Татьяна Чебатюк
Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие в страну математики» в подготовительной группе
▼ Скачать
Путешествие в страну математики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида детский сад №3 «Катюша»
Конспект НОД
Познавательное развитие (ФЭМП)
по теме: «Путешествие в страну математики»
Воспитатель: Чебатюк Татьяна Евгеньевна
Подготовительная группа «Яблочко»
хутор Калинин
2024 год
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Путешествие в страну математики“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Цель: создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников.
Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП)
Задачи:
Обучающие задачи:
Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц,
упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке,
продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, ориентировка в пространстве, закрепить знания о последовательности дней недели, времён года; закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Развивающие задачи:
Развивать у детей конструктивные способности, логическое мышление, мелкую моторику рук; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; воспитывать интерес к математическим занятиям; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
Оборудование:
Демонстрационный материал : «письмо», замок с геометрическими фигурами, волшебный цветок с загадками на каждом лепестке, счётный материал, игра «Танграмм», мяч, коробочка, свеча, конфеты
Раздаточный материал : набор цифр от1 до 10 на каждого ребёнка, игра «Танграмм» - на каждого ребёнка (набор и схема, наборы из цветных карандашей и листы бумаги)
Планируемые результаты: иметь элементарное представление о составе числа 3 и 4; уметь уменьшать и увеличивать число на единицу; ориентируется на листе бумаги, понимать смысл пространственных отношений (верхний левый и правый углы и т. д.); последовательно называет дни недели, уметь определить какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра; активно и доброжелательно взаимодействовать с воспитателем и друг с другом в решении игровых и познавательных задач.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Структура НОД:
I. Вводная часть – 2 минуты
a) Приветствие
b) Сюрпризный момент (письмо)
II. Основная часть – 26 минут
a) Путешествие на воздушных шарах
b) Ситуация (решение проблемы) замок
c) Игра «Вопрос-ответ»
d) Задание «Помирите числа»
e) Задание «Танграмм»
f) Задание «Ориентировка в пространстве»
g) Физкультминутка «А часы идут, идут»
h) Игра «Скажи наоборот» (с мячом)
i) Пальчиковая гимнастика
j) Геометрический диктант
III. Заключительная часть – 2 минуты
a) Итог (Анализ НОД)
Ход занятия:
I. Вводная часть
Воспитатель: - Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся!
Утреннее приветствие
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
— Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
Здравствуй, солнышко родное,
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем
И ладошки и сердца.
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Отлично!
Воспитатель: Сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям группы «Яблочко»
Давайте откроем его и посмотрим, что внутри.
Ой, тут послание.
Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.
«Дорогие ребята, в нашей стране математики случилась беда. Злой колдун заколдовал всех жителей королевства - все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я наблюдала за тем, как вы интересно играете на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания. Королева Математики».
II. Основная часть
Воспитатель: Ребята, мы с вами поможем жителям страны математики?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну. На чем мы можем отправиться в путешествие? (ответы детей)
Дети: на самолете, на машине, на автобусе …
Воспитатель: - Я вам предлагаю отправиться путешествовать в страну математики на воздушных шариках. Садитесь на корточки, закрывайте глаза и представьте себе, что вы летите на воздушных шариках.
Повторяем за мной волшебные слова: Раз, два, три - в математической стране очутись!
Играет соответствующая музыка
Воспитатель: Ребята! Мы попали с вами в страну математики.
- Ой, смотрите, злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства. Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет.
- Что вы видите на замке? Дети: геометрические фигуры
Воспитатель: - Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? (ответы детей) Есть ли здесь одинаковые фигуры? (ответы детей) Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?
(сравнение по форме, цвету, величине)
- Чем фигуры отличаются? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство. Ну вот, мы очутились с вами на поляне с волшебным цветком.
Воспитатель: Посмотрите ребята, с цветком, что-то случилось?
- Какой он? (грустный) Какое у него настроение? (грустное, плохое)
Чтобы цветок нам к жизни вернуть, нужно его лепестки расколдовать от чар злого волшебника, выполнить все задания.
Но давайте сначала посчитаем, сколько здесь лепесточков? (семь)
Воспитатель: Итак, берём первый лепесток.
Давайте сначала проверим, готовы ли вы к трудностям.
Я буду вам задавать вопросы, а вы давать на него ответы
Игра: «Вопрос-ответ»
- Какое сейчас время года? (зима)
- Перечислите все зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)
- А сколько всего зимних месяцев? (3)
- А какой сегодня день недели? (вторник)
- А какой был вчера? (понедельник)
- Какой будет завтра? (среда)
- А сколько всего дней в неделе? (7)
- Как называется часть суток, когда мы просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку и идем в садик? (утро)
- Как называется часть суток, когда дети играют в садике, обедают? (день)
- Как называется часть суток, когда дети идут домой из садика? (вечер)
- Какое время суток наступает, когда мы ложимся спать? (ночь)
Воспитатель: Давайте, еще раз с вами повторим, что сутки состоят из четырех частей: утро, день, вечер и ночь
Воспитатель: - Молодцы ребята, с этим заданием вы справились хорошо
Берём второй лепесток
Чтобы выполнить это задание, давайте присядем за столы.
Воспитатель: Читаю задание.
«Помирите числа»
«Случай странный, Случай редкий,
Цифры в ссоре, Вот те на!
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить.
И их строй восстановить»
Воспитатель: Ребята, злой колдун перепутал все цифры.
Что нужно сделать, чтобы цифры помирились и встали в нужном порядке?
Каждый выстраивает числовой ряд, от 1 до 10.
Воспитатель: А сейчас я буду спрашивать каждого из вас
(воспитатель задает вопросы детям в разброс)
Вопросы:
Посчитай по порядку от 1 до 5
Посчитай по порядку от 5 до 10
Посчитай в обратном порядке от 10 до 5
Посчитай в обратном порядке от 5 до1
Посчитай от 1 до 10
Посчитай от 10 до 1
Назови соседей числа 3
Назови соседей числа 5
Назови соседей числа 9
Назови соседей числа 2
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились со вторым заданием злого колдуна и помирили все цифры.
Берём следующий лепесток третий.
Задание «Танграмм»
Воспитатель: Дальше у нас волшебный лес.
Вставайте, строго друг за другом и двигаться нам надо змейкой.
(дети идут за воспитателем змейкой)
Воспитатель: Вот мы с вами и добрались до нашего задания, прошу вас, присаживайтесь за столы
(дети садятся за столы, на которых разложен раздаточный материал «Танграмм»)
Воспитатель: Но что это? Все звери заколдованы. И здесь злой волшебник успел напакостить.
Чтобы зверей расколдовать, надо собрать из геометрических фигур фигуру животного по схеме, которые вы видите у себя на столе
(дети выполняют задание)
Воспитатель: С этим заданием ребята, вы очень хорошо справились Вставайте с мест, и подходите ко мне будем читать задание следующего лепестка.
Лепесток четвёртый «Ориентировка в пространстве»
Воспитатель: Перед вами коробка и свеча, вам нужно будет называть расположение одного предмета относительно другому.
Например, свеча находиться на коробке, в коробке, за коробкой; коробка находиться под свечой и т. д. (ребята выполняют задание)
Воспитатель: А вот, пятый лепесток предлагает нам поиграть
Физминутка: «А часы идут, идут»
Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так?
Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Воспитатель: Хорошо поиграли, теперь берем шестой лепесток, и опять нам предлагают поиграть в игру используя резиновый мяч
Становитесь ребята во круг меня, я буду называть слово и бросать мяч, вы должны словить мяч и назвать слово на оборот и бросить мне мяч обратно
Воспитатель: Всем понятно? Тогда начинаем игру
Игра «Скажи на оборот» (игра с мячом)
Высоко - (низко, Далеко - (близко)
Широкий - (узкий, Худой - (толстый)
Холодный - (горячий, Легко - (тяжело)
Веселый - (грустный, Внутри - (снаружи)
Много - (мало, Маленький - (большой)
Вперед-(назад, Быстро - (медленно)
Воспитатель: Молодцы! Следующий лепесток седьмой.
Давайте пройдем и сядем за столы.
Усядемся по удобнее, приготовим руки для разминки
«Пальчиковая гимнастика»
Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5
И фигуры называть
Вот квадрат, а вот кружок
Треугольничек и ромб,
А еще прямоугольник
И не трудно сосчитать
Их по счету ровно пять.
Воспитатель: Следующее задание, геометрический диктант за столом
Геометрический диктант
Воспитатель: Вспомним, где у нас правая рука, а где левая.
Перед вами карандаши и бумага.
Воспитатель: Приготовьтесь слушать седьмое задание и рисовать:
в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;
в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;
в центре нарисуйте черный овал;
в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;
в правом верхнем углу нарисуйте желтый круг.
Воспитатель: А сейчас я вас проверю.
- Какую геометрическую фигуру нарисовали в правом нижнем углу (зеленый квадрат)
- Где нарисовали желтый круг? (в правом верхнем углу)
- В каком углу синий прямоугольник? (в левом нижнем углу)
- В каком углу красный треугольник? (в левом верхнем углу)
- Где нарисовали черный овал? (в центре)
Воспитатель: И с этим заданием вы справились!
Ребята, посмотрите, мы с вами собрали из всех лепестков Цветик-Семицветик. Вот какой красивый цветок у вас получился.
А настроение у цветочка какое? (хорошее, радостное)
Вот ребята, пора нам возвращаться в наш детский сад.
III. Заключительная часть
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания, навели порядок в математическом королевстве, а злого колдуна превратили в доброго волшебника.
Воспитатель:
- Ребята! Вам понравилось наше путешествие? Дети: Да!
- А в какой сказочной стране вам пришлось побывать? (в Королевстве математики)
- Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
- Как вы думаете, все справились с заданием? (ответы детей)
- Чему вы научились новому? (ответы детей)
Воспитатель: Королева Математики поблагодарила вас и передала вам угощения (конфеты)
Давайте скажем нашим гостям «До свидания!»
Дети: «До свидания!