Наталия Ивановна Веремеенко
Конспект НОД по познавательному развитию «Свойства воздуха»
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Программное содержание:
Познавательное развитие :
Формировать знания о свойствах воздуха, развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Развивать умение соблюдать правила безопасности при проведении эксперимента.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Свойства воздуха“» размещена в разделах
Речевое развитие :
Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.
Художественно-эстетическое:
Формировать знания о нетрадиционной технике рисования воздухом –
кляксография.
Социально-коммуникативное развитие :
Воспитывать самостоятельность, доводить начатое дело до конца, помогать друг другу.
Физическое развитие :
Формирование двигательной активности на физкультминутках.
Материал: два воздушных шара, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, кусочки фольги, крышки от фломастера или ручки, баночки с плотными крышками, акварельные краски, бумага, белые халаты.
Ход занятия:
Звучит песенка из мультфильма «Фиксики» : «Кто такие Фиксики».
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся и встанем в круг:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
ДОБРОЕ УТРО!
Ребята, сегодня Дедус прислал мне письмо с загадкой, помогите мне ее разгадать.
Через нос проходит в грудь,
А потом в обратный путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
Д: - Воздух.
В:Ребята, помогите разгадать тайну воздуха.
В помощь нам Дедус нарисовал схему, где зашифровал в виде символов, что мы с вами должны исследовать, а самый главный помощник у всех Фиксиков - помогатор.
В: Отправляемся в нашу фикс - лабораторию для проведения опытов.
(одеваешь халаты) и говоришь.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, работать тихо, аккуратно, внимательно и как все фиксики усердно.
Посмотрите, ребявт мы с вами в настоящей фикс - лаборатории.
В: Сегодня мы будем говорить о воздухе.
В: А где находится воздух? И зачем он нам нужен. Ответы детей.
В: Мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду - на улице, в помещении, в любом свободном пространстве. Это можно проверить.
Проводится игра «Водолазы».
В: Вдохните побольше воздуха, зажмите нос пальцами. Достаточно.
Выдохните. Трудно без воздуха, значит, с помощью воздуха мы дышим. Воздух нам нужен? А кому ещё нужен воздух?
(животным, растениям, насекомым и всему живому на Земле)
Что ж начинаем наши эксперименты
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
В: - Ребята, а вы можете мне сказать: «Какой воздух?». Ответы.
Хорошо тогда, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать.
В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).
-В: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Действительно он изменил форму, стал полон воздуха. Попробуем сдавить пакет. Почему не получается? Там находится воздух. Он заполнил свободное пространство в пакете.
Мы можем его увидеть? Нет. Воздух имеет цвет? Он прозрачный.
Воздух заполнил всё пространство пакета, значит он принимает форму того предмета, помещения, где находится.
Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух?
Давайте проверим. Острой палочкой осторожно проколем пакет, поднесём к лицу и нажмём руками. Что чувствуете! Струю воздуха, выходящую из пакета. Внутри находился воздух.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, не имеет цвета, не имеет форму.
В: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «Как увидеть воздух?»
В: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух в пакет и выпустили его. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).
В: - А давайте проверим!
В: - Возьмём и подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
В: - Что происходит с водой?
Д: Выходят пузырьки.
В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода. (ответы).
В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас.
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Потому что воздух легче воды.
Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес?»
В моем помогаторе весы, палочка с воздушными шарами, одинаковой формы, по бокам.
-Что у меня в руках? Весы.
Эти весы самодельные. С двух сторон я повесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.
Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло?
(Шар с воздухом опускается вниз, а лопнувший шар поднялся вверх).
Вывод: «Воздух имеет вес».
Физминутка : «Мыльные пузыри».
У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем.
Я буду надувать пузыри, а вы ловите. – Что же находится внутри пузырьков?
-А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 4 «Слышим воздух»
В: У меня на есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух? Что мы услышали? Из шара вышел воздух, и задевая за стенки шарика он издавал звук- писк.
В: А теперь возьмите кусочек фольги и приложите к губам и подуйте вдоль на неё так, чтобы получился звук.
Что происходит? Мы выдыхаем струю воздуха, поэтому возникает звук.
А ещё, что нам помогает услышать звук воздуха в природе? Это ветер,
он колеблет воздух и получается звук (свист, вой).
Ветер – это колебание воздуха.
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух.
В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент № 5 «Узнай по запаху».
- Ребята, у меня есть красивая баночка.
-Хотите мы с вами угадаем, что в ней лежит?
-А как это можно сделать, не заглядывая в баночку? (ответы)
-Правильно, по запаху.
-Давайте закроем глаза и втянем в себя воздух.
- Чем пахнет? (Апельсином, конфетами, медом, жевательной резинкой и т. д.)
- Ой, я люблю конфеты, апельсины, а вы? (ответы детей).
- Ну-ка подставляйте ладошки, я сейчас буду насыпать.
- А где же конфеты? Ребята, баночка пуста, а пахнет. Как так происходит?
(ответы детей).
- Правильно, чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой. Во всем воздух виноват : присваивает себе чужие запахи.
- Ребята, а как вы думаете, для чего нужен воздух? (мы им дышим)
- А какой воздух необходим для жизни человека? (чистый).
Эксперимен №6 «Воздух бесцветный»
А сейчас я вам предлагаю порисовать.
В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей)
Эта техника называется кляксография.
В: Хотите попробовать?
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать.
Ребята все ли мы с вами свойства воздуха исследовали
Весёлые снежинки -
морозные пушинки
Танцуют и смеются,
в ладошки не даются.
Я с трудом одну поймала,
рассмотрела и подышала.
Вмиг растаяла она -
только капелька видна.
А теперь ребята, давайте посмотрим, что думают о воздухе мои друзья Фиксики, смотрите внимательно (отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик).
- Интересно, как же так получается, Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике, он поднимается вверх.
- Давайте проверим, так ли это.
- Сейчас я вам покажу интересный опыт: я, беру пустой пакет, и с помощью фена нагрею его тёплым воздухом.
- Посмотрите, что происходит с пакетом? (ответы).
- Действительно, пакет надулся, как вы думаете почему?
- Получается, что воздух нагревается в пакете и поднимается вверх, поэтому пакет надувается. Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами узнали, что такое воздух.? (Рассматривание нарисованной таблицы) .
- воздух не видим («глаз»)-
- воздух имеет вес («весы»)
- воздух бесцветный («кляксы прозрачные)
- воздух можно услышать («ухо»)
- воздух не имеет форму («геометрические фигуры»)
- воздух не имеет запаха("нос")
Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей) Тогда я хочу вас принять в нашу команду фиксиков.