Дина Аксёнова
Конспект НОД по экологии в старшей группе «В гости к Ёжику (грибы)»
▼ Скачать + Заказать документы
В гости к Ёжику (грибы)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования Плавский район «Детский сад комбинированного вида №1»
Конспект НОД по экологии в старшей группе
на тему: «В гости к Ёжику (Грибы)»
Провела: Аксёнова Д. Ю.
Плавск, 2021 г.
Тема: «В гости к Ёжику (Грибы)»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Темочки:
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Цель: систематизировать знания и преставления детей о грибах, об особенностях их внешнего вида и местах произрастания.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с грибами, с особенностями внешнего вида грибов, роста и правилами их сбора;
- дать представление, что съедобные грибы, могут стать ядовитыми;
- формировать умение различать съедобные и несъедобные грибы;
- рассказать о полезных свойствах ядовитых грибов : опасны для человека, но полезны для некоторых животных;
Развивающие:
- развивать наблюдательность, память, воображение, умение анализировать и делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, сюжетных картин на тему «Грибы», загадывание загадок, заучивание стихотворений о грибах, разучивание пальчиковых игр.
Методы и приё мы: создание игровой ситуации, беседа, отгадывание загадок, физкультминутка, использование ТСО, создание проблемной ситуации, переключение видов деятельности детей, дидактическая игра, сюрпризный момент.
Материалы и оборудование:
Презентация на тему: «Грибы», корзинка для сбора грибов, муляжи грибов съедобные и ядовитые, игрушка – ёжик, осенний лист из цветного картона с загадкой, аудиозапись «Шум леса», магнитофон, чудо-дерево (макет дерева, поднос, поролоновый макет гриба, контейнер с грязной водой.
Ход НОД:
I. Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу гостья прилетела. Вы узнали её?
Дети: Да, это Умная Ворона.
Умная Ворона: Кар-кар! Здравствуйте, ребята. Да, я снова к вам прилетела. Меня прислал из леса Ёжик. Он передал вам вот это письмо на листочке. С какого дерева упал этот листок, узнали?
Дети: Да, с клёна. Это кленовый лист.
Умная Ворона: Молодцы, правильно. Ёжик собрал на зиму много припасов и хотел с вами поделиться. Но живёт Ёж далеко в лесу и путь к его норке долгий и трудный. Поэтому он просил меня вам помочь, подсказать дорогу.
Воспитатель: Ворона, а что-же на листочке-то написано, давай я ребятам прочитаю. Ёжик загадал нам загадку. Когда мы её отгадаем, то узнаем, что ёж любит больше всего собирать в лесу? (Загадка на кленовом листе) :
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки
Встала шляпка из травы –
Нет под шляпкой головы? (гриб)
Дети: Это - гриб.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Ворона, а ты всё про грибы знаешь? Нет? Ну, тогда послушай, и вы, ребята, внимательно слушайте и смотрите.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы:
Воспитатель: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) (Слайд 1) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Людей, которые идут в лес за грибами, называют грибниками. (Слайд 2) Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом.
2. Беседа: «Гриб и его дом».
Воспитатель: У каждого гриба есть свой дом, где он растёт. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. (Слайд 3) Шляпка у него мясистая, упругая, светло серая или коричневая. Ножка толстая – белая. Белые грибы сушат, а потом варят из них суп.
В глухом бору стоять привык
На толстой крепкой ножке я.
Найти попробуйте меня.
А какой гриб мы нашли под осиной?
Дети: Под осиной нашли подосиновик. (Слайд 4)
У подосиновика длинная тонкая ножка и шляпка красноватая.
В красной шляпке словно гном
Я под осиной выбрал дом.
Воспитатель: А под берёзой, какой гриб растет?
Дети: Под берёзой нашли подберёзовик. (Слайд 5)
Воспитатель: Подберезовик растет в основном под березой, шляпка темно-коричневого цвета, ножка тонкая высокая.
Где березовая роща,
Гриб найти намного проще.
Под берёзками сидят подберезовики в ряд
Воспитатель: А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса. (Слайд 6)
Лисички рассыпались
Жёлтою стайкой,
Как будто погнались
За солнечным зайкой.
Мы говорили про съедобные грибы.
3. Игра с мячом: «Что готовят из грибов?»
А теперь мы поиграем в игру: «Что готовят из грибов?». Я буду кидать мячик, а вы мне называть, какое блюдо готовят из грибов. (Слайд 7)
Воспитатель: Ребята, попробуйте угадать, что за гриб. Тонкая белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб?
Дети: Это мухомор! (Слайд 8)
Воспитатель: Правильно, мухомор – самый распространенный ядовитый гриб. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнуться кверху и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор. А какой ещё ядовитый гриб вы, ребята, знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. (Слайд 9)
Воспитатель: Бледная поганка – смертельно ядовитый гриб. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у неё неприятный.
Ты не трогай этот гриб.
Учти - он очень ядовит!
Не бери его с полянки,
Его называют поганка.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете съедобные грибы могут стать ядовитыми?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте с вами проверим. У меня есть муляж гриба, какого ножка у него цвета? И есть у меня грязная вода. Как вы думаете, если я опущу гриб в грязную воду, что произойдет?
Дети: Гриб впитает в себя грязную воду.
Воспитатель: Давайте, проверим. Так же и в природе съедобный гриб растет около дороги, фабрик, заводов. Каким становится?
Дети: Грязным, ядовитым.
Воспитатель: Поэтому грибы, которые растут около дороги, фабрик, заводов, собирать их нельзя, потому что грибы словно губка, впитывают в себя все вредные вещества, которые накапливаются в почве и содержатся в загрязненном воздухе.
Воспитатель: Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные, а какие – ядовитые. Пойдёмте в гости к Ёжику. Возьмём с вами корзину (как это делают грибники – люди, которые собирают грибы) и по дороге соберём ему гостинец – съедобные грибы, которые нам встретятся.
Воспитатель: Вставайте, ребята, подходите ко мне, напомните, как нужно вести себя в лесу?
Дети: Предположительные ответы: нельзя шуметь в лесу, ломать ветки деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на гриб, не повредить муравейник.
Воспитатель: Покажи Умная Ворона нам дорогу к норке Ёжика. Беритесь за руки и цепочкой пойдём по извилистой тропинке в лес за Умной Вороной.
4. Физминутка «Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!»
Воспитатель: Мы пришли с вами в лес на полянку. Ребята, посмотрите, как тут красиво? Ребята, я предлагаю вам собрать грибы в корзину. Давайте, посмотрим какие грибы вы собрали?
Воспитатель: Ребята, почему вы мухомор в корзину не положили? Ответы детей.
Умная Ворона: Правильно, мухомор не надо в корзину класть, но и топтать его не стоит. Оставьте, пусть растёт. Многие грибы, которые для людей ядовиты, полезны для обитателей леса. Например, мой знакомый лось лечится мухоморами. Давайте ему оставим этого красавца в красной шляпке.
А теперь вставайте, пойдем дальше Ёжика искать.
Воспитатель: Вот, сколько много грибов набрали. Умная ворона, а долго нам еще идти к ёжику?
Умная Ворона: Да мы уже почти пришли. Вон видите раскидистое дерево стоит, под ним норка Ежа. (Дети с воспитателем подходят к Чудо-дереву с кленовыми листьями в Уголке природы.)
(Появляется из-за дерева игрушка – Ёжик.)
Ёжик : Здравствуйте, ребята, как я рад, что вы пришли! Я наблюдал за вами, пока вы по лесу шли. Вы такие молодцы! Бережно к лесу относитесь и к его обитателям: ни одной веточки не сломали, ни одного гриба и ягодки не затоптали, не шумели.
5. Дидактическая игра «Что в лукошко мы берём?».
Ёжик называет грибы, которые упоминались в ходе НОД. Если съедобный, дети хлопают (кладут в лукошко, если ядовитый – не хлопают. Ёжик хвалит.
Воспитатель: Ёжик, мы по дороге к тебе набрали полную корзину съедобных грибов. Угощайся сам и угости Умную Ворону.
6. Сюрпризный момент.
Ёжик : Молодцы, ребята! Вы мне очень понравились. Спасибо за грибы. И я с вами поделюсь своими припасами. (Из-за дерева появляется корзина с грибами – печеньем). До свидания. Приходите ещё!
III. Заключительная часть. (Рефлексия).
Воспитатель: Ну вот, ребята и закончилось наше путешествие. А какие вы знаете, съедобные грибы, а какие ядовитые? Вы все большие молодцы справились со всеми заданиями.