Екатерина Сидорова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи
- связная речь: формировать навыки передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений;
- словарь и грамматика: учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий; учить подбирать синонимы и анонимы к прилагательным и глаголам;
- звуковая культура речи : учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса.
Воспитатель читает рассказ К. Ушинского "Четыре желания" и задает вопросы.
Четыре желания
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Пересказ рассказа К, Ушинского „Четыре желания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Ушинский К.Д.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
Митя накатался на саночках с ледяной горки и на коньках по замершей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:
- Уж как весело зимой! я бы хотел, чтобы все зима была!
- Запиши твое желание в мою карманную книжку, - сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
- Осень лучше всех времен года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Вопросы
О чем говорится в этом рассказе?
Чем Мите понравилась зима?
Что ему понравилось весной?
Что запомнилось Мите летом?
Какими словами сказал мальчик Митя об осени?
Почему рассказ называется "Четыре желания"?
Для пересказа можно вызвать четырех детей, каждый будет рассказывать об определенном времени года (рассказ следует повторить дважды).
Воспитатель. Какое время года вам нравится и почему? Придумайте об этом рассказ, короткий и законченный.
Рассказов должно быть не менее четырех.
Каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень - лучше. Давайте сравнивать: весна теплая, а лето теплее или более теплое; трава зеленая, а после дождя она зеленее или более зеленая; поздней осенью холодно, а зимой холоднее или более холодно.
Далее дети самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных.
Чистый (чище, более чистый); высокий (выше, более высокий); стройный (стройнее, более стройный); веселый (веселее, более веселый); теплый (теплее, более теплый); сильный (сильнее, более сильный) и др.
В случае затруднений воспитатель обращает внимание детей на то, что степень сравнения можно образовать по-разному. Например, можно сказать сильнее, а можно более сильный.
В рассказе говорится : "Пришла весна". А как можно сказать по другому?
Дети. Наступила.
Называют другие предложения и словосочетания: набегался вволю (вдоволь, нарвал цветов (набрал, насобирал) и т. п.
Воспитатель. Если я скажу слово большой, то какое слово будет противоположным по смыслу?
Дети. Маленький.
Воспитатель дает еще ряд слов: хороший (плохой, холодный (теплый, идти (стоять, говорить (молчать) и др.
Воспитатель. Весна пришла! А что она принесла, назовите вы. Итак, весна пришла., (тепло, цветы, траву) принесла. Скажем эту фразу громко, тихо и шепотом.
Дети выполняют.
Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие).
Где вы встречали выражение "злая зима"? (В сказках.) К кому относится это слово "злая"? (Злая мачеха, злая ведьма, Баба Яга.)
Замените слова, скажите по-другому: плакать (реветь, мчатся (нестись, найти (отыскать, радоваться (веселиться, шалить (баловаться, приглашать (звать, бросать (кидать, кружиться (вертеться, открыть (отворить).
Подскажите противоположные по смыслу слова в пословицах.
Март зиму кончает, весну. (начинает.)
Смелый там найдет, где робкий. (потеряет.)
Больше знай, да меньше. (болтай.)
Вещь хороша, когда новая, а друг - когда. (старый.)
В умной беседе ума наберешься, в глупой свой. (растеряешь.)
Человек от лени болеет, а от труда. (здоровеет.)
Умел ошибиться, умей и. (поправиться.)
Дождик вымочит, а солнышко. (высушит.)
Один теряет, а другой. (находит.)
Если что-нибудь забудешь, то потом и. (вспомнишь.)
Сначала свет зажжешь, а уходя. (погасишь.)