Наталья Григорьева
Конспект НОД «Родники нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с родниками нашего края.
Задачи:
Образовательные:
Учить творчески и инициативно подходить к решению проблемных вопросов, совершенствовать грамматический строй речи. Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе). Учить освоению элементарных норм поведения по отношению к природе.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД „Родники нашего края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родник. Все о родниках для детей
- Темочки
Развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, воображение. Развивать познавательный интерес к миру природы. Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы.
Воспитательные:
Учить пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать. Формировать у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь. Воспитывать умение работать сообща.
Материал и оборудование: мультимедийная презентация, стаканчики, трубочки, камушки, ватные диски, воронки.
Ход НОД
1. Организационный момент
Воспитатель:
Доброе утро! Я вам всем говорю.
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
- Сегодня ребята у нас гости, поздоровайтесь.
Дети: Доброе утро!
Звучит журчание ручья.
Воспитатель:
Слышите, какой-то звук. Как вы думаете: что это такое?
- Правильно это журчит ручеек.
А ручеек этот из родника. И поговорим мы сегодня о родниках нашего края.
-А вы знаете что такое родник?
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно родник – это ключ, бьющая из-под земли.
Скажите, кому нужны родники?
Ответы детей.
Воспитатель:
Лесные родники нужны зверям и птицам для водопоя. А родники, которые находятся в селах, деревнях, городах нужны людям.
А вы знаете, что в нашей республике около 800 родников. 300 из них облагорожены. Много родников освящены по православному чину. А в нашем селе есть родник?
Да, и даже не один и они тоже освящены. К одному роднику мы ходили на экскурсию, и кое-что уже узнали о нем. Это источник названный в честь Грузинской иконы Пресвятой богородицы. Он появился в нашем селе очень давно. И к этой воде во все времена люди из разных городов приходили, приезжали, чтобы излечиться от разных болезней. Они верили, что вода из источника сможет излечить их от многих болезней.
- Как вы думаете почему одна вода может исцелять болезни, а другая вода нет? (ответы детей).
- Оказывается, вода имеет удивительное свойство: она запоминает всё, что ей говорят. Мельчайшие частички воды можно представить в виде человечков. Если воду загрязнять, говорить плохие слова, то человечки будут вот такими скрюченными, сгорбленными. Если воде говорить хорошие, добрые слова, то человечки будут прямыми и стройными. Батюшки освящают воду, читая молитвы. Молитва-это разговор человека с Господом. Чаще люди просят что-то у Господа или благодарят. Вода, над которой священник читал молитвы, становится освященной. Такую воду называют святой или святая вода. Посмотрите на фотографии частичек воды: "Простая водопроводная вода" "Вода из святого источника". В чём различия частичек воды? (ответы детей). -Какая вода вам больше нравиться и почему? (ответы детей)
-Давайте встанем в круг и придумаем хорошие, красивые слова к слову «родник» каким он может быть.
-А три года назад появился у нас в селе еще один родник. Посмотрите на экран. Назвали его «Живоносный источник». Он у нас тоже освященный.
-А сейчас давайте вспомним как нужно вести себя у источника?
Ответы детей.
-Еще хотелось бы познакомить вас с одним источником. Он находится в Свято-Гурьевском храме. Этот источник имеет легенду исцеления и называется в честь Серафима Саровского из-за следующего случая. Как-то однажды мальчику, у которого были больные глаза, приснился во сне старик, который сказал, что если мальчик пойдет туда-то и умоется текущей там водой, то его глаза выздоровеют, когда мальчик проснулся он сразу же пошел умываться туда, куда указал ему старик во сне, и действительно, как только мальчик умылся, его глаза исцелились, и он стал хорошо видеть. Когда у мальчика спросили, а что это был за старик, который приснился, то мальчик указал на икону, висевшую в церкви, а был это Серафим Саровский, с тех пор этот святой источник и называется в честь Серафима Саровского.
Святой источник Серафима Саровского в Свято-Гурьевском храме выполнен в виде купели, в которую необходимо три раза окунаться с головой
-А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру «Ручеек». (Под песню «Живи, родник, живи.»)
-У нас в группе есть вода из нашего родника. Давайте мы исследуем ее.
В: Вот перед вами два стакана. Определите, в каком стакане вода.
Ответы детей.
В: Как вы догадались? Как мы это определили, что нам помогло?
Д. Вода прозрачная, а молоко нет.
В. А давайте мы посмотрим правда это или нет?
Опыт № 1: «На определение прозрачности воды»
В: Давайте положим в стаканчик с водой камушки. Видно их?
Д: Да
В: А теперь такие же камушки мы положим в стаканчик с молоком. Видно их?
Д: Нет
В: Вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле прозрачная.
А скажите-ка мне ребятки, какого цвета вода?
Опыт №2 «На определение цвета воды»
В: Давайте мы с вами это проверим. У меня есть разноцветные листочки. Я буду опускать в воду эти листочки по очереди, а вы будете смотреть, с цветом какого листочка совпадет цвет воды. (Проверяет цвет воды с помощью цветных листочков) Ну, что ребятки, подошел какой-нибудь листочек по цвету?
Д: Нет.
В: Тогда какой вывод мы с вами можем сделать? Есть цвет у воды? Нет. Значит вода бесцветная.
Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись
1, 2, 3, 4. Вот как славно освежились
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно
Вместе раз - это брас
Одной другой - это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Ну что продолжим.
Опыт № 3: «На определение вкуса воды»
А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и попробуйте
сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?
Д: Вкусный, сладкий.
В: Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? (даю попробовать воду на вкус). Есть у нее вкус? Вода сладкая, кислая и т. д. Нет. А какая вода?
Д: Вода безвкусная!
В: А вот теперь посмотрите, что будет, если я в чистую воду добавлю лимон.
Попробуйте теперь воду. Какая стала вода?
В: Ребята скажите, пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет? Давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет.
Опыт № 4: «На определение запаха воды»
Д: Нет.
В: Правильно вода ничем не пахнет. А теперь понюхайте воду с лимоном. Есть запах?
Д: Есть.
В: А почему вода с лимоном пахнет?
Д: Потому, что лимон пахнет.
В: Да, потому, что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод?
Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у
воды появится запах того, что в нее добавили.
В: Итак, давайте сделаем выводы. Что мы узнали о родниковой воде. Ответы детей (родниковая вода прозрачная, бесцветная, без запаха)
В: А вы хотели бы узнать как образовывается родник. Тогда давайте посмотрим на схему.
Упала на землю капля дождя, в ручей не скатилась, в воздух не испарилась. а просочилась, ушла в грунт. Прошла через слой галечника, и дошла до глины. А глина не пропитывает и не пропускает воду, а много капель соберется, они найдут выход из земли. Вот и забил тонкой струйкой родничок!
Д: Знаете почему вода из родника такая чистая? Потому что, проходя через слои земли, она фильтруется и очищается.
В: А теперь попробуем нашу воду очистить. Для этого сделаем самый простой фильтр. Возьмем пустой стакан и поставим в него воронку. В воронку положим ватный диск и наш фильтр готов. Опыт
Итог. Что вам сегодня понравилось на занятии?
Ответы детей.
В: Живой родник, с живой водою
Природой нам подарен он,
И мы должны сберечь с тобою
И людям тем большой поклон,
Кто родники оберегает,
И чтит природные дары,
От всех невзгод родник спасает.
Как светлый лучик доброты.