Людмила Журавлева
Конспект НОД по валеологии в подготовительной группе «Наши помощники» на тему «Органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.
Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей об основных органах чувств человека: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Развивать у детей творческие способности, познавательный интерес, умение делать выводы. Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
ХОД НОД:
Организационный момент.
Дети входят в группу в белых халатах. Их встречает робот.
Публикация «Конспект НОД по валеологии в подготовительной группе „Наши помощники“ на тему „Органы чувств“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Осанка. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Робот. Здравствуйте, дети.
Дети. Здравствуйте.
Воспитатель. Ребята, робот Коля снова у нас в гостях.
Робот. Я, робот Коля пришёл к вам за помощью. Меня создали учёные, но я хочу узнать, как устроен организм человека. И есть ли у него помощники? Надеюсь, вы мне в этом поможете.
Воспитатель. Поможем, ребята?
Дети. Да.
Воспитатель. А для этого я предлагаю всем отправиться в нашу научную лабораторию. Готовы?
Дети. Да.
Воспитатель. Вот и вход. Прочитайте название первого кабинета.
Дети. Зрение.
Воспитатель. Я предлагаю вам войти двумя способами. Первый раз пройдёте с открытыми глазами, а во второй раз с закрытыми. (Дети входят двумя способами).
Воспитатель. Легко ли было пройти во второй раз?
Ответы детей.
Воспитатель. А, ты робот Коля, располагайся и внимательно за всем наблюдай.
Дети подходят к плакату с изображением строения глаза.
Воспитатель. Благодаря глазам мы можем видеть предметы, их цвет, форму. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении. По глазам мы можем определить, какой человек, добрый или злой. Ребята, посмотрите, на что похож глаз?
Дети. Глаз похож на маленькое яблоко.
Воспитатель. Правильно. Это яблоко спрятано в глубокую пещеру (глазницу, а наружу выглядывает только его часть. Что защищает глаз от пыли и других вредных воздействий?
Дети. Глаз защищают веки и ресницы.
Воспитатель. А, что определяет цвет глаз?
Дети. Радужная оболочка.
Воспитатель. Правильно. А зрачок реагирует на свет. Всё увиденное передаётся в мозг по зрительным нервам. Но если глаза не беречь, то они могут заболеть, зрение испортится. Ребята, как можно уберечь глаза и сохранить зрение?
Ответы детей.
Воспитатель. Совершенно верно. А ещё необходимо ежедневно выполнять гимнастику для глаз.
(Проводит ребенок)
Теперь друг к другу повернитесь, (поворачиваются друг к другу)
И широко соседу улыбнитесь. (улыбаются)
Теперь немного помигайте, (закрывают и открывают оба глаза разом)
Поочерёдно каждым глазом поморгайте.
Глаза откройте просто, отдыхайте.
А вот теперь глаза зажмурьте крепко вы.
Откройте широко и повернитесь.
Воспитатель. И где же очутились мы? А что это за название?
Дети. Слух.
Воспитатель. А, что помогает вам слышать?
Дети. Уши.
Воспитатель. А, что это такое?
Дети. Это орган, которым мы слышим.
Воспитатель. Дотроньтесь до своего уха. Это видимая часть органа слуха. Как она называется?
Дети. Ушная раковина.
(Воспитатель показывает детям плакат строения уха).
Воспитатель. Она слышит?
Дети. Нет, усиливает звук.
Воспитатель. А как же попадает звук внутрь?
Дети. Через слуховое отверстие
Воспитатель. Самая чувствительная часть находится внутри. В конце слухового прохода есть тоненькая плёночка. Звук ударяется о неё и мы слышим. Как называется эта плёночка?
Дети. Барабанная перепонка.
Воспитатель. Ребята, звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я буду делать.
Опыт:
(спрятав руки за ширму, воспитатель производит действия: переливает воду, шелестит бумагой, стучит ложкой, мешает чайной ложкой в стакане, рвёт бумагу и т. д.)
Воспитатель. Ребята, но нас окружают звуки разной громкости и тональности. Громкость некоторых мы изменить не можем. Например, раскаты грома, шум мчащегося поезда, самолёта. А если громкие звуки вам встретились на пути, как сможете защитить свои уши?
Ответы детей.
Воспитатель. Слух для человека очень важен и поэтому его надо беречь. А вы знаете как?
Ответы детей
Воспитатель. Итак, для чего же нам нужны уши?
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы. Но нам пора идти дальше.
Руки на пояс,
Голову выше,
Ноги на пятки,
Идём мы вперёд.
Хлопнем в ладоши.
Стоп!
Воспитатель. Ребята, потрогайте у себя лоб, и попытайтесь запомнить своё ощущение. Теперь хорошенько согрейте ладони, потерев их друг о друга, и снова потрогайте лоб. Что чувствуете?
Ответы детей.
Воспитатель. А как называется это ощущение?
Дети. Осязание.
Воспитатель. Правильно. На коже нашего организма находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действия тепла, холода, поверхность, форму. Осязание является тоже органом чувств. Ну, а нам пора дальше.
Воспитатель. Прочитайте название следующего кабинета.
Дети. Обоняние и вкус.
Воспитатель. Проходите, присаживайтесь.
- Какое странное слово «обоняние». А что оно означает?
Ответы детей.
Воспитатель. Верно. Способность чувствовать и различать запахи, называется обонянием. Если воздух имеет какой-нибудь запах, то мы немедленно почувствуем. Какие бывают запахи?
Дети. Приятные, неприятные, сильные, резкие, слабые.
Воспитатель. Может ли запах предупредить об опасности? Как?
Дети. Испорченные продукты, запах дыма, газа, подгорела еда др.
Воспитатель. Но существуют ещё запахи, которые поднимают настроение. Что это за запахи?
Ответы детей.
Воспитатель. Закрой те глаза, а я вам загадаю необычную загадку, а вы отгадаете её по запаху. «Носик, носик, угадай, что же пахнет, ты узнай».
Проводится дидактическая игра «Узнай по запаху»
Воспитатель. Ребята, а как можно ещё определить продукт, не видя его и не нюхая?
Дети. Попробовать на вкус.
Воспитатель. Действительно, язычок умеет не только говорить, но ещё и определять на вкус. Он выполняет роль «сторожа», охраняющего вход в рот и проверяющего пищу на её пригодность или непригодность к употреблению. Какие вкусы вы знаете?
Дети. Сладкий, горький, кислый, солёный.
Воспитатель. Я предлагаю вам с закрытыми глазами определить продукт на вкус.
Проводится дидактическая игра «Определи на вкус».
Воспитатель. Ребята, обоняние и вкус, тоже органы чувств. Они очень важны для нашего организма.
Воспитатель. Я приглашаю пройти вас дальше.
Воспитатель. Посмотрите, перед нами какой- то странный плакат. Давайте подойдём поближе. (Подходим к плакату скелет человека).
- Ребята, это изображение строения человека. Назовите основные части.
Ответы детей.
Воспитатель. А как можно всё назвать, одним словом?
Дети. Скелет человека.
Воспитатель. А для чего человеку скелет? А что произойдёт, если скелет исчезнет?
Ответы детей.
Воспитатель. Ну, вот и всё. Нам пора возвращаться в группу. Вам понравилось в научной лаборатории?
Дети. Да.
Воспитатель. Назовите, а что там изучают?
Дети. Зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.
Воспитатель. Ребята, а как можем назвать это по другому?
Дети. Органы чувств.
Воспитатель. Органы чувств являются помощниками нашего организма.
Есть пять помощников на службе у нас,
Не замечая, мы используем шутя:
Глаза даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать,
Руки – чтобы ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
Воспитатель. Ну, что, дорогой робот Коля, мы ответили на твои вопросы?
Робот. Я всё понял и запомнил. Спасибо, ребята за помощь. За это хочу угостить вас соком. Будьте здоровы!
Дети. Спасибо.
Робот. Я ещё останусь у вас лаборатории.
Воспитатель. Оставайся. А нам пора собираться на прогулку.
Список литературы.
1Козлова С. А. Я – человек. Школьная пресса. 2010
2. Шестернина. Гигиена и здоровье. Школьная пресса. 2013
3. Шестернина. Мой организм. Дидактические картинки. Школьная пресса. 2013
4. Шукшина С. Е., Козлова С. Я. Тематический словарь. Я и моё тело. Школьная пресса. 2013.
5. Шукшина С. Е., Козлова С. Я. Тематический словарь. Органы чувств человека. Школьная пресса. 2013