Ольга Тыртышникова
Конспект мероприятия по опытно — экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мероприятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух - невидимка»
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и создавать ветер.
Публикация «Конспект мероприятия по опытно — экспериментальной деятельности в старшей группе „Воздух — невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, логическое мышление, внимание, память, умение делать выводы. Активизировать речь детей.
Воспитывать позитивное отношение к неживой природе. Желание исследовать её всеми доступными способами.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Дети, вы находитесь в научной лаборатории. Давайте вспомним, чем занимаются в лабораториях ( ответы детей: экспериментируют, проводят различные опыты).
- А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей? ( ответы детей: да)
- Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. В нашей лаборатории есть всё необходимое для этого.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.
Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?
(одевает халат, шапочку, очки). А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Что это?
Правильно воздух. Что такое воздух? (ответы детей)
Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды мы можем продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 10 минут, ведь нельзя 10 минут не дышать! Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. А кто ещё дышит кроме человека? (ответы детей). Верно, растения и животные тоже дышат, им необходим воздух, как и людям. Давайте положим руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).
Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. И если нужен, то какой.
Воспитатель предлагает детям предлагает детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.
Дидактическая игра «Где спрятался воздух». Дети поочередно достают из мешочка игрушки и раскладывают их на два подноса.
-А как можно проверить,правильно ли вы разобрали игрушки?Давайте проведем опыт,опустим игрушки в воду.
-Теперь вы знаете,что предметы,внутри которых есть воздух будут плавать.
-А как вы думаете,внутри человека есть воздух?
Посмотрите - я принесла вот такие шарики. Кто знает какого они цвета?
- Красный и синий
- А как называются эти шарики?
- Воздушные
- А вы знаете, почему они так называются?
- Потому что внутри шарика есть воздух
- А откуда воздух появился в шариках?
- Он там появился, когда шарик надували.
- Значит - в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим
Опыт № 1 «Дыхание»
Возьмём воздушный шарик. Если мы его надуваем, он наполняется воздухом. Когда это происходит с нашими лёгкими? (При вдохе). Выпускаем воздух из шарика, он уменьшается. Когда это происходит с лёгкими? (При выдохе).
Воспитатель: А мы можем не дышать? (Нет).
-А как воздух попадает к нам в легкие? (через нос и рот)
-Я знаю,что человек может прожить без еды -5 недель,без воды -5 дней,а без воздуха не более 5 минут.
-А каким воздухом полезно дышать?
-А кому еще нужен воздух (рыбам,животным,растениям,всему живому)
Делаем вывод: без дыхания жизни нет.
Опыт №2 «Воздух внутри нас и он легче воды»
Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.
- Выходят пузырьки.
- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была
-Ответы
-Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
- А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
- Потому,что воздух легче воды.
- Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.
-Ребята, скажите, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим!
-Раз мы его не видим, значит, он какой?
Дети: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.
-Воздух невидимый! Значит, его и нет вовсе! А как мы можем доказать, что воздух вокруг нас!
- Чтобы его увидеть, его надо поймать! Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт №3 «Как поймать воздух».
- Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
- Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Дети: Мы его не видим, но чувствуем.
Воспитатель: Молодцы! Вы сами сделали правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного разомнемся.
Физкультминутка «Мыльные пузыри»
Но оказывается в воздух ещё можно и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри.
В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.
Дети дуют мыльные пузыри, звучит музыка.
Опыт №4 «Воздух не имеет запаха»
Скажите, а у воздуха есть запах?
- Нет
- Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?
-Пахнет апельсином.
-Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат?
-Это корка
-Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.
- Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами
- Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.
-А как воздух может двигаться?
- Ребята, что такое ветер? Какой бывает ветер?
Ветер – это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?
Опыт № 5 «Движение воздуха»
Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?
А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали?
И так, подведем итог:
1. Воздух – невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздух, двигаясь, образует ветер.
2. Воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.
3. Мы дышим воздухом, без воздуха жизни нет. Он часть природы. Воздухом дышат люди, животные и растения.
4. Воздух есть везде.
5. У воздуха нет цвета - бесцветный, но мы может его почувствовать, воздух – прозрачный, сквозь него видно все окружающее.
Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо!