Бикташева Наталья Петровна
Конспект НОД «Подводный лес» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности в интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
ТЕМА: «Подводный лес»
Цель: обобщить знания детей о подводном мире, его обитателях, как о живых существах.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Старшая группа
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
Образовательные: Совершенствовать знания детей о живых существах, живущих в море. Выяснить особенности их строения и образа жизни.
Развивать у детей связную речь, грамматический строй речь, обогащать словарный запас детей.
Подчеркнуть богатство и многообразие растительного и животного мира Японского моря.
Развивающие: Развивать наблюдательность, умение сравнивать, находить существенные признаки.
Развивать у детей координацию речи с движением.
Упражнять детей в технике работы с гуашью и нетрадиционным формам рисования с помощью пробки.
Воспитательные: Воспитывать в детях чувство восхищения природой и желание сохранить её.
Воспитывать аккуратность в работе, умение доводить начатое дело до конца.
Предварительная работа. Чтение рассказа В. Бианки «Рыбий дом»; чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка», рассматривание иллюстраций с различными морскими рыбами и другими обитателями.
Ход НОД
Ребята, а вы слышали о подводных лесах?
Как вы думаете, где такой лес можно найти?
(в реке, море, океане)
Самые большие подводные леса в океанах, а самые красивые в теплых морях. И я вас приглашаю на экскурсию в морской подводный лес.
Перед нами морской берег. А какой цвет имеет море?
Море бывает разное: голубое, бирюзовое, черное и серое, хмурое и ярко переливающее под лучами теплого солнышка. Иногда люди говорят о цвете морской волны или морская синь.
Перед погружением в море, вам надо узнать и соблюдать некоторые правила. Надо двигаться осторожно, строго за мной, ничего руками не трогать, это может быть опасно.
А что нам нужно для путешествия к морскому лесу? (Маска, ласты)
- Как мы будем заходить в воду? (Спиной вперёд).
Ребята встают на нарисованную морскую гальку и имитируют надевание подводного снаряжения и заходят в море.
Ребята разворачивайтесь, аккуратно.
Смотрите, мимо нас скользят какие -то парашютики. Да это МЕДУЗЫ! Много медуз. Если до них дотронуться, они жалят. Эти студенистые, полупрозрачные медузы состоят из купола и щупальц, которые покрыты пузырьками с ядом. А на что похож их студенистый купол? (большой зонт)
Медузы – старейшие животные на планете. В природе насчитывается невероятное количество разнообразных видов.
Аккуратно двигаемся дальше. И на нашем пути, вырастают коралловые рифы. Эти поистине удивительные обитатели нашей планеты, населяющие воды морей и океанов. Кораллы это - животные так похожи на растения, и совсем не похожие на животных, к которых мы знаем.
Разнообразие форм и цветов этих животных просто поражает, только вглядитесь в эти узорчатые сплетения, это же просто потрясающе красиво! Кораллы очень хрупкие существа, а растут они очень долго. Эти животные не умеют ходить или плавать, но умеют поворачиваться наклоняться и шевелить щупальцами. Люди их ценят за их красоту, и даже придумали делать с ними различные украшения. А вот еще одно животное
Я живу на дне морском
Там, где очень тихо.
Звёзды движутся ползком,
А вот рыбки — лихо.
Круглым вырос я, друзья,
И совсем без ножек.
Но зато колючки есть,
Ведь я … (ёжик)
Иглы служат морским ежам для передвижения, питания и защиты. А некоторые морские организмы используют морских ежей и для своей защиты, прячась среди их игл.
Морские ежи опасны для человека. Некоторые виды этих животных имеют тонкие и длинные иглы. Если человек по неосторожности наступит в воде на такого ежа, то серьезной травмы не избежать, а у некоторых видов они ядовиты.
Смотрим под ножки у нас на пути удивительное чудо природы, живущие на дне океанов и морей, абсолютно разных цветов. Это - морские звезды.
Самое необычное то, что эти животные живут в море, а плавать они не могут. Двигаются в воде с помощью своих рук-ног, которые обладают присосками. Так они цепляются за дно и перемещаются по нему.
Удивительные существа природы так же могут сбрасывать свои конечности - "лучи" в случае опасности. Обратно же они могут вернуться, а если нет, это не проблема, с одного такого "лучика" вскоре вновь появиться полноценная звезда.
Ребята, посмотрите, что это на морском дне между звезд (ракушки) Ракушка – это внешний скелет моллюсков, их крепость, которую они сами выстраивают в течение всей жизни. Растет моллюск, растет и его внешняя защита – раковина. Слой за слоем морские жители складывают края своей раковины. Зимой моллюски растут медленнее, чем летом, из-за этого на раковине образуются швы и выпуклые кольца роста. По ним можно посчитать, сколько лет моллюску.
Давайте посчитаем, сколько лет вот этому моллюску (дети считают).
