Елена Переверзева
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Что мы знаем о простом карандаше» (средний дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД "Что мы знаем о простом карандаше"
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество (рисование).
Цель: познакомить детей с жизнью первобытных людей, с их рисунками-знаками в пещерах. Вызвать желание проводить простейший эксперимент (определить свойства грифеля).
Задачи:
1. Формировать первоначальные представления детей о первобытных людях, их образе жизни, деятельности и творчества.
2. Расширить словарный запас новыми словами: первобытный, современный, копье, мамонт, пещера.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Что мы знаем о простом карандаше“ (средний дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
3. Закрепить умение самостоятельно проводить простейший эксперимент.
4. Развивать воображение, фантазию.
5. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций; чтение энциклопедий, журналов и книг о первобытном мире, об образе жизни первобытных людей, их внешнем облике; рассматривание глобуса; поиск картинок, иллюстраций о первобытных людях, конкурс "Лучший графический рисунок" с привлечением родителей. Исследовательская деятельность с ручкой и фломастером.
Оборудование: картинки с изображением первобытных людей, плакат с изображением наскальных рисунков, макет костра, палочки с обугленным концом, тарелки с водой, грифели простого карандаша, простые карандаши, листы размером 1/2 альбомного листа, салфетки, презентация "История карандаша".
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я заметила, что вы мало рисуете простым карандашом, почему? (Ответы детей).
А что можно нарисовать простым карандашом? (Ответы детей)
- схемы, чертеж, узоры и др.
(Воспитатель показывает картинки с чертежом, схемами, узорами).
Воспитатель: Видите, что можно нарисовать простым карандашом? Значит, простой карандаш очень важен. Я хочу открыть вам тайну - именно простой карандаш является первоначальником всех карандашей, лишь после него появились цветные карандаши.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, когда человек начал рисовать? (Ответы детей)
- Очень давно, когда человек был первобытный. (Возможно наводящие вопросы воспитателя с использование картинок)
- Ребята, мы с вами живем семьями, у нас есть дома или квартиры. А кто знает, как жили первобытные люди? (в пещерах, большими группами).
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие к первобытным людям. Для этого вам нужно пройти по дорожке из знаков, где каждый знак будет обозначать движение, которое вы должны сделать. Если вы видите картинку с двумя полосками, то прыгните, если с изображением круга, то наклонитесь, если с треугольником, то хлопните в ладоши.
(Дети по дорожке проходят в мини-музей "Стоянка первобытных людей", рассаживаются возле макета костра).
Беседа:
Где жили первобытные люди? (в пещере). Правильно, в давние времена, первобытные люди жили в пещерах, но уже тогда появились первые художники. Они рисование на стенах пещеры образы животных (кабанов, мамонтов, лошадей). Присутствие наскальных рисунков является признаком стоянки первобытных людей, и существование у данного первобытного сообщества своей культуры.
(Дети переходят к изображениям наскальных рисунков)
Воспитатель: Рисунок - это знак, мы с вами шли по дороге из знаков, они нам помогли добраться до стоянки первобытных людей. Я предлагаю вам побыть первобытными людьми и нарисовать в пещере свои знаки. Ребята, как вы думаете, а чем рисовали первобытные люди? (Ответы детей) Правильно, они доставали из костра палочки и рисовали углями.
(Дети рисуют обугленными палочками знаки, символы)
Воспитатель: Но, время шло и люди в природе нашли материал, который заменил им угли. Какой? Я вам расскажу, когда мы вернемся в детский сад.
(Дети проходят по дорожкам из знаков)
Воспитатель: Посмотрите, что у вас на столах? (Ответы детей - тарелочки с водой, грифель, простой карандаш).
Воспитатель: Это грифель от карандаша. А из чего он сделан? Из графита. (Показ презентации "История карандаша").
Воспитатель: А теперь возьмите грифель в руки. Какой он? (Ответы детей - хрупкий). Посмотрите на разрезанный карандаш? Посмотрите, грифель помещен в деревянную оболочку, эта конструкция и называется карандаш.
Давайте попробуем исследовать свойства наших предметов. Поместите грифель в воду, что случилось?
(Ответы детей - грифель утонул). А теперь карандаш опустите в воду.
Выводы: деревянный корпус не только защищает грифель от поломки, но еще и не дает ему утонуть.
Воспитатель: Возьмите в руки карандаш и попробуйте нарисовать круг, а теперь нарисуйте круг грифелем.
Выводы: грифель тонкий и им удобней рисовать, если он в деревянной оболочке.
Воспитатель: А теперь возьмите ластик и попробуйте стереть круг. Что у вас получилось?
Выводы: След от карандаша можно стереть.
Воспитатель: Когда карандаш ломается, что мы делаем? (Ответы детей - точим). Давайте подточим карандаш.
Выводы: деревянная оболочка не дает поломать грифель и дает возможность тонко заточить грифель.
Воспитатель: Ребята, попробуйте подточить грифель без деревянного корпуса.
Выводы: Стержень очень тонкий и хрупкий, поэтому наточить его практически не возможно.
Итог:
Сегодня мы узнали о простом карандаше, истории его возникновения, о его особенностях. А о том, что вы сегодня запомнили, вы мне сейчас расскажите сами. Я предлагаю вам взять картинку с изображением какого-то этапа нашего путешествия и рассказать о том, что же вам запомнилось больше всего.
(Дети берут карточку, рассказывают по ней и прикрепляют ее на доску).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы много интересного сегодня узнали и хорошо поработали! Я дарю вам простые карандаши и блокноты, чтобы вы рисовали свои схемы, рисунки, узоры и чертежи.