Ирина Блинова
Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста по русской народной сказке «Зимовье зверей»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад 1 компенсирующего вида Калининского района
города Санкт – Петербурга.
Конспект непрерывной образовательной деятельности
с детьми среднего дошкольного возраста
по русской народной сказке «Зимовье зверей».
Приоритетные образовательные области: познание, коммуникация,
ФЭМП, социализация.
С использованием педагогических игровых технологий-
мнемотехнических средств : моделей, алгоритмов,
мнемотаблиц, театрализованных, подвижных игр.
Публикация «Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста по русской народной сказке „Зимовье зверей“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Воспитатель группы № 3
Блинова И. В.
Санкт – Петербург.
Цель:
Формировать умения детей использовать мнемотехнические средства (алгоритмы, схемы, таблицы, мнемодорожки, модели) :
при составлении предложений о характерных признаках зимы, о геометрических фигурах, об овощах;
при конструировании домика из геометрических фигур;
при выполнении пальчиковой гимнастики;
при составлении предложений о героях сказки.
Задачи:
Расширять представления детей о зимнем времени года, об овощах, о геометрических фигурах;
закреплять в речи детей названия геометрических фигур, овощей, характерных признаков зимы;
Упражнять детей употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы;
Развивать у детей психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
Развивать у детей мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве.
Воспитывать у детей интерес к театрализованным играм, уважительное отношение друг к другу во время деятельности, повышать у детей положительную самооценку.
Материалы:
Платок для сказочницы;
Ковролин – 2 шт. ;
Плоскостные фигурки животных сказки, 2 деревьев, 1 ёлки;
Геометрические фигуры разных цветов– 3 прямоугольника (2 больших, 1маленький, 2 квадрата, 1 треугольник;
Алгоритмы построения домика на 4 схемы;
Мнемотаблица «Зима» на 4 части;
Зимние наряды для пейзажа на ковролине – солнце, лёдяная лужа, снеговые полоски на крышу, деревья, снежинки.
Модели посуды на магнитах 6 шт., с картинками разных овощей (кастрюля с горохом, кастрюля с картофелем, тарелка с тыквой, салатник с огурцом, сковорода с капустой, стакан с морковью);
Маска волка для подвижной игры;
Мнемодорожка для игры «Кто за кем?», картинки героев 5 шт.
Мнемотаблица для пальчиковой гимнастики «Зимовье зверей».
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей»;
Рассматривание иллюстраций к сказке в исполнении разных художников;
Заучивание стихотворения «Зимовье» по мнемотаблице;
Пересказ сказки по алгоритмам;
Наблюдения за погодой, за изменениями в живой и неживой природе;
Совместное с детьми составление мнемотаблицы о характерных признаках осени, зимы;
Конструирование различных построек из геометрических фигур с использованием схем и алгоритмов;
Выполнение пальчиковых гимнастик по лексической теме;
Самостоятельные зарисовки по сказке «Зимовье зверей».
Ход деятельности:
Воспитатель с детьми входит в группу. Здороваются с гостями.
1. Знакомство с героями сказки.
Воспитатель: (накидывает на плечи шаль). Стану я сказочницей, да и расскажу вам сказку (показываю в сторону мольберта). А вы, ребятки, будете моими помощниками. Садитесь и послушайте!
Дети садятся на стульчики и слушают.
Воспитатель подходит к мольберту рассказывает и постепенно выставляет плоскостные фигурки персонажей на ковролин:
- Сбежали из дома
От хозяев своих -
Кот, баран, петух, свинья, бык.
Всё лето и осень
В лесу провели,
Пока не замёрзли
От дыханья зимы.
Решили построить
Огромный свой дом,
Чтоб долго и счастливо,
Вместе жить в нём.
Воспитатель: Узнаёте эту сказку, ребята?
Дети: Да, это сказка «Зимовье зверей».
- Правильно!
- Как же им построить дом? У зверей даже подсказки нет! Ну, ничего, мы им поможем!
2. Построение дома из геометрических фигур по алгоритму.
А вот у нас и подсказка, как построить дом.
(выставляю на мольберт таблицу - алгоритм схемы построения дома).
Идите сюда, ребята! Как читать эти схемы? Правильно, слева направо, постепенно выполняя все действия по каждой схеме. Возьмите каждый по две детали, и приступим к постройке дома.
Воспитатель спрашивает детей по каждой картинке, побуждая детей внимательно рассматривать необходимые фигуры: «Какие фигуры нам нужны? Какого они цвета? Какие фигуры по величине? Куда мы их поставим?».
Дети подходят к мольберту и рассматривают алгоритм постройки дома. Обсуждают совместно с воспитателем необходимые действия. Берут детали и выкладывают на ковролине дом из геометрических фигур. Дети отвечают на вопросы воспитателя: «Нам нужен большой желтый прямоугольник, мы поставим его внизу, на него поставим синие квадраты» и т. д.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хороший дом получился! Устроим зверям новоселье.
Дети помогают переместить фигурки в дом. Воспитатель прикрепляет вместе с детьми фигурки зверей, в проемы дома.