Ракушка может быть любого цвета, и в крапинку, и с полосками и линиями. Некоторые ракушки такие крошечные, что их можно разглядеть только через увеличительное стекло, а гигантский морской моллюск может достигать метра в длину.
А вот любопытный краб, шагает по морскому дну!
Ребята, а вы хотели бы иметь глаза еще и на затылке?
А вот про краба можно сказать, что у него глаза на затылке.
У крабов большие сложно устроенные глаза, состоящие из тысяч маленьких линз. Это значит, что краб может в любой момент времени смотреть сразу во всех направлениях, и назад в том числе.
Большинство крабов имеют плоскую форму тела, которая позволяет им пролезать в узкие расщелины. У всех крабов - восемь ног и две клешни.
Осторожно двигаемся дальше.
Вот мы и добрались до подводного леса. А как вы думаете, что же растет в этом лесу? Деревья как на земле? (водоросли)
Дети рассаживаются на морские камни (задрапированные поролоновые подушки).
Морские водоросли – это самые древние растения на Земле. Водоросли существуют многих видов. Они отличаются друг от друга по цвету, форме, размерам. Водоросли разделяют на глубинные, которые крепятся к морскому дну, и планктонные, плавающие в толще воды. На дне океанов водоросли могут образовывать большие, настоящие подводные леса. Водоросли не имеют корней,как деревья.
Для чего нужен лес на земле? (очищает воздух, служит домом для животных и птиц, является источником питания для животных и человека)
То же самое можно сказать и про подводный лес. Водоросли помогают очищать воду в морях и океанах. Водоросли прямо или косвенно служат источником пищи для всех водных животных. Водоросли служат домом и укрытием многим морским жителям. Особенно для малышей. Почти все жители морей, пока они маленькие, они живут в подводном лесу, прячась среди водорослей от хищников.
Вот нас встречает первый лесной житель.
Это родственницы раков, самые маленькие раки моря, точнее, рачки – это креветки. Брюшко с хвостом, разные виды ног (у них их 10, усы. А вот их окрас зависит от места жительства, и они могут менять свой окрас.
А вот и охотник – Осьминог, который может и сам иногда стать чьей-то добычей. Его тайное оружие, которым он обладает – это чернильный мешок, наполненный красящей жидкостью, который находится в его теле. Тело осьминога похоже на шар, с отходящими от него восемью щупальцами с присосками. Щупальца не только помогают осьминогам передвигаться и удерживать добычу, но и служат для распознавания различных вкусов, как наш язычок. У него нет костей, поэтому они способны протискиваться в самое маленькое отверстие.
Осьминог – это ночное животное, оно охотится по ночам.
Все осьминоги умеют маскироваться под окружающую среду, изменяя окраску своего тела. Осьминоги самые умные жители моря.
Физминутка «Осьминог»
Эта ножка, чтобы кушать,
Эта ножка, с ней дружить,
Эта ножка, чтоб играть
Эта – чтобы рисовать.
Ну, а эта – чтоб нырять,
От акулы удирать.
Эта брюшко почесать
А седьмая и восьмая –
Чтобы всех сейчас обнять.
Кальмар - одни из самых необычных морских существ. У него не одно, а три сердца. У кальмара совсем нет костей. Тело кальмара - ракетообразной формы имеет пары плавников и 10 конечностей-щупалец, среди которых можно выделить четыре пары рук и пару удлиненных щупалец. Кальмары считаются самыми быстрыми пловцами.
Посмотрите, какое интересное существо к нам выплыло из морских зарослей. Кто это? (морской конек)
Это животное или рыба? (рыба)
Вот нам и повстречались, самые главные жители подводного леса. Давай – те рассмотрим (на мультимедийной доске) самых необычных и красивых рыб нашего подводного леса.
Для человека подводный лес, а именно водоросли тоже приносят много пользы. В приморских районах водоросли идут на корм скоту и удобрение для растений.
Водоросли используются человеком в химической промышленности. Из них умеют производить уксусную кислоту, йод, соль, спирт, топливо и даже бумагу.
Водоросли широко применяются в косметологии. И них делают различные кремы.
А некоторые водоросли, употребляются в пищу. Эти водоросли называются - морская капуста. (Предложить детям попробовать морскую капусту).
Одно из самых популярных блюд с водорослями — суши.
Люди еще научились из водорослей получать агар-агар. А при помощи агар-агары можно приготовить очень вкусные и полезные блюда.
Предлагаю детям, с закрытыми глазами на вкус определить: желе, зефир, мармелад.
Вот мы и увидели подводный лес! Пора возвращаться. А чтоб было удобней на берег надо выходить спиной вперед. И не забудьте снять маску и ласты.
Коллективное рисование:
Ребята теперь вы много знаете о подводных лесах. Нужны ли такие леса человеку? А зачем?
Вы совершенно правы! А подводный мир, подводные леса надо охранять и беречь. Это удивительный мир и он мало изучен.