Светлана Сурнина
Конспект НОД «Путешествие в прошлое куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение знаний об истории создании куклы.
Задачи:
Развивающие: Развивать познавательные и творческие способности детей, умение работать в коллективе.
Обучающие: Познакомить с разновидностями кукол разных времён;
дать представление о прошлом, настоящем и будущем.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательность, инициативность, общительность через создание игровых ситуаций.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное», «Художественно - эстетическое», «Физическое развитие».
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в прошлое куклы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
Предварительная работа:
1. Беседа о назначении и разнообразии игрушек.
2. Составление рассказов «Моя любимая кукла»
3. Лепка, рисование, аппликация по теме «Моя любимая игрушка»
4. Сюжетно – ролевая игра «Дом».
Оборудование: Экран, проектор, мольберт, слайды с изображением разных эпох, куклы разных эпох, ткань, камушки, палочки, бумага, брусочки, платочки, юбочки, пластилин.
Ход:
Воспитатель: Хочу вас сегодня пригласить в путишествиие в страну Кукляндию. Как вы думаете, почему она так называется? (ответы детей)
А что такое кукла? (ответы детей)
Есть ли у вас любимая кукла? (ответы детей)
Чтобы попасть в страну кукол, нужно пройти карту времени.
( На слайде: изображение пещеры, куклы, камень, доска)
Воспитатель: Давным – давно, когда на земле жили первобытные люди, их жильём была пещера. Добыча огня и пищи была целью их выживания. Взрослые уходили на охоту, на рыбалку, дети оставались одни.
Чем же было заняться малышам? (