- Садитесь, отдохните. Слушайте, сказку дальше.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
- Пришла зима, а в доме тепло. Друзья радуются, в окошко смотрят.
(Воспитатель выставляет на ковролине мнемотаблицу - «окно» о признаках зимы: светло – жёлтое солнце, снежинка, белый покров снега, лёд на реке).
- Посмотрите и вы, ребята, что вы видите в окошке?
3. Составление предложений по мнемотаблице о признаках зимы.
- Расскажите, что бывает зимой?
Дети отвечают на вопросы воспитателя и рассказывают по мнемотаблице о признаках зимы. Например, зимой солнце не греет, всегда падает снег, снег всё вокруг засыпал, холод заморозил реки.
- Нашу сказку тоже надо сделать зимней! Давайте, её украсим.
(Воспитатель предлагает налепные детали признаков зимы).
Возьмите по одному зимнему наряду и прикрепите его на деревьях, на земле, на крыше дома. Расскажите, что вы делаете?
Дети украшают сказку совместно с воспитателем и рассказывают, о том, что они делают: я положил на землю замёрзшее озеро, и т. д.
- Садитесь, отдохните. Слушайте, сказку дальше.
Дети садятся.
Воспитатель: На улице мороз, а друзьям хорошо в доме. Сидят, едят, шутят! А что у них на обед? Расскажите нам, что у зверей на обед?
4. Д/и «Что из чего?».
Воспитатель выставляет на мольберт по одной модели посуды с изображением разных овощей, и обращается к каждому ребё нку:
- суп из чего? Модель - кастрюля с горохом,. суп из гороха,
- каша из чего? Модель - тарелка с тыквой… каша из тыквы,
- салат из чего? Модель - салатник с огурцом,. салат из огурцов,
- котлеты из чего? Модель - сковорода с капустой,. котлеты из капусты,
пюре из чего? Модель - кастрюля с картофелем,. пюре из картошки,
- сок из чего? Модель - стакан с морковью,. сок из морковки.
Дети по очереди рассказывают по моделям.
Воспитатель:
Молодцы! Слушайте, дальше!
- Узнали волки о том, как хорошо в зимовье живётся. Захотели выгнать наших зверей, и самим там поселиться! Но друзья встали на защиту своего дома! Давайте, поиграем и покажем, как они защищали свой дом!
5. Создание игровой ситуации. П. /И «Не пущу!».
Выходите в круг, повернитесь к нему спиной. Возьмитесь за руки и поднимите их вверх, это будет ваш дом. Я буду вожаком волчьей стаи, и захочу в ваш дом попасть. Как только, я стану подлезать между вами, вы руки опускаете.
Дети встают в круг, спиной к центру, сомкнутые руки поднимают вверх.
(Воспитатель надевает маску волка и делает 3 попытки пробраться в «дом»).
Воспитатель пытается проникнуть между детей, а дети опускают руки.
- У меня не получилось!
- Садитесь, отдохните.
Дети садятся.
- Слушайте, сказку дальше.
- Не вышло у волка в доме беды натворить, прибежал он к своей стае, и говорит: «Больше туда не пойдём! Как только в дом вошёл, а на меня снизу что – то, как зашипит и вцепится, а сверху, как закричит и захлопает, а спереди, как молотом стукнет, а потом в бок, как вилами подцепит, а сзади, как поддаст кто – то, я из дома так и вылетел, вслед только треск раздался».
6. Составление мнемодорожки «Кто за кем?»
Воспитатель выкладывает пустую мнемодорожку и просит детей разгадать и назвать тех, кого волк испугался. При ответе детей воспитатель предлагает им вставить в пустые клетки картинки названных животных.
- Кто первый налетел на волка? Кто второй? А дальше?
Дети называют животных, которые набросились на волка и прикрепляют картинки животных в пустые клетки.
Когда мнемодорожка заполнится, воспитатель вместе с детьми проводит по ней порядковый счёт.
- Сколько животных живёт в зимовье?
Дети считают вместе с воспитателем: «Первый кот, второй петух…и т. д».
- Вот и закончилась сказка. О чём она была, расскажут наши пальчики по этой картинке (мнемотаблице).
Выставляет мнемотаблицу пальчиковой гимнастики «Зимовье».
7. Пальчиковая гимнастика «Зимовье».
Бык, баран, кот, петух, свинья –
Загибают пальцы на каждое название животного.
Стали лучшие друзья. Пожатие ладоней.
Вместе защищали дом, Переплетение пальцев двух рук, на дом – крыша из ладоней.
Всех волков Сделать собаку.
Прогнали вон! Сделать козу.
Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли рассказать сказку. Вместе с вами мы многое сделали. Кто помнит, что мы делали? Вам понравилось?
Воспитатель помогает детям вспомнить, что они делали в сказке.
Дети: Мы построили дом, рассказали о зиме, узнали, что приготовили звери на обед, не пустили в дом волка, посчитали, сколько животных в зимовье, рассказали, стихотворение пальчиками.
А теперь, попрощаемся с гостями.
Дети прощаются с гостями.