Алла Быченко
Занятие для детей старшей группы «Волшебник-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать детям знания о неживой природе (о воздухе) через опыты.
Задачи: Показать способы обнаружения воздуха.
Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха: воздух легче воды,
теплый воздух легче холодного; упругий, теплый воздух легче холодного,
плохо проводит тепло.
Познакомить со стихией воздуха.
Дать понятие о взаимосвязи всего живого в природе.
Приобщать к умению анализировать и делать выводы.
Развивать интерес к познавательной деятельности.
Оборудование :
Публикация «Занятие для детей старшей группы „Волшебник-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Полиэтиленовые мешочки, шарик и трубочка, соломинка, стакан с водой,
материалы: салфетка, пластмассовые коробочки, два одинаковых листа бумаги,
пластиковые бутылки с пробками, свеча.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня, ребята, я вам открою большой секрет. Я вам кратко расскажу, какой была наша земля очень-очень давно, и с помощью чего она стала такой, какая она сейчас.
Наши ученые думают, что раньше все пространство, где плавают теперь наши планеты, было наполнено паром. Страшная жара царила кругом. Но жара стала спадать. Пары камней и металлов начали охлаждаться. Они сблизились и сгустились. Вместо паров получился огненный шар. Этот шар был намного больше теперешнего Солнца. Огненно-жидкий шар-великан вертелся вокруг себя и от него стали отрываться громадные куски. Один из кусков, самый большой это Солнце, а поменьше- это планеты, в том числе и наша Земля. До сих пор она вместе с остальными носится вокруг Солнышка.
Очень-очень долго на нее лили бесконечные дожди. Вода покрывала всю землю. Но рано ей праздновать победу. Земля собиралась с силами, продолжая остывать. Сначала она была похожа на яйцо. Изнутри все морщится, все, кроме скорлупы, и становится как печеное яблоко. Так и образовалась земная кора. Она морщилась, трескалась, так и образовались горы. Дожди продолжали лить. Вода, которая находилась на облаках, служила Земле теплым платьем. У воды появился верный помощник-воздух.
Давайте с вами пойдем в волшебное царство, где живет воздух. А попасть туда можно лишь тогда, когда вы отгадаете загадку:
«Не конь, а по полю гуляет, не птица, а в небе летает.»
Дети: Воздух
Воспитатель: Возьмите в руки мешочки и скажите, что внутри?
Дети: Ничего нет, воздух.
Воспитатель: Скрутите мешочек. Что с ним случилось?
Дети: Раздуло.
Воспитатель: Что его раздуло, что внутри?
Дети: Воздух.
Воспитатель: А я считаю, что внутри ничего нет. Так кто же прав? Давайте проверим. Воздух, как
невидимка, его не видно, но его можно обнаружить. А теперь помашите рукой около лица. Что вы чувствуете?
Дети: Чувствуем, что воздух движется.
Воспитатель:А как можно увидеть воздух? Что случится, если опустить соломинку в воду и подуть? Что видите?
Дети: Пузырьки воздуха, которые мы выдыхаем.
Воспитатель: А почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? г
Дети: Потому что они легче воды.
Воспитатель: А теперь бросим пластмассовую коробочку в воду. Как вы думаете, утонет она или нет?
(Одни говорят, что утонет, а другие - нет)
Давайте проверим
(Бросим в аквариум и предложим проделать опыт с закрытыми и открытыми коробочками).
Воспитатель: Так что же удерживает коробочку на поверхности?
Дети: Воздух
Воспитатель: В нашем Воздушном царстве живут и сыновья воздуха- это холодные и теплые ветры. Ветер - это движущийся воздух. Он приносит много пользы человеку: он опыляет растения, очищает города от пыли, приносит тепло или холод, приводит в движение механизмы. Но ветер причиняет также и великое зло людям. Это бури, ураганы, тайфуны, смерчи, суховей. Они сокрушают дома, топят в море корабли, губят сады, заносят песками земли, превращая их в пустыни. Вспомните сказку, которую я читала вам накануне (украинская народная сказка «Ветер, мороз и солнце») и скажите, что сильнее: мороз, солнце или ветер? Дети: Ветер
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это?
Дети: Вертушка
Воспитатель: Как вы думаете, почему она вертится?
Дети: Ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему.
Воспитатель: А сейчас надуйте шарики и отпустите их. Посмотрите, куда движется шарик?
Дети: В обратную сторону.
Воспитатель: Для того, чтобы шарик дольше летел, его надо сильней надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться в противоположную сторону с большой силой. Воздух наш
обладает упругостью.
Послушайте стихотворение:
Шелестит и шумит,
Ветки ломает,
Пыль столбом поднимает,
С ног тебя сбивает.
Ясно слышишь его
Да не видишь никого.
Это и есть ветер. Послушайте, я расскажу вам много интересного про теплый и холодный ветер.
В горных странах зарождаются и живут удивительные ветры. Горячие и знойные, они дуют со. снежных гор. Это фены. После такого ветра происходят сказочные изменения: у деревьев набухают почки, начинают зеленеть травы.
Но у этого ветра есть злая сестрица - бора. Она живет на нашем Черном море. Это злой и жестокий ветер. Много бед приносит людям. С домов срывает крыши, валит деревья, столбы. На нашей планете очень много пустынь и степей. Здесь зарождаются огненные ветры. «Сжигающие без огня»,-так называют люди эти ветры. Там, где прошелся этот ветер, растения, засыхают и погибают.
Послушайте, ребята, африканскую сказку «Ветер».
В давние времена ветер был человеком. Но затем он превратился в птицу и стал летать. И с тех пор уже не мог ходить по земле, как было раньше. Поселился птица-ветер в пещере, в горах. Днем он вылетал из пещеры и охотился весь день, вечером вновь возвращался в горы, в свою пещеру и проводил там ночь. Случилось однажды, что человек увидал ветер. Подумал, что это птица и бросил камень в птицу-ветер. Рассердился ветер, разгневался, стал он летать и дуть. Поднялась пыль, скрылось солнце за тучами пыли, посыпались камни. Ни один человек не мог охотиться и собирать коренья. Все сидели в своих хижинах, ожидая, когда утихнет гнев ветра. Кто из ребят может рассказать про силу ветра? Дети рассказывают про свои наблюдения.
Воспитатель: Сейчас мы проведем опыт, чтобы понять, как может использоваться сила воздуха.
Возьмите соломинку за верхнюю часть, не закрывая верхнего отверстия пальцем. И с высоты резким движением воткнем ее в картофелину. Что в соломинке собиралось?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Он давит на стенки соломинки и не дает ей согнуться.
(Дети делают вывод, при необходимости воспитатель подсказывает).
Дети: В первом случае воздух свободно вышел из соломинки, т. к. отверстие не было закрыто; во втором случае воздух не мог выйти из соломинки, так как отверстие было закрыто.
Воспитатель: Послушайте, какие неожиданные подарки приносили сильные ветры, ураганы и смерчи с неба.
Жители Норвегии и Шотландии наблюдали дожди из. сельдей.
Над одной деревней Испании посыпалось вдруг зерно.
Бывали случаи, когда с неба падали апельсины.
В Персии (очень давно это было) во время грозы и ливня с неба посыпались тысячи серебряных
монет.
А на Дальнем Востоке выпал «дождь» из медуз.
- Как вы думаете, ребята, почему так случилось?
Дети: Потому что сила ветра очень большая.
Воспитатель: Итак, из опытов мы узнали, что воздух невидим, но его можно и обнаружить, и почувствовать. Человек такой разумный, что придумал и заставил воздух помогать ему. Какие приборы и приспособления вы знаете? Дети называют.