Марина Меркушева
Конструкт НОД по математике в старшей группе «Река времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт проведения непосредственно образовательной деятельности
Цель: Уточнение знаний о счете и измерениях в прошлом и современности.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности:
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь к своему народу и к его прошлому.
2. Воспитывать потребность в доброжелательных отношениях с другими людьми посредством организации групповой формы организации деятельности.
Развивающие задачи:
1. Развивать мышление, память, мелкую моторику рук.
Публикация «Конструкт НОД по математике в старшей группе „Река времени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
2. Развивать любознательность, инициативность посредством создания ситуации выбора места, участников совместной деятельности.
3. Развивать свойства непроизвольного внимания посредством стимулирования игровыми ситуациями.
4. Развивать умение использовать элементы народной математики для формирования логико-математических представлений.
Обучающие задачи:
1. Познакомить детей со счетом и письмом в народной математике.
2. Научить измерять длину народной меркой – пядью.
Помочь освоить умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Средства воспитания и обучения:
Наглядные: карта-панно «Река времени». Материал для д/и : камешки, мешочки, ящик для бросания, пластмассовая банка. Узелковые счеты, картинка абак, счеты с косточками, счетные палочки, калькулятор, компьютер. Мелкие картинки, клей, салфетки.
Литературные: стихотворение «Один – это черточка одна…».
Вводная часть:
Педагог обращается к детям:
Сегодня все ребята пришли? Сколько же всего пришло детей, как это узнать? Можно посчитать. Кто сможет посчитать?
Интересно, а как люди считали раньше? Вы знаете? Хотите узнать? Как это можно сделать? Я хочу отправиться по реке времени, чтобы узнать, как люди считали в древности. Кто хочет со мной путешествовать? (Расстилается «река»). На что это похоже? Ребята, на чём можно путешествовать по реке? Хорошо, отправляемся в наше путешествие на … (пароходе).
Основная часть: (анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала)
Первая остановка.
Посмотрите на свои руки. Это были первые счеты. Да-да. Давным-давно люди считали на пальцах рук.
Рассмотрим следующий способ счета - с помощью предметов (например, камешков). Этот счет люди использовали, когда заготавливали овощи на зиму, в погреб. Вместо погреба у нас будет большой ящик, вместо больших мешков у нас - маленькие мешочки.
Проводится Д/И «Помоги бабушке заготовить овощи».
Сколько мешков принесли, посчитай Вика. Значит, сколько мешков мы принесли? Почему так решила? Зимой, когда из погреба выносили мешок с овощами, выбрасывали камешек из баночки. Так хозяйка знала, сколько, у неё осталось мешков до конца зимы. Максим, убери один камешек. Сколько мешков осталось в погребе? Как узнали? Трофим, посчитай камушки. Обратный счет от 10 до 1.
Наступило время узнать, как раньше измеряли длину и ширину предметов с помощью народной математики. Одна из народных мерок длины – это пядь. Пядь – это расстояние между большим и указательным пальцами (показывает пядь). Задание: Измерять ширину стола пядями.
Узнали мы с вами, как раньше люди измеряли предметы? Что же раньше использовали при счете, а при измерении?
Вторая остановка.
Отправляемся дальше. Следующая остановка. Люди увидели, что считать на пальцах неудобно. Почему? Потому, что нельзя было на них посчитать, например, до 20 – 30. И тогда человек изобрел другие счеты. А вот какие, мы сейчас увидим.
Это узелковые счеты. Сделаны они из веревки, на которой было завязано множество узелков. И при помощи этих узелков люди считали. Хотите попробовать? Правда, интересно?
А вот эта глиняная доска – тоже счеты, называется абак. Она разделена на полоски, в которые выкладывали бобы, горох и пересчитывали их.
Знаком ли вам предмет? Это счеты.
А знаете ли вы, что раньше ведь и цифр не было! Как же тогда записать, сколько получилось? Я вам сейчас расскажу и покажу, как раньше записывали числа. Я буду писать на доске, а вы будете выкладывать числа из счетных палочек.
Молодцы! Все справились с заданием.
Запомнили, какими измерительными приборами стали пользоваться люди? Можете назвать?
Третья остановка.
Следующая остановка. Как вы теперь знаете, люди пользовались руками, камешками, жменями, потом узелковыми счетами, счетной доской, счетными палочками. Но чтобы считать большие цифры на этих счетах, человеку необходимо было много времени. И поэтому изобрели счетную машину. Обратите внимание на эту счетную машину. Как она называется? Правильно, калькулятор. Кто из вас покажет, как им нужно пользоваться? Посмотрите, что это? Чем компьютер отличается от калькулятора? У кого дома есть компьютер? Как можно считать с помощью компьютера?
Если считаем мы с помощью калькулятора и компьютера, чем же делаем измерения? Помните, что мы использовали, когда измеряли стол? Чем пользуются сейчас? Кто хочет проверить, какой ширины стол? Как это сделать? Какой результат получился? Что точнее – измерение пядью или линейкой? Почему?
Этап 4: (работа в подгруппах : сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»)
Посмотрите, сколько у меня картинок на столе. Знакомы вам предметы, изображенные на картинках? Мы с вами сегодня с этими предметами встречались, верно? Сейчас мы с вами распределим эти картинки на нашей «Реке времени». Что необходимо сделать? Я предлагаю вам объединиться в группы. Сколько групп получится? Почему? Кто желает искать картинки на остановке «Прошлое»? Кто будет отбирать картинки для следующей остановки? Кто со мной будет работать?
Этап 5: (сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования)
Проверьте еще раз, какие картинки вы отобрали. Идемте приклеивать.
Посмотрите, все картинки расположены правильно? В своем ли времени лежит каждая? Вы заметили, что у нас осталось еще место? Почему? Интересно, какие предметы для счета могут быть в будущем.
Этап 6: (вывешивание таблицы на стене группового помещения)
Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по реке времени. Вы молодцы, мне очень понравилось с вами путешествовать. А вам? Что было самым сложным в пути? Скажите, кому вы хотите рассказать о нашем путешествии?