ЕЛЕНА ФАЙРУШИНА
Занятие по экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
Расширять знания о воздухе.
Задачи:
- Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе;
- Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружений;
- Развивать познавательный интерес через проведение элементарных опытов;
- Расширять и активизировать словарь детей;
- Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;
- Прививать бережное отношение к окружающей среде.
Материалы и оборудование:
- фото устьиц растений;
Публикация «Занятие по экспериментальной деятельности „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
- стаканчики для опытов;
- бумажные салфетки;
- картонные листы;
- полиэтиленовые пакеты;
- тазики для проведения опытов;
- лабораторное оборудование;
- микроскоп;
- белый халат для воспитателя.
Словарные слова: лаборант, лаборатория, микроскоп.
Ход занятий:
Дети в спальне играют в игру «Бабушкины покупки».
Входит Незнайка и размышляет вслух о новой загадке.
Незнайка: Ребята, я услышал новую загадку и что-то не могу её отгадать. Помогите мне, пожалуйста.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
- Что это может быть?
Дети: Это воздух.
Незнайка: Для чего нужен воздух?
Воспитатель: Мы ответим тебе Незнайка на твой вопрос, но для начала пройдем в нашу маленькую лабораторию.
Незнайка: Лабо… - что? Что это такое?
Воспитатель: Проходите в нашу лабораторию. Ребята, лаборатория - это место где проводят опыты.
А я теперь не просто воспитатель, а лаборант - человек, который работает в лаборатории.
Я надеваю спец. одежду лаборанта - белый халат.
Вы же, ребята, будете моими помощниками.
К нам в лабораторию пришли гости, которые тоже хотят узнать интересное о воздухе.
Поздороваемся с ними.
Помните, что в лаборатории нельзя бегать, толкаться, трогать приборы без разрешения.
О правилах поведения мы сказали, теперь проходим и присаживаемся на стульчики за столы.
Кто помнит вопрос, который задал Незнайка в самом начале?
Дети: Для чего нужен воздух?
Воспитатель: А действительно, для чего же он нужен?
Дети: Что бы дышать!
Незнайка: А я могу долго не дышать.
Воспитатель: А это мы сейчас и проверим. Зажмите нос пальчиками и задержите дыхание, я буду считать.
Если трудно станет дышать, то пальчики сразу надо убрать от носа.
(Считаем. Незнайка первый убирает пальцы от носа).
Незнайка (разочарованно) : Я совсем не могу без воздуха.
Воспитатель: Видите, как трудно без воздуха. Знаете ли вы, что без еды человек может прожить 10 дней и даже 20, без воды 2-3 дня, а без воздуха детки мы не можем прожить и одной минуты. Если дольше, то человек погибает.
Незнайка: Интересно, а кому еще нужен воздух? Кроме людей, кто ещё дышит?
Дети раздумывают.
Воспитатель: Ну, то что у животных есть носы, все вы знаете, а вот знаете ли вы, что и у растений есть свои «носы»?
Они расположены на нижней стороне листа (показывая на комнатное растение) - это маленькие отверстия, через которые воздух проходит внутрь листа.
Вот, посмотрите, с помощью микроскопа, прибора, который позволяет увеличить предметы во много-много раз, мы можем увидеть эти «носы» (показ слайда).
Вы хотите еще узнать про воздух?
Но для начала, предлагаю вам отдохнуть.
На ковре:
И. п. - ноги на ширине плеч.
Ветер тихо клен качает.
Вправо - влево наклоняет.
Раз - наклон, два - наклон
Зашумел листвою он.
Клены ветви развели,
Словно удивились
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Стоим на ковре.
Ребята, а здесь есть воздух?
Как доказать, что он есть или его нет?
Дети: Мы дышим.
Воспитатель: Мы его сейчас с вами поймали. Что это?
Дети: Мешочек.
Воспитатель: Смотрит сквозь пакет. Какой он?
Дети: Прозрачный.
Воспитатель: Спрячу мешочек в руку. Есть в нем воздух? Как вы определили?
Дети: Воздуха нет, иначе он не поместился бы в руке.
Воспитатель: Попробуйте теперь вы поймать воздух. Я поймала полный мешочек воздуха. А теперь вы видите меня? (снова смотрит сквозь мешочек).
Какой он, воздух?
Дети: Он прозрачный.
Воспитатель: Верно, поэтому мы и видим друг друга (закручивает пакет и подкидывает его). Что напоминает вам пакетик с воздухом?
Дети: Воздушный шарик.
Воспитатель: Закрутите пакетик и подкиньте его. Какой он?
Дети: Легкий.
Воспитатель: Значит, что мы можем сказать о воздухе, какой он?
Дети: Легкий, прозрачный.
Воспитатель: А теперь попробуйте поймать воздух кулачком. Поймали или нет, как определить.
Дети: Не поймали, кулачок сжат.
Воспитатель: В кулачках есть дырочки, через которые воздух убегает.
Незнайка: Выходит, что воздух нельзя потрогать?
Воспитатель: Его нельзя потрогать, но можно что сделать? (Поймать)
А теперь я покажу вам что-то очень интересное и удивительное.
Опыт 2.
- Потрогайте салфетку. Какая она?
Дети: Сухая.
Воспитатель: А что будет, если я опущу стакан вместе с салфеткой в воду? Осторожно, не наклоняя опускаю его до самого дна. Теперь подниму, дам стечь воде. А теперь посмотрим, намокла салфетка или нет?
Дети: Салфетка сухая.
Воспитатель: Как вы думаете, почему салфетка осталась сухой?
Дети размышляют
Воспитатель: На самом деле стакан мыл не пустой, в нем был воздух, который и выталкивал воду и в стакан вода не попала. Попробуйте сами (дети повторяют опыт). А еще хотите увидеть интересное? (сольем воду из тазиков в ведро, тазики нам ещё понадобятся) вернулись на свои места. Я беру стакан с водой, закрываю его листом бумаги, переворачиваю, что произойдет, если я уберу руку, которой держу листок?
Дети: вода выльется.
Воспитатель: Убираю. Как вы считаете, почему вода не пролилась?
Дети размышляют и предполагают.
Воспитатель: Оказывается, что воздух не только легкий, но он еще и сильный. Потому он держит листок. Попробуй сами сделать фокус. Он называется «Стакан-непроливайка». А дома повторите эти фокусы для родителей. Удивите их.
Незнайка: Прямо чудеса!
Воспитатель: Давайте напомним Незнайке все, о чё м мы сегодня поговорили:
1. Воздух нужен для дыхания;
2. Какой воздух, когда мы ловим его и подбрасываем (легкий, прозрачный, сильный);
3. Его нельзя увидеть, но можно поймать;
4. Воздух есть во всем, что нас окружает.
Незнайка: У-у, жаль, что занятие подходит к концу. Мне было очень интересно, а что вам понравилось в нашей лаборатории?
После занятия я приглашаю, тех, кто хочет ещё раз провести опыты с водой. А напоследок, я предлагаю вам поиграть с воздухом. Ч
Что это?
Дети: Мыльные пузыри.
Незнайка: Как вы считаете, почему пузыри летят?
Дети: Они легкие. В них воздух.
Дети пускают мыльные пузыри.