Жданова Марина Александровна
Конспект НОД «Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени» для детей 5–6 лет
Конспект НОД : «Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени».
Образовательная область, направление: речевое развитие.
Педагогическая цель: учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.
Задачи:
Образовательные:
• Учить детей рассказывать : описывать предмет, картину, упражнять в составлении рассказов по картине.
Публикация «Конспект НОД „Рассказывание по картине „Собака со щенятами“, Чтение стихов о поздней осени“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Собака, щенки. Составление рассказов и описания по картинам
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Собака, щенок. Сказки, стихи, детская литература о собаках
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про осень для детей
- Темочки
• Активизировать словарь детей.
• Закрепить цвета: черный, белый, коричневый.
Развивающие:
• Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
• Развитие всех компонентов устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
• Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Воспитательные:
• Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
• Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, слелить за развитием действия.
Освоение содержания образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Методы обучения: наглядные (наблюдение, демонстрация наглядного материала, словесные (рассказ педагога, беседа).
Средства реализации: картина «Собака со щенятами», стихотворение А. Майкова «Осенние листья по ветру кружат…»
Предварительная работа: рассматривание картины «Собака со щенятами» (воспитатель утром, до занятия, вносит в группу картину и оставляет ее детям для самостоятельного рассматривания. При рассматривании картины дети обмениваются впечатлениями, успевают заметить многие детали. По просьбе педагога ребята придумывают, как можно назвать картину). Беседы о домашних животных, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений об осени, заучивание физминутки «Щенок».
Организационная структура игрового занятия
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей
Мотивационно-побудительный Воспитатель:
Станем рядышком по кругу
Скажем, здравствуйте друг другу!
Нам здороваться не лень,
Все привет и добрый день!
Если каждый улыбнется -
Утро доброе начнется! (проходят, садятся на стульчики).
Дети вместе с воспитателем проговаривают слова приветствия.
Организационно-поисковый Воспитатель: - Ребята, вы все утром рассмотрели нашу картину. А теперь я хочу предложить вам, придумать ей название. Воспитатель выслушивает детей, корректирует их ответы, объясняет, что название картины не должно быть очень длинным, но и из короткого названия должно быть понятно, о чем эта картина.
Педагог одобряет такие названия: «Собака и ее щеночки», «Собачий двор», «Про собачек» и т. п.
Затем дает свое название: «Собака со щенятами». Поясняет, что можно сказать со щенками, а можно со щенятами.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек,
Две медали на груди
Лучше в дом не заходи. (Собака)
Звонко лает, хвостом виляет
Чужих домой не пускает. (Собака)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту картину. Возьмите свои волшебные бинокли, настройте резкость и начнём (дети соединяют большой и указательный палец в круг, изображая бинокли и подносят их к глазам).
Воспитатель: - Кого вы видите на этой картине?
Дети: - Собаку и щенков.
Воспитатель: - Собака какая?
Дети: - Большая, пушистая, добрая.
Воспитатель: - Что делает собака?
Дети: - Лежит.
Воспитатель: - Сколько щенков на картине?
Воспитатель: - Щенки какие?
Дети: - Маленькие.
Воспитатель: - Что делают щенята?
Дети: - Один щенок сидит около мамы-собаки, другой –стоит и смотрит на воробьев.
Воспитатель: - Какой щенок вам нравиться больше? Расскажите о нем.
Воспитатель: - Расскажите о другом щенке, какой он?
Воспитатель: - Куда смотрят собака и щенки?
Дети: - На воробьев.
Воспитатель: - Что в лапах у собаки? Дети: - Кость.
Воспитатель: - Как вы думаете, есть хозяин у собаки со щенками? Как вы догадались, что хозяин есть? Как он заботится о собаке? Почему собаку называют домашним животным? Где живут собаки?
Воспитатель: - Ребята, вы наверное уже хотите размяться, я предлагаю вам сделать физминутку.
Физминутка
«Щенок».
Во дворе щенок играл
Прыгал, бегал и считал
Раз прыжок и 3 кивка,
Два направо голова
Три налево поворот
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел,
Он устал и присмирел.
Воспитатель: - Молодцы дети. А сейчас давайте вернемся к нашей картине.
Воспитатель: - Для того чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о собаке, потом - все о щенятах и, наконец, описать сам двор, - объясняет педагог.
Воспитатель: - Послушайте внимательно мой рассказ.
- Это собака со щенятами. Собака большая, черная с рыжим, лохматая, добрая. У собаки двое щенят. Один сидит около мамы, другой стоит и смотрит на воробьев. Щенки маленькие, пушистые, неуклюжие. Хозяин принес собакам еду. К миске с едой прилетели воробьи. Воробьи не улетают, потому что не бояться собаки и щенков.
Воспитатель предлагает 2-3 детям рассказать по картине (с помощью воспитателя).
Воспитатель: - Молодцы дети, какие красивые и содержательные рассказы у вас получились. А вы хотите поиграть в игру «Скажи ласково»?
Игра «Скажи ласково»
У собаки лапы – у щенка … лапки
У собаки глаза – у щенка … глазки
У собаки морда – у щенка … мордочка
У собаки хвост – у щенка … хвостик
У собаки когти – у щенка … коготки
У собаки зубы – у щенка … зубки
У собаки уши – у щенка … ушки
У собаки нос – у щенка … носик
У собаки спина – у щенка … спинка
Педагог сообщает детям, что подходит к концу последний месяц осени - хмурый и дождливый ноябрь и что стихи об этом времени года совсем иные, чем о ранней осени. Дети придумывают название к картине.
Дети отвечают: «Собака и ее щеночки», «Собачий двор», «Про собачек» и т. п.
Дети отвечают: собака. .
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Дети отвечают: «Этот щенок коричневый. У него черные ушки, черная мордочка, и блестящие черные глазки, лапы у щенка белые».
Дети отвечают: «Этот щенок коричневый. У него коричневые ушки, белая мордочка и белые лапки, хвостик у щенка коричневый с белым кончиком. Мама – собака большая, а щенки маленькие.
Дети отвечают: «У собак есть хозяин, потому что они живут в будке, это дом собак. У них есть еда в миске».
Дети выполняют движения с педагогом согласно тексту.
Дети слушают рассказ педагога.
Дети составляют рассказ с помощью воспитателя.
Дети играют в игру.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Рефлексивно-корригирующий Воспитатель читает стихотворение А. Майкова «Осенние листья по ветру кружат.» (или стихотворение А. Кольцова «Дуют ветры.»).
А. Майков
«Осенние листья по ветру кружат»
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
А. Кольцов
«Дуют ветры»
Дуют ветры,
Ветры буйные,
Ходят тучи,
Тучи темные.
Не видать в них
Света белого;
Не видать в них
Солнца красного.
Во сырой мгле,
За туманами,
Только ночка
Лишь чернеется.
В эту пору
Непогожую
Одному жить –
Сердцу холодно.
Грудь другую
Ему надобно:
Огонь-душу –
Красну девицу!
С ней зимою –
Лето теплое;
При бездольи –
Горе - не горе!
Если останется время, следует прочитать стихотворение А. Блока «Зайчик».
Воспитатель:
- Что вам понравилось больше всего?
- Что было для вас самым трудным на занятии?
- Какую картину мы рассматривали?
- Про какое время года мы слушали стихотворение?
Воспитатель хвалит детей за работу. Дети обсуждают услышанное стихотворение.