Гладких Ирина
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами лепки «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Хлеб всему голова».
Цель: закрепить знания детей о древних способах посадки и обработки зерновых культур, уточнить и закрепить знания о хлебе.
Задачи: расширять представления детей об особенностях сельскохозяйственных работ в древности и сейчас; воспитывать уважительное отношение к людям занимающимся сельским трудом; развивать любознательность, творчество; учить детей лепить хлебобулочные изделия из соленого теста; формировать навыки сотрудничества.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Продукты питания. Лепка
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Лепка, занятия по лепке
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Материалы, оборудование: мука, соль, сахар, яйца, дрожжи, вода для приготовления теста; иллюстрации с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию зерновых культур в древности и в наши дни.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о хлебе. Вы знаете, из чего изготавливают хлеб? А из чего делают муку? А где берут зерно? Как его выращивают? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, вы правы. Ранней весной начинается вспашка земли. На полях работают трактора и тянут за собой плуги. Плуг переворачивает земляной пласт. Трактор боронит землю. Когда земля готова к посеву, к трактору цепляют сеялку, сеялка делает бороздки, из сеялки семена равномерно падают в бороздки. Так сеют зерновые культуры. Зерновые культуры – это растения, дающие зерно: пшеница, рожь, рис, ячмень. Из зернышка сначала вырастает маленький росточек, потом колосок, затем эти колоски соберут на поле комбайнами и отвозят на мелькомбинат. Пекари делают тесто и выпекают булочки, хлеб, калачи.
Рассматривание иллюстраций с изображением процесса выращивания зерновых в наше время.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, давно ли люди научились выращивать рожь, пшеницу? (Ответы детей)
Воспитатель: На Руси хлеб всегда был основой кухни, русского стола. В древности подготовка земли под посев – была тяжелой работой. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто. Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Позднее появился плуг. После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить. Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать. А урожай соберем, хоровод заведем». Убирали зерновые косами и серпами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы. Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть. Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована мельница.
Рассматривание иллюстраций с изображением процесса выращивания зерновых в древности.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, тяжело выращивать хлеб? Тяжелей было раньше выращивать или сейчас? Так как нужно относиться к хлебу? А какие пословицы о хлебе вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы вместе замесим тесто и будем лепить булочки.
Воспитатель вместе с детьми замешивает тесто, показывает, как нужно слепить крендель, потом вместе с детьми воспитатель относит булки на кухню – испечь.