развивающие задачи: продолжать развивать связную речь детей, формировать умение правильно строить предложение при ответе на вопрос. Развивать мелкую моторику, умение согласовывать речь с движениями.
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит не лёгкий, но благородный труд. Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает, добрые чувства друг к другу, желание общаться, выполнять работу сообща.
Оборудование.
Д. материал: Предметы домашнего обихода старины: прялка, расшитые рушники, скатерти, постельные принадлежности, самовар, чугун, ухват, сундук, деревянные ложки, посуда из бересты, рубелька, старинная одежда, шапочка (солнышко, валёк, доски, пяльцы, клубки ниток, спицы расписная бутафорская печь, клубочек шерсти шерстяные носки, варежки, длинная (5 метров) узкая лента желтого цвета (солнечный лучик, две тканые дорожки, схема-подсказка, геометрические фигуры, макет коврика (из ткани).
Р. материал: Баночки с зернами пшеницы и овса (по количеству де-тей, по 2 пустые одноразовые тарелочки, (на каждого ребёнка, ёмкость с влажной салфеткой для замачивания и проращивания овса.
Ход занятия
I часть. (Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель под своим стулом находит клубочек (с него размоталась ниточка).
- Ребята, этот клубочек не простой, он прикатился к нам в детский сад из прошлого. Как вы думаете, ребята, что такое прошлое? (Ответы детей).
Я предлагаю смотать ниточку и посмотреть, куда же она нас приведёт.
А вы потихоньку идите за мной. (Проходим в другую часть групповой комнаты. Там устроена деревенская изба. Посреди стоит стол накрытый расшитыми рушниками, на нем самовар, деревянные ложки, кружки из бересты. В стороне русская печь, возле неё чугунки, ухват. В углу сундук, на нём пяльцы, спицы, клубки ниток. Рядом маленький столик, на нем скалка, на которой накручен рушник, рядом рубелька (предмет, которым гладили в старину бельё). В другом углу стоит прялка. Возле стены две скамейки. Пе-ред ними на полу тканые дорожки. Напротив красиво заправленная кровать (вышитые наволочки и покрывало).
Предлагаю детям присесть на скамеечки.
- Ребята, смотрите, куда нас привёл клубочек. Здесь действительно всё необычно, и очень красиво. Посмотрите, какие интересные предметы нас окружают.
Вам что-то из них знакомо?
А для чего они нужны?
Пользуются ли ими люди сейчас? Вот видите, я же вам говорила, что клубочек этот не простой – он действительно из прошлой жизни.
А вот это прялка. На ней наши бабушки и прабабушки вот из такой шерсти (это шерсть овцы) пряли пряжу, а затем вязали тёплые вещи (показываю носки, варежки). Это вещи из чистой шерсти, значит они какие? (шерстяные). Потрогайте какая шерсть на ощупь (мягкая, тёплая). А смотрите, как интересно устроена сама прялка, здесь огромное колесо, вот это катушка, на неё наматывается в процессе работы готовая пряжа через головку и крючки вдоль лапок. А вот эта часть называется рычаг, а ниже педаль. Нажимая ногой на педаль, рычаг помогает вращать колесо, и прялка начинает работать (рассказ сопровождаю показом).
Ребята, вы запомнили, как называется этот предмет?
А как называются его части?
Что на нём делали? Да, ребята, раньше людям жилось не легко, но они были очень трудолюбивые и рукодельники.
Посмотрите, какие красивые вещи получались с помощью вышивки (обращаю внимание детей на покрывала и наволочки). А еще, ребята, хорошие хозяйки любили в доме чистоту и порядок. Но ведь не было тогда ни пылесосов, ни стиральных машин, ни утюгов. Например, что бы постирать полотенце чисто, его выколачивали вальком, а затем гладили с помощью вот таких предметов. (показываю скалку и рубельку, демонстрирую как это дела-ли). Давайте все вместе произнесём название этих предметов. Для чего они нужны?
Кроме того, хозяйки очень вкусно готовили, вся пища была приготовлена в русской печке. Её готовили в чугунках. А чтобы удобно было ставить и доставать из печи пользовались вот таким ухватом. А сейчас я хочу проверить, как вы запомнили названия этих предметов и для чего они нужны были человеку. Я загадаю вам интересные загадки.
Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдает,
А сам в угол идет. (Ухват)
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло,
Держит ведра … (Коромысло)
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголек
Кашу сварит … (Чугунок)
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили,
Влезут дети на палати,
У печи оставят … (Лапти)
Две проворные сестрицы
У сестры в руках снуют.
То ли петельки считают,
То ли песенки поют. (Спицы)
Четыре ноги,
Два уха,
Один нос,
Два брюха. (Самовар)
Молодцы, ребята, вы очень были внимательны, и правильно разгадали все мои загадки.
II часть. Особенно много работы у крестьян было в тёплое время года. Кроме домашнего хозяйства, они еще много трудились на земле. Как вы думаете что делали крестьяне? (пахали, сеяли, молотили, сортировали). И тоже всё приходилось делать своими руками. Давайте сейчас попробуем поиграть в игру «Сортировщики». (дети проходят из избы к столам). Чтобы выполнить работу хорошо и правильно нужно подготовить свои ручки (пальчиковая гимнастика).
Помощник
Я крупу перебираю,
Мамочке помочь хочу,
Я с закрытыми глазами
Рис от гречки отличу.
Нам необходимо отсортировать зерно. Здесь пшеница и овёс (показываю в баночках уже отсортированное зерно). Кто знает, что получают из этих сортов зерна? (муку). А из пшеничной муки что пекут? (хлеб). А что пекут из овсяной муки? (печенья). Овсяное печенье из какой муки? (из овсяной). Овсяная мука из какого зерна? (из овса). Наши повара тоже готовят для вас овсяную или геркулесовую кашу. Дети приступают к выполнению работы.
Ребята, в народе всегда гласила, да и сейчас гласит поговорка: «Труд человека кормит, а лень портит». Как вы думаете, это так? Да у вас у всех трудятся мамы, папы, у некоторых даже бабушки и дедушки. Поэтому и вы старайтесь быть похожими на них. А какие пословицы и поговорки о труде знаете вы?
1. «Умелые руки не знают скуки».
2. «Почёт и труд рядом идут».
3. «Сделал дело – гуляй смело».
4. «Любишь кататься, люби и саночки возить»
5. «Терпение и труд всё перетрут».
6. «Судят не по словам, а по делам».
7. «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
А теперь возьмите несколько зерен овса, и давайте положим их сейчас в эту баночку. Здесь находится влажная тряпочка, на неё разместим овёс и прикроем его такой же влажной салфеткой. А через несколько дней мы по-смотрим что же с ним произойдёт. (дети выполняют задание). А я, ребята, вспомнила еще одну очень интересную пословицу, послушайте: «Землю красит солнце, а человека – труд». Как вы это понимаете? (ответы детей). Верно, ребята жизнь на земле без солнца не существует: не будет дня и ночи, зимы и лета, не вырастет урожай, не расцветут цветы, да и, наверное, люди будут печальными и даже нездоровыми. Не смогут трудиться, отдыхать и весе-литься. Каждый человек знал, что «Делу время, а потехи час». И дождавшись восхода солнца, каждый солнечный лучик давал силы, желания, хорошее на-строение, чтобы вновь быть полезным окружающим, делать добро. Ну а после сложной и важной работы, крестьяне умели весело устраивать праздники и гуляния, куда собирались все и стар и мал. На праздниках водили хороводы пели песни, шутили, играли в игры (незаметно надеваю девочке шапочку солнышко). А вот и солнышко засияло ярче.
Солнышко:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
Природу пробуждаю.
Смотрю с утра в оконце
И называюсь Солнце.
- Что у вас случилось?
- У нас все хорошо, солнышко. Мы с ребятами просто выясняли, что без тебя нам не прожить на земле.
- Это так.
- После твоего восхода нам становится так весело, всё сразу оживает, согревается, нам хочется и трудится, и играть, и стихи читать. Поиграй с на-ми, солнышко.
Игра «Солнышко».
Солнышко, солнышко,
Погуляй у речки,
Солнышко, солнышко,
Раскидай колечки!
Мы колечки соберём,
Золоченые возьмём.
Покатаем поиграем
И тебе назад вернём!
Ребята, давайте поблагодарим солнышко, да стихотворение прочитаем для него.
В небе солнце катится,
Словно жёлтый мячик,
То за тучку спрячется,
То по ёлкам скачет.
Выйди, выйди, солнышко,
Посвети щедрее,
Улыбнись нам ласково,
Сделай нас добрее!
Ребята, подарите солнышку свои красивые улыбки.
Солнышко: Ребята, а я дарю вам свой самый яркий лучик.
Воспитатель: Ну вот, ребята, с ярким светом солнечного лучика, его теплом, мы вернемся из прошлого в настоящую жизнь. Дети проходят за воспитателем к столам, садятся за столы.
Я открою вам маленький секретик, у меня вот такой необычный ковёр, но его нужно украсить до конца, для этого мне нужна ваша помощь. У нас есть де-тали разной формы и цвета и есть схема-подсказка. Чтобы ковёр был ярким, мы будем аккуратно составлять узор на нём. (Дети выкладывают детали на ковёр – коллективное выполнение. В процессе выкладывания задаю детям вопросы: какой формы детали ты разместил на ковёр? Куда ты закрепил свои детали? Из скольких фигур мы составили узор? Каким стал наш ковёр)
Ребята, мы будем хранить его в волшебном сундучке. И быть может через несколько лет наш ковёр пригодится для того, чтобы вспомнить и поговорить о прошлом.
Ребята, а вам понравилось путешествовать в прошлое? А что особенно вы запомнили? Я желаю, чтобы вы смело шагнули в будущее с таким же прекрасным настроением, с желанием делать добро и для себя и для окружающих. Наше занятие закончено, молодцы.