Ирина Левкова
Конспект НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Воздух — добрый друг»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:формирование представлений о воздухе и его свойствах.
Задачи:
- развивать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности;
- расширять кругозор и любознательность детей;
- способствовать развитию памяти и интеллекту детей;
- пополнять словарный запас детей новыми словами.
Оборудование: прозрачные пакеты,воздушные шарики, пластиковая бутылка, две ёмкости: с холодной и горячей водой, свеча, пустая стеклянная банка.
Ход занятия:
Публикация «Конспект НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшей группы „Воздух — добрый друг“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Ребята, сегодня мы будем работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем? Вы должны отгадать.
Он нам нужен, чтоб дышать, чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час, но не видим он для нас.
Без него не может существовать ни одно живое существо (люди, животные, птицы, растения). Отгадайте, кто этот добрый друг?
Правильно, наш добрый друг - это воздух. он нас окружает всегда и везде. Без воздуха мы не могли бы дышать. Давайте проверим, сколько можно продержаться без воздуха.
Дети набирают воздух и не дышат, воспитатель считает до пяти.
- Всего 5 секунд мы продержались без воздуха, и всё время хотелось вдохнуть. Вот как тяжело без воздуха. Ребята, у воздуха есть свои секреты, а чтобы их разгадать, мы поэкспериментируем.
Давайте представим, что мы в лесу. В лесу воздух чистый, свежий, так и хочется его побольше вдохнуть.
Дыхательная гимнастика:
- Вдохнули глубоко носиком, а выдохнули ртом (2-3 раза). Положили руки на грудь, глубоко вдохнули, грудь поднялась высоко; выдохнули - грудь опустилась (2-3 раза).
- Мы знаем, что воздух везде, вокруг нас. Посмотрим налево, направо, вверх, вниз, вы его видите?
Дети: нет.
- Воздуха не видно. Почему? (Ответы детей.) Воздух не имеет цвета. Он- бесцветный. Увидеть воздух нельзя, но можно почувствовать, ощутить. Для этого попробуем поймать воздух в пакетик. Дети берут прозрачные пакеты.
- Ребята, посмотрите, сейчас что лежит в пакете?
Дети: ничего, пакет пустой.
- Расправьте пакет и взмахните. Дети проделывают опыт с пакетом.
- Посмотрите, как надулись пакеты. Что в пакетах теперь находится?
Дети: воздух.
- Посмотрите, мы поймали воздух в пакет, его не видно, но можно потрогать и почувствовать. Ещё воздух можно почувствовать, когда он перемещается, движется. движение воздуха - это ветер. Как можно почувствовать ветер?
Ответы детей: подуть, помахать.
- Сейчас мы с вами займёмся исследованием воздуха.
Эксперимент №1:
- Для этого эксперимента нам понадобится пустой воздушный шарик и пластиковая бутылка. Шарик нужно надеть на горлышко бутылки. Подержим бутылку минуту в горячей воде.
- Что вы видите? (Шар надувается.) Как вы думаете, почему он надулся? (предположения детей)
Вывод: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.
- А сейчас поставим бутылку с шариком в холодную воду.
- Что происходит с шариком? (Шарик сдувается.) Почему шарик сдулся? (предположения детей)
Вывод: воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается.
- Это свойство воздуха используется при полете на воздушном шаре. Зачем же нужна горелка? (ответы детей)
- При нагревании воздух расширяется и заполняет шарик. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается - шар сдувается.
Эксперимент №2 "Реактивный шарик":
Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полёта. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, так как воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Эксперимент №3 "Свеча в банке":
Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая её. Вместе с детьми проделать следующее: зажечь свечу, накрыть её банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому. когда доступ кислорода к огню затруднён, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.
Итог занятия: Вот и закончились наши исследования. Вам они понравились? Что мы сегодня изучали?
Дети: воздух.
- Что мы узнали о воздухе? (ответы детей)
Выводы-обобщения по опорным схематическим рисункам:
- воздух невиден, потому что он прозрачен, бесцветен;
- воздух можно почувствовать, ощутить;
- воздух можно увидеть в пузырьках в воде;
- с воздухом можно поиграть.
Фотоотчет: