Ольга Куличева
Конспект НОД «Путешествие воды» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
(для детей старшего дошкольного возраста)
тема: «Путешествие воды»
Составил:
старший воспитатель
Куличева Ольга Алексеевна
2020 г.
Цель: Развитие познавательных интересов детей, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Дать детям элементарные знания о состояниях воды и её свойствах.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Путешествие воды“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные:
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.
• Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе.
• Закрепить умение делать выводы.
Развивающие:
• Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности. (физическое развитие)
• Развивать умения участвовать в коллективном разговоре. (социально – коммуникативное развитие)
• Развитие умения наблюдать, анализировать
Воспитательные:
• Поощрение попыток детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями. Развивать навыки умения вести диалог. (речевое развитие)
• Воспитывать аккуратность при проведении опытов, умение работать сообща: договариваться, распределять обязанности. (социально-коммуникативное развитие)
• Воспитывать организованность, дисциплинированность (социально-коммуникативное развитие)
Методы и приемы:
• Практические: физкультминутка, опыты, наблюдения;
• Наглядные: рассматривание иллюстраций;
• Словесные: беседа по теме, чтение стихотворений.
Материалы и оборудование:
Звуки воды (аудиозапись, проектор, монитор, прозрачные стаканчики разной формы, молоко, сахар, соль, ванильный сахар, электрический чайник, кусочек небольшого стекла, маленький горшочек с землей.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной
деятельности
Двигательная Физкультминутка "Про речку".
Игровая Игра – викторина на тему: "Вода, вода
кругом вода".
Познавательно – исследовательская Наблюдения, решение проблемных
ситуаций, экспериментирование.
Коммуникативная Беседы, речевые проблемные ситуации, отгадывание
загадок, ответы на вопросы
Музыкальная Слушание аудиозаписи.
Восприятие
(художественной литературы и фольклора Чтение стихотворения о воде Н.
Рыжовой "Вы слыхали о воде?. ".
Отгадывание
Предварительная работа
1. Беседа с детьми о значении воды;
2. Чтение сказки Н. Грибачёва «Заяц Коська и Родничок»;
3. Рисование по сказке «Заяц Коська и Родничок»;
4. Рассматривание иллюстраций на тему: «Вода»;
5. Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
6. Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
7. Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
8. Знакомство с круговоротом воды в природе
9. Проведение экспериментов с водой.
Содержание совместной образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Звучит аудиозапись журчания воды.
Воспитатель предлагает детям посмотреть на монитор, на котором изображены водные просторы
Читает стихотворение о воде Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде?. "
Воспитатель задаё т вопрос:
Где и какая бывает вода?
Дети рассматривают слайды с изображением водных просторов
Дети внимательно слушают
После прочтения стихотворения размышляют и выдвигают гипотезы: где и какая бывает вода. Создается эмоциональный настрой детей на совместную деятельность.
Развитие внимания, умения слушать художественное слово.
Формируются навыки общения детей со взрослыми.
2 Приглашает детей в лабораторию и предлагает подтвердить слова стихотворения Н. Рыжовой с помощью опытов.
Опыт № 1. Какой формы вода?
Предлагает провести первый опыт с водой, узнать может ли вода изменять свою форму.
Воспитатель предлагает сделать вывод.
Воспитатель предлагает детям посмотреть презентацию опыта: «Какой формы вода?» Дети проходят в лабораторию
Дети берут стаканчики, индивидуально переливают воду в прозрачные стаканчики разной формы.
Дети делают вывод: вода не имеет формы, она жидкая и принимает форму того сосуда, в котором находиться.
Дети смотрят презентацию Воспитание организованности, дисциплинированности
Совершенствуется самостоятельная деятельность
Закрепление знания детей о форме воды.
Развитие внимания
3 Опыт № 2. Какого цвета вода?
Воспитатель предлагает детям взять два стакана, один с водой, другой с молоком, и поставить за стаканами одинаковые картинки.
Предлагает определить цвет воды, сравнивая воду с молоком.
Воспитатель предлагает сделать вывод.
Воспитатель предлагает детям презентацию опыта: «Какого цвета вода?»
Каждый ребенок берет по два стакана – один с водой, а другой с молоком. Ставят за этими стаканами одинаковые картинки.
Дети определяют цвет воды, сравнивая с молоком
Через воду картинка видна, а через молоко – нет.
Дети приходят к выводу, что вода прозрачная жидкость.
Дети смотрят презентацию
Совершенствовать самостоятельную деятельность
Предоставляется детям возможность для проведения опыта
Закрепление знания детей о цвете воды.
Развитие внимания
4 Опыт № 3. Какой вкус у воды?
Воспитатель предлагает попробовать воду и определить ее вкус.
Затем мальчикам добавить в воду соль, а девочкам добавить в воду сахар и размешать.
Предлагает высказать своё мнение, и сделать вывод.
Воспитатель предлагает детям посмотреть на мониторе презентацию опыта: «Какой вкус у воды?»
Каждый ребенок пробует воду.
Мальчики добавляют и размешивает соль, а девочки – сахар. После растворения снова пробуют воду на вкус.
Дети высказывают свое мнение.
У мальчиков вода соленая, а у девочек сладкая.
Дети доказали, что у воды нет вкуса. Она приобретает вкус растворимого вещества.
Дети смотрят презентацию
Формирование самостоятельности.
Высказывают свою точку зрения.
Закрепление знания детей о вкусе воды.
Развитие внимания
5 Опыт № 4. Имеет ли вода собственный запах?
Воспитатель предлагает детям определить, есть ли у воды запах.
Предлагает понюхать
воду.
Затем предлагает размешать в воде ванильный сахар, и снова предлагает понюхать воду.
Воспитатель предлагает сделать вывод.
Воспитатель предлагает детям посмотреть презентацию опыта: «Имеет ли вода собственный запах?»
Дети выдвигают различные гипотезы.
Девочки добавляют ванильный сахар, мальчики размешивают его в воде, нюхают ее. Дети обращают внимание, что вода очень вкусно пахнет.
Дети подтверждают одну из гипотез: у воды нет собственного запаха
Дети смотрят презентацию
Формируется готовность детей к совместной деятельности
Закрепление знаний детей о запахе воды.
Развитие внимания
6 Физкультминутка.
Воспитатель предлагает детям повторить текст физкультминутки и сделать упражнение вместе с ним.
Дети повторяют слова текста и движения вместе с воспитателем.
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе раз - это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
Развитие двигательной активности детей.
7 Опыт №5. Круговорот воды в природе.
Воспитатель предлагает детям понаблюдать за проведением опыта.
Воспитатель выполняет опыт.
Нагреть воду в электрическом чайнике.
Горячую воду налить в чашку и накрыть кусочком стекла. Воспитатель предлагает понаблюдать и сделать вывод
Воспитатель
задаё т детям вопрос: Что будет со стеклом, если поставить чашку с кипятком в таз со снегом.
Выслушивает предположение детей.
Предлагает сделать вывод
Воспитатель ставит чашку в таз со снегом. Предлагает детям понаблюдать.
Стеклышко с
капельками воды держим над горшочком с землей. Уточнить хватит ли этих капелек, чтобы смочить землю. Поставить горшочек с землей на пустую чашку и предложить вылить оставшуюся воду. Предположить, что произойдет с водой.
Предлагает сделать вывод
Дети наблюдают
Дети видят и убеждаются, что из чайника идет пар.
Дети наблюдают как запотевает стекло
Делают вывод, что вода при нагревании может превращаться в пар.
Дети слушают вопрос
Дети выдвигают гипотезы, что может произойти с запотевшим стеклом при охлаждении.
Делают вывод: при охлаждении пар снова превращается в капельки воды и падает в низ.
Дети наблюдают
Ребенок выливает воду в горшочек с землей, будто прошел дождь. Дети выдвигают разные гипотезы, что случиться с водой дальше. Они наблюдают и убеждаются в одной из гипотез.
Вода прошла через почву и снова вернулась в чашку. Произошел круговорот воды.
Развитие умения наблюдать, анализировать.
Формирование представления детей о переходе воды из жидкого состояния в пар, из пара в жидкое состояние.
Формирование представления детей о переходе воды из пара в жидкое состояние.
Развитие умения наблюдать, анализировать.
Закрепление знания детей о круговороте воды в природе
8 Воспитатель предлагает поиграть в игру-викторину
Поделиться на 3 команды с помощью считалки и придумать название для своей команды.
Игра – викторина на тему:
"Вода, вода – кругом вода".
Поочередно каждой
команде загадывает загадки про воду, далее просит вспомнить и назвать свойства воды и ответить на вопросы:
-Что такое пар?
-Во что превращается пар?
-Какие бывают облака?
-Что происходит с облаками?
-Какими бывают тучи?
-Откуда берётся дождь?
-Что происходит с капельками дождя, когда они попадают на землю?
Викторина заканчивается вручением благодарностей
Дети делятся на 3 команды с помощью считалки.
Придумывают названия для своей команды.
Вовремя викторины дети отгадывают загадки.
по очереди называют свойства воды и отвечают на вопросы:
Создание фона положительного эмоционального удовлетворения от НОД.
Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками,
совершенствуется умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания
Обогащение словарного запаса.
Формируются
конкретные представления о свойствах воды.
Развитие восприятия, внимания, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать
Закрепляются умения делать выводы
Создается эмоциональный настрой детей.
Рефлексия:
• Ребята, что Вам понравилось в сегодняшней встрече?
• Что больше всего понравилось
• В какие игры мы играли?
• Что нового Вы узнали о воде?
• С какими свойства воды познакомились?
Список литературы:
1. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме : «Вода». – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96с. :ил.
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с
3. «Твои первые научные опыты». Издательство: ЛитТерра 2011г.
4. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
5. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс,1997.
6. Соколова Е. И., Ларина Т. И. Загадки мудрой совы. Ярославль, 2000.
7. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников Практические разработки физкультминуток, игровых: упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М. : ВАКО, 2005. -176 с.