Ольга Мельникова
Сценарий развлечения — викторины для детей старшего дошкольного возраста «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель викторины :
1. Обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха и его роли в жизни человека.
2. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, анализировать; развивать связную речь, обогащать словарный запас.
3. Воспитывать любознательность.
Материал: мыльные пузыри, весы аптечные или самодельные (палочка закреплении на веревке, к концам привязаны два одинаковых воздушных шарика), песок, воздушный шар, мяч, карточки с символьными обозначениями изучаемых свойств воздуха.
Публикация «Сценарий развлечения — викторины для детей старшего дошкольного возраста „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Воздух. Свойства воздуха
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2015
Ход. Педагог предлагает детям познакомиться с волшебником, который умеет творить чудеса. (педагог надувает мыльные пузыри).
В: -Как вы думаете, ребята, с кем я хочу вас познакомить? Кто надувает эти пузыри? Что находится в них внутри? (ответы детей). – Верно, это- воздух. Вы хорошо знакомы с ним? Воздух всегда рядом с нами, без него невозможно жить. Но хорошо ли вы с ним знакомы? Хотите проверить? Приглашаю вас пройти в нашу лабораторию.
Дети размещаются за столами в «лаборатории». У каждой микрогруппы свой набор материалов для работы.
В: В загадках о воздухе отражены его самые разные свойства. Внимательно слушайте загадки и постарайтесь понять, какие свойства воздуха в них упоминаются.
Загадка 1. Что всегда в комнате есть, а увидеть и потрогать нельзя?
Обсуждение: воздух всегда вокруг нас, но он невидим (прозрачен, его нельзя почувствовать.
В: Ребята, выберите у себя на столе карточки с символьными изображениями этих свойств воздуха.
Примеры карточек: 1. Человек, вокруг него точки. 2. Человек с лупой пытается разглядеть пустоту. 3. Человек дует на руки, греет их, у него красный нос.
Загадка 2. Места не занимает, цвета не имеет, запаха нет, веса нет, а без него нельзя.
Обсуждение: Не занимает места, бесцветный, без запаха, необходим всем живым существам.
В: Ребята, выберите карточки для этих свойств воздуха. Какая карточка у нас уже есть?
Примеры карточек: 1. Человек горстями «складывает» воздух в корзинку. 2. человек нюхает цветок. 3. Человек держит в руках корзину с яблоками и пустую корзину. Видно, что пустая корзина тяжелее. 4. Человек и олененок под деревом, зима, виден пар при дыхании.
Загадка 3. Нужен мне, нужен тебе, нужен рыбке в море, галке на заборе.
Обсуждение: необходим всем живым существам.
В: - Есть ли у вас такая карточка? Посмотрите, какие свойства воздуха вы встретили в загадках? (ответы детей с опорой на карточки).
- Ребята, некоторые свойства воздуха проверять при помощи опытов нет необходимости. Их можно выявить при помощи органов чувств – воздух прозрачен, его можно почувствовать кожей (на ощупь, т. к. он может быть холодным или теплым, воздух всем необходим. Но некоторые свойства мы можем сейчас проверить с помощью опытов. Итак, с какого свойства воздуха начнем? Что будем проверять сначала?
Опыт № 1. Имеет ли воздух вес?
Воспитатель предлагает вниманию детей аптечные или любые другие чувствительные весы (в том числе игрушечные, воздушный шарик и песок, показывает, как работают весы (уравновешивает положенный на одну чашу шарик при помощи песка). Воспитатель предлагает детям догадаться, как с помощью весов, шарика и песка доказать, что воздух имеет вес. Весы находятся в равновесии.
1. Мы предположили, что воздух… (имеет вес / не имеет веса).
2. Как мы решили проверить свое предположение? (Взвесить пустой шар, затем надутый – наполненный воздухом шар).
3. Какой вывод мы можем сделать? (Надутый шар весит больше, значит, воздух имеет вес).
В: - Вы, ребята, молодцы. Как настоящие ученые, вы придумали, как проверить свою догадку и сделали правильный вывод. Воздух имеет вес! Правильно ли это свойство было обозначено на карточке? Я недаром говорила вам о том, что воздух волшебник. А еще без воздуха мы не могли бы с вами играть во множество интересных игр. (Воспитатель достает мяч). Скажите, ребята, что находится внутри мяча? Как вы думаете, если выпустить из мяча воздух он сможет делать так (набивает мяч об пол? Верно, именно воздух делает мяч упругим, прыгучим! В какие же игры можно поиграть с мячом?
Дети называют игры, в которые они любят играть с мячом. Проводится подвижная игра, выбранная детьми.
В: - Какое свойство возьмемся проверять теперь?
Воспитатель предлагает детям и взрослым высказать свое предположение о том, занимает ли воздух место.
Опыт № 2. Занимает ли воздух место?
Воспитатель предлагает каждому ребенку и взрослым, участвующим в работе лаборатории, взять в руки пластиковые стаканчики, организует обсуждение, есть ли в них воздух. Он показывает, как нужно проводить опыт: стаканчик необходимо быстро опустить в емкость с водой. Если действовать правильно, на дне стакана станется воздух.
Воспитатель предлагает детям пояснить, почему вода заняла не весь стакан, что ей мешает, подводит детей к выводу о том, сто воздух занимает место.
Рефлексивно-оценочный этап: Воспитатель предлагает детям с опорой на карточки правильно назвать свойства воздуха, ответить на вопросы:
- Какие свойства воздуха были названы в загадках неверно?
- Что нам помогло проверить свои предположения?
Воспитатель спрашивает детей, понравилось ли им изучать свойства воздуха и предлагает продолжить эту работу на прогулке.