Татьяна Жеребцова
Конспект НОД «История возникновения пожарной службы в Галиче» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Истории возникновения пожарной службы в Галиче»
Возрастная группа : Старшая группа.
Образовательные области: Познавательное развитие.
Интеграция видов деятельности: Познание с элементами речевого и социально - личностного развития.
Вид занятия: комплексное
Формы образовательной деятельности: групповая
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Цель: сформировать представления детей об истории возникновения пожарной службы в Галиче.
Задачи:
Образовательные: Дать основы истории : основные исторические этапы истории развития пожарной службы Галича. Закрепить знания детей о причинах пожара, правилах поведения во время пожара, современных средствах и технике пожаротушения, номере телефона пожарной службы. Побуждать детей делать выводы и умозаключения на основе имеющихся фактов, формировать основы безопасного поведения в быту.
Развивающие: Расширять кругозор детей, обогащать и пополнять словарный запас детей новыми словами «ведерники», «каланча», «брандспойтом» и др.
Способствовать развитию связной речи, логическому мышлению.
Воспитательные: Формировать представление о профессии пожарного, воспитывать интерес и уважение к профессии пожарного, уважение к их труду.
Предварительная работа: чтение стихотворения С. Я. Маршака «Пожар», экскурсия в пожарную часть, подбор фотографии из истории пожарного дела в Галиче
Оборудование: иллюстрации к сказке Ю. Васнецова «Кошкин дом», проектор, экран, ноутбук, картинки к игре «Средства пожаротушения»
Ход занятия:
Воспитатель: Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом. Эй, пожарная бригада, поторапливаться надо! Поскорей, без проволочек, Наливайте воду в бочки. Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом.
Воспитатель: Всем хорошо знакомы эти строчки, а вы узнали, из какого они произведения? Кто автор? Что случилось с кошкой? Отчего загорелся новый дом? Кто тушил пожар? Из чего был построен Кошкин дом? (Ответы детей.)
Воспитатель: Конечно, Кошкин дом был построен из дерева, поэтому он так быстро и сгорел. А кто из вас знает, из чего строили дома люди, жившие до нас? (Варианты ответов.)
Воспитатель. Дети, вы хотите узнать, как появилась первая пожарная охрана, и кто раньше занимался тушением пожаров?
Воспитатель демонстрирует детям презентацию, рассказывает:
Слайд 2 : Дома на Руси строили из дерева, и, к сожалению, в них тоже случались пожары. Пожары в деревянной Руси всегда были страшным бедствием, в огне ежегодно погибали многие тысячи человек. Жилые улицы Галича были целиком деревянные. Почти все избы топились по-черному. Причиной пожара становилась : непогашенная свеча, оставленная без присмотра печи, брошенный окурок. Из-за тесной застройки огонь моментально распространялся, хватало одной маленькой искорки, чтобы деревянная постройка вспыхнула, как свечка. Особенно тяжело было в сухую, безветренную погоду, когда пламя моментально переносило с одного дома на другой, с улицы на улицу и прекращался только тогда, когда все вокруг выгорало.
Слайд 3: Оповещали о пожаре при помощи набатного колокола. На звуки набата сбегалось много народу, но, поскольку бороться с огнем как следует, не умели, да и специальных средств не было, многие гибли при тушении. Государевы стражники превращались в топорников и ведёрников.
Воспитатель: Как вы думаете, почему людей тушивших пожар сначала называли топорниками и ведёрниками?
(Топорами рубили и разбирали деревянные постройки, находящиеся рядом с огнем, ведрами носили воду для тушения пожара. Каждый занимался своим делом.) Топоры, багры и ведра, специальные щиты были первыми средствами пожаротушения на Руси, и только позднее людей тушивших пожары стали называть пожарными.
Слайд 4: Воспитатель: Позднее, для наблюдения за городом, стали строить каланчи - высокие сторожевые башни для наблюдения за городом.
На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Стоит солдат у будки,
Смотрит вокруг-
На север, на юг,
На запад, на восток,-
Не виден ли дымок?
С новой пожарной каланчи пожарники наблюдали за пожарами в городе и в случае такого несчастья оповещали всех жителей. Город был разделен на 2 полицейских участка, и, если пожар происходил в 1-ой то, на каланче вывешивался 1 черный шар, если же во 2-ой, то – 2 шара. Оповещением служили также и набат и «колокольцы» пожарной команды, спешащей на пожар.
Слайд 5: Воспитатель: Позднее на смену пришли первые пожарные машины с приемными и выкидными рукавами и брандспойтом, еще позднее стали появляться насосы «Новый Челленжъ» с приёмными рукавами и гайками. И такая техника была у нас в Галиче.
Воспитатель: Дети предлагаю вам отдохнуть и выполнить физкультминутку.
1-2-3-4 Шагают друг за другом
Кто шагает дружно в ряд,
Мы пожарников отряд.
От жары горит лицо,
Мы огонь возьмём в кольцо. Делают круг
Едкий дым колюч и горек. Складывают руки
Тут поможет лишь топорик. «Топориком»
Пламя в щели так и бьёт. Делают махи руками
Прорублю я в стенке ход.
Багром дотянусь до горящих досок, Поднимаются на носки
Лопатою пламя зарою в песок. Изображают движения лопатой.
Слайд 6: Воспитатель: Прошли годы. Дома стали строить из камня, но пожары возникали и возникают сейчас. Кто же спешит к нам на помощь в случае беды? Как и кому необходимо сообщить о пожаре? (Ответы детей.)
В Галиче была сформирована своя пожарная команда «Галичского Вольного Пожарного Общества», которая играла существенную роль не только в жизни города Галича, но даже помогала жителям города Буя.
Воспитатель: Каждый пожарный — герой, всю жизнь, каждую минуту он рискует собой, спасая жизнь других людей.
Для тушения огня пожарные используют разные средства, я буду загадывать загадки, а вы отгадывать: (Воспитатель выставляет картинки на правильные ответы детей)
1. Она может быть в твоей ванной, на гребне волны и для бритья.
2. Его можно найти в сахарнице, песочнице и на берегу реки.
3. Зубной или стиральный.
4. И планета, и почва, где могут расти растения.
5. Что объединяет океан, море, реки, озера, пруды и лужи.
6. Домашний пожарный.
7. Предмет, первым сбежавший от грязнили в сказке К. Чуковского
«Мойдодыр».
Ответы:
1) пена;
2) песок;
3) порошок;
4) земля;
5) вода;
6) огнетушитель;
7) одеяло.
Воспитатель: Дети, всегда ли вы соблюдаете правила пожарной безопасности?
Сейчас мы это и проверим, если вы соблюдаете правило, то говорите «Это я, это я, это все мои друзья».
Кто из вас, заметив дым, набирает «01»?
Кто забыл вчера из вас отключить в квартире газ?
Кто свечей не зажигает и другим не разрешает?
Кто любитель по старинке над огнем сушить ботинки?
Красный отблеск побежал. Кто со спичками играл?
Дым увидев, не зевает и пожарных вызывает!
Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил утюг?
Правила все точно знают и всегда их соблюдают!
Воспитатель: Молодцы, вы дружные ребята, всё сделали правильно, я хочу предложить вам посмотреть, какая была техника для тушения пожара и какая современная сейчас.
Слайд 7,8, 9: Воспитатель: В Галиче были умельцы, знавшие автомобильное дело, они смогли отремонтировать полученную с «кладбища автомашин легковую машину «Рено», установили на неё насос и создали автопожарную машину для добровольного пожарного общества. Эта машина впоследствии всегда открывала праздничные демонстрации в Галиче в начале ХХ века. Прошло время, и старые модели пожарных машин сменили на более современные, технически оснащенные и более скоростные машины.
Воспитатель: Чем запомнилось вам наше занятие? Что нового вы сегодня узнали о службе пожарной охраны (Ответы детей). На память о нашем занятии я хочу подарить вам раскраски, на них изображены пожарные машины и повозки прошлого века.
Литература
1. Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности –М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 72 с.
2. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. – М. : Детство-пресс, 2010. – 128 с.
3. Кононова И. В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников – 2-е изд. - М. : «Айрис пресс, 2007 – 128 с.
4. Максимчук Л. В. Что должны знать дети о пожарной безопасности. - М. : Центр педагогического образования, 2008
5. Пикулева Н. Пожарная безопасность //Дошкольное воспитание. – 2007 - №4
6. Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности //Дошкольное воспитание. 2006. №5. - С. 39
7. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : Сфера, 2013. – 64
Интернет ресурсы
«Страницы истории пожарного дела в Галиче. Галичское вольное пожарное общество» https://history.galich44.ru/article/50
https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2016/11/01/zagadki-i-poslovitsy-po-pozharnoy