Ирина Деева
Конспект НОД «Путешествие на загадочный остров»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: "Путешествие на загадочный остров "
Цель: Повышать познавательную активность детей средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
Формировать представление о магните и его свойствах; о вулкане, его строении.
2. Развивающие:
Развивать умение анализировать и схематично изображать свои наблюдения.
3. Воспитательные:
Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе согласно общей задаче.
Словарная работа: остров, вулкан, жерло, лава, кратер.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие на загадочный остров“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Оборудование: Карта, игрушка сердце, игровое оборудование «Парашют», материалы и оборудование для экспериментов.
Ход:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада Вас видеть!»
Дети встают в круг. Игра – приветствие «Здравствуй» с сердцем
Я начну: «Здравствуй (имя ребенка) я очень рада тебя видеть»
Дети передают друг другу сердце, здороваются и улыбаются, называют ласково по имени: действие проходит по кругу.
В-ль: Когда я, ребята, шла к вам в гости, то нашла какую-то странную бутылку. В ней что – то есть. Интересно, что же в бутылке, как вы думаете? (Выслушиваются мнения детей). Посмотрим? (Открывают бутылку, вынимают лист, разворачивают на нём изображена карта.
Ребята, нам с вами повезло - это карта острова.
В: - Дети, а что же такое остров?
Д: - Это кусочек земли.
В: - Молодцы! Остров - это часть суши, окруженная водой.
Посмотрите, почему же этот остров белого цвета (предположения детей) Правильно! Потому что этот остров еще не изучен.
В: - Ну, что ребята, хотите отправиться в путешествие на загадочный остров и узнать много нового и интересного?
Дети: Да
Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно собрать необходимые вещи. Как думайте, что нам пригодится во время путешествия (предположения детей).
На столе рюкзак и различные вещи (фонарик, планшетка с карандашами, бутылка с водой, компас, цветные карандаши, фотоаппарат). Собирают рюкзак.
- Ребята, как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей).
Вариантов много, и они все очень интересные. Прокомментировать
почему не подходят варианты детей: остров не изучен,
а кораблю нужен порт, самолету - посадочная полоса).
Конечно, ребята, остров находится очень далеко, и чтобы на
него попасть, надо преодолеть огромное расстояние. Предлагаю
отправиться в путешествие на одном большом воздушном шаре.
Воспитатель: Давайте проголосуем? Все «за».
Теперь ребята мы можем смело отправляться в путь. (Музыка)
Дети раскрывают игровое оборудование «Парус», встают в круг, держась за него руками. Возьмитесь за его стороны и углы, взмахните руками вверх.
(Ребята, чувствуйте, как потоки воздуха поднимают нас от земли? И парашют нас уносит все выше и выше в небо».
Ура! Долетели! Вот и остров. Посмотрите, что перед нами? (Если сразу не ответили, наводящими вопросами подвести к понятию пещера). Интересно узнать, что же там в пещере? (Ответы детей)
Дети смотрят, что в пещере. Находят магниты.
Что же такое мы нашли? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы сказали, что это магнит, а как вы догадались?
А вы знаете, что у магнита очень много секретов? Какой самый главный секрет магнита вы знаете? (Ответы детей)
Дети: Он притягивает к себе (металл).
-Ребята, давайте секреты магнита вспоминать.
Вы готовы раскрыть эти секреты?
Дети: Да!
Опыт «Притягивает, не притягивает?»
Перед вами на столе находятся предметы, сделанные из различного материала, давайте назовём, из чего сделаны предметы:
- Этот предмет сделан из пластмассы
- Это образец ткани
- Этот предмет выполнен из дерева
- Это образец бумаги
- Этот образец сделан из железа.
Воспитатель: - У каждого из вас на столе лежат таблицы с изображением предметов, расположенных на столе, если данный предмет взаимодействует с магнитом, т. е. магнит притянул предмет к себе, то в карточке напротив этого предмета вы ставите плюс. Если не притягивается, то ставите минус.
Воспитатель: - Предлагаю взять предмет, который первый нарисован в таблице. Какой предмет первый изображен?
Дети: - деревянный
Воспитатель: - Прикладываем к нему магнит, притянулся он к магниту или нет?
Воспитатель демонстрирует опыт с деревянным предметом.
ДЕТИ: - Нет, не притягивает.
Воспитатель: - Значит в карточке напротив деревянного образца, какой знак надо поставить?
Дети: - Минус.
Продолжите экспериментирование самостоятельно.
Воспитатель: - Проверим результаты вашего опыта. На какие предметы не действует сила магнита?
Дети: - Сила магнита не действует на деревянные, пластмассовые,
предметы сделанные из ткани и бумаги.
Воспитатель: - На какие предметы действует сила магнита?
Дети: - На железные предметы.
Воспитатель: - Подумаем, какой вывод можно сделать
из этого эксперимента? Чтобы вам помочь, я начну, а вы продолжите.
Вывод: магнит притягивает (какие) железные предметы и не действует на (какие материалы) другие материалы: пластмассу, дерево, ткань, бумагу, стекло)
А вы знаете, ребята, что о магнитах люди узнали давно и стали использовать их в своей жизни. Первым прибором стал компас (показывает его). При помощи него можно определить, где находится: север, юг, запад, восток. Внутри компаса находится магнитная стрелка, которая всегда указывает на север. И компас нам сейчас укажет, куда же следовать дальше.
Куда же нас стрелка компаса привела? Что это за гора такая?
Дети: вулкан
на экран (Слайд или картина "Вулканы"). Что вы видите на картинке?
Дети: вулканы
Воспитатель: правильно, это вулкан. На вид вулкан - это обычная гора, внутри которой находится очень горячая жидкость - лава, и пока лава живет в своем домике, вулкан считается спящим, а как только вулкан просыпается, то лава начинает извергаться и вытекает на поверхность, а клубы дыма попадают в воздух. Такие вулканы называются действующими. (Слайд или картина "Какие бывают вулканы?")
Дети рассматривают изображение
Воспитатель обращает внимание детей на стол, где стоит макет, давайте его рассмотрим.
Воспитатель и дети подходят к макету вулкана, организуется обсуждение:
1. Какой формы вулкан?
2. На что он похож?
3. На что похожа его верхняя часть?
Дети: вулкан имеет форму конуса, похож на пирамиду, а верхняя часть напоминает яму, воронку.
Воспитатель: Правильно, вулкан - это большая гора с крутыми склонами. На самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло (канал, уходящий глубоко в землю, внутри которого находится лава).
Воспитатель: Как вы думаете: опасно, страшно людям жить рядом с такой горой?
-Чем это грозит? (ответы детей)
Воспитатель: а вы хотите, чтобы и наш с вами вулкан ожил?
Дети: да, хотим
Тогда сейчас давайте пройдем в нашу передвижную лабораторию. Там у нас все готово для проведения опытов.
- По дорожке мы шагаем, и ворон мы не считаем
Смело мы идем вперед, где вулкан уже нас ждет.
В лабораторию пришли, тихо скажем 1-2-3.
Перед началом эксперимента нам нужно вспомнить о правилах
поведения в лаборатории, помогут нам в этом карточки – символы
Педагог показывает символы.
1. Нельзя нюхать вещества и пробовать на вкус.
2. Нельзя брать вещества и предметы, без разрешения
воспитателя.
3. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
4. Дружно работать вместе (в паре, сообща).
3)Приступаем к эксперименту.
В "кратер вулкана"т. е. бутылку в макете;
насыпаем 1 ложки соды;
добавляем 2-3 капли пищевого красителя;
затем - 1 ложку жидкого мыла.
Смешиваем лимонную кислоту(1 ложка) с водой в стаканчике.
Осторожно вливаем кислую воду в "кратер"
Дети и воспитатель проводят опыт "Извержение вулкана"
Воспитатель: Что вы наблюдаете?
Дети: Как извергается вулкан, и лава вытекает на поверхность
Воспитатель : Вулканы кажутся красивыми, но они очень опасны. Ведь огненная лава, выливаясь из горы может разрушить города, где живут люди, устроить пожары.
Ой, ребята, здесь становится опасно и нам пора возвращаться обратно в детский сад. Идем к нашему воздушному шару.
До свидания остров!
Раз, два, три, четыре, пять,
Вот и в группе мы опять.
- Ребята вот мы и вернулись в детский сад. Остров мы изучили, предлагаю его раскрасить, чтобы на нашей карте не осталось белых пятен.
Во время раскрашивания идет обсуждение путешествия.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Что нового вы узнали?
- Что запомнилось больше всего?
- Я хочу на память о нашем путешествии вам подарить кусочек хорошего настроения! (Воспитатель дарит каждому ребенку воздушный шарик и карточку – схему эксперимента «Вулкан»).