Галина Толстых
Конспект НОД «Путешествие Семирамиды в прошлое. История осветительных приборов» по технологии «река времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема :Путешествие Семирамиды в прошлое. (история осветительных приборов)
Возрастная группа: Подготовительная группа
Форма совместной деятельности: совместная исследовательская.
Форма организации:групповая
Публикация «Конспект НОД „Путешествие Семирамиды в прошлое, История осветительных приборов“ по технологии „река времени“» размещена в разделах
Наглядные средства: (раздаточный, демонстрационный) : бумажное полотно «Река времени»; разрезная картинка с цифрами – факел; картинки с осветительными приборами разных времен : факел, лучина, свеча, фонарь, лампочка; спички; свечка из воска; лучина; лампочка; презентация «История осветительных приборов»; различные виды свеч; конструктор ЛЕГО и схема свечи; игра "Домино"; волшебные часы.
Литературные средства: загадки про осветительные приборы.
Мультимедиа: мульт - зарядка, шоу с факелами, зажигание олимпийского огня.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с историей осветительных приборов, вызвать интерес к прошлому этих вещей.
Задачи:
Обучающие: Познакомить детей с историей возникновения и развития осветительных приборов, совершенствовать знания об особенностях осветительных приборов.
Развивающие: Развивать коммуникативные качества детей (коммуникативную компетентность) : умение слушать друг друга, задавать вопросы, аргументировать свою точку.
Активизировать словарь детей: факел, лучина, свеча, фонарь, электрическая лампа.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, побуждать интерес к истории.
Ход непосредственно - образовательной деятельности:
В: Здравствуйте ребята, куда это я попала?
Д:
В: Как интересно! Давайте знакомиться! Меня зовут Семирамида, зовите просто Семира.
- А вас как зовут? (Дети знакомятся).
В: Вот и познакомились. Теперь - мы друзья. Я попала к вам из будущего. Меня сюда отправил Историус - великий учитель, чтобы я узнала что это за предмет (показывает) и откуда она появилась? Дал мне карту - подсказку. Вот она (показывает).
-Это карта "Реки времени". На ней есть острова, первый остров называется "Древность", второй -"Старина", а третий - "Современность".На каждом острове я должна оставлять пометки. Дал волшебные часы (показывает, Они будут помогать нам, путешествовать во времени.
В: Друзья мои, а вы знаете, что это такое лампочка?
Д:
В: А как она появилась?
Д:
В: Друзья мои, поможете мне узнать, откуда появилась лампочка? Мне одной страшно и грустно.
Д:
В:Тогда нам пора отправляться в путь по "реке Времени". Смотрим на карту (смотрят).
-Нам надо попасть сначала на остров, который называется "Древность".
-Друзья мои, у меня есть волшебные часы. Возьмитесь за руки, закройте глаза и повторите за мной волшебные слова:
Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведем
В Древность с вами попадем.
В: Вот мы и очутились на острове "Древность". Предлагаю вам сесть на ковер. Друзья мои, смотрите, что это впереди?
Д:
В: Пещера с древними людьми. Историус рассказывал, что люди вместо одежды носили шкуры животных и жили в пещерах. Как вы думаете, как же они жили в темноте, ведь электричества не было?
Д:
В: Смотрите у них и правда были костры. А как же они ходили на охоту с костром в руках, они же обожгутся?
Д:
В: Историус оставил подсказку - конверт. А там разрезная картинка. Нам надо ее собрать. А помогут нам цифры в начале полос. (Собирают картинку).
В: Что это ребята?
Д:
В: Факел - первый осветительный прибор, который придумал человек в Древности.
В: Нам на карте надо оставить пометку с картиной, где нарисован факел.
-. приклей картинку к карте. Молодец.
-Друзья мои, мои часы показывают, что нам пора двигаться дальше. Следующая остановка, называется "Старина".
-Возьмите друг друга за руки, наши часы уже готовы и говорим волшебные слова:
Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведем
В Старину мы попадем.
В: Вот и остров "Старина".
В: Может из вас кто-то знает, какой осветительный прибор освещал избу в старину?
В: Давайте посмотрим подсказку Историуса.
Загадка:
Под нее девицы пряли
Ей работу освещали
Песни пели славно. чинно
А зовут ее. (Лучина)
Д:
В: Может быть взрослые помогут отгадать загадку?
В: Смотрите, друзья мои, Лучина - это простая щепка из березового полена, которую вставляли в специальную подставку (светец, а на пол ставили таз либо корыто с водой, чтобы угольки не падали на пол. Она была осветительным прибором. (Смотрят на экран)
Игра в кругу "Передай быстрее" (чтобы не обжечь руки лучиной надо быстрее передать) пока играет музыка лучину передают из рук в руки, как только музыка закончилась, тот у кого лучинка оказалась в руках должен сказать какая она) (горячая, тонкая, деревянная, обжигающая). Молодцы. (сели на стульчики)
- А много ли света давала лучина?
Д:
В: Вам было бы удобно пользоваться таким осветительным прибором?
Д:
В: Итак, лучину приклеиваем к карте на остров"Старина".
Время шло и люди придумали еще один осветительный прибор.
В: Друзья мои, вы знаете какой?
Д:
В: Еще одна подсказка загадка Историуса :
1)Будто стройная березка, только сделана из воска?.
2) Таять может, а не лед
Не фонарь, а свет дает.
3) У восковой девицы
Вся коса искрится
Только дунет ветерок
Затанцует огонек. (Свеча)
В: (показывает свечу).
- А кто знает, почему свечу назвали именно так?
Д: она светит
В: Свеча дает свет и светит дольше, чем лучина. А чтобы не держать ее в руках, изобрели подставку под свечу.
В: Друзья мои, Историус мне рассказывал, что во дворцах королей и богатых людей свеч было так много, что нужен был не один слуга для их зажигания.
- Смотрите свечи везде: на полу, на стенах, на потолке.
И наше следующее задание: Собери из конструктора ЛЕГО люстру из свечей. Вот схема. (показывает). Каждому надо собрать одну свечку и соединить все в одну люстру.
- Молодцы. Мы справились. Какая красивая люстра у нас получилась.
В:. приклей картинку со свечой на остров "Старина".
В: Друзья мои, мне не хватает энергии, чтобы двигаться дальше и нас ждет мульт - зарядка приготовились.
В: Вот теперь можно и дальше путешествовать.
В: Свеча ребята хоть и горит дольше, но мгновенно задувается ветром. И чтобы этого не происходило свечу стали помещать в закрытый сосуд. И тогда появился еще один осветительный прибор – фонарь (смотрят на экран)
Д:
В: Игра «Угадай на ощупь»
В: Ой, друзья мои, мы слишком долго находимся на этом острове, нам пора на остров "Современность", домой в детский сад.
В: Волшебные часы готовы, говорим волшебные слова:
Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведем
В Современность попадем.
В: А вот и остров "Современность". Вы друзья мои, дома в детском саду.
В: Какой же осветительный прибор появился в современном мире?
Д:
В: Вот же он (Показывает на лампочку).
Д:
В: Начиная с такой лампочки в ваши дома вошел свет, которым вы пользуетесь.
В: Ребята вы знаете правила пользования осветительными приборами?
Д:
В: Приклеиваем пометку - карточку, где изображена лампочка.
В: Друзья мои, давайте посмотрим на нашу карту. Скажите мне, люди перестали пользоваться осветительными приборами, с которыми встретились в древности и в старину?
Д:
В: Вот факел! Зачем он современным людям?
В: Давайте посмотрим. ( Видео: жонглирование факелами, зажигание олимпийского огня)
В: Факел люди используют для представлений и как традицию зажигания олимпийского огня на спортивных играх.
В: А лучиной пользуется человек в современном мире?
Д:
В: Помощь зала. Помогите ответить (отвечают, чтобы разжечь костер или печь)
В: Спасибо за помощь.
- А свечка для чего нужна современному человеку?
Д:
В: Люди пользуются свечкой, как осветительным прибором, когда отключают электричество.
В: Друзья мои, смотрите на столе целая выставка свечей. Какие они разные. Оказывается, свечи используют не только, как осветительный прибор.
1. Это свечи для романтического ужина, они опускаются в воду или в специальные ароматические лампы
2. Это ароматические свечи, они приятно пахнут. Когда их зажигают, запах разносится по всей комнате.
3. Это новогодние свечи, они в виде фигурок. Символ года.
4. Это свечи для празднования Дня рождения. Они вставляются в торт.
5. Это церковные свечи, их зажигаю в память об умершем человеке.
В: А вы знали, что свечами можно еще и рисовать? Хотите попробовать?
Д:
В: Возьмите в руку кусочек свечки и нарисуйте солнышко, сильно нажимая на свечку. Это тоже ведь осветительный прибор. А теперь возьмите кусочек губки и обмакните в любую краску. Закрасьте лист картона этой губкой. И вы увидите на листе солнышко.
В: Молодцы. Какие у вас замечательные солнышки получились!
В: Друзья мои, спасибо вам за помощь. Теперь я знаю, что такое лампочка и как она появилась.
- Вам понравилось со мной путешествовать по реке Времени?
Д:
В: А что больше всего понравилось?
Д:
В: И я рада была с вами познакомиться., но мне пора на остров в "Будущее". Меня ждет Историус с картой и нашими пометками.
- Смотрите как у нас здорово. А вам задание от меня:
Придумайте, какие осветительные приборы будут в будущем. И пришлите мне свои работы. Я буду ждать, друзья мои! А в память о себе я дарю вам домино "Осветительные приборы". До встречи на острове "Будущее".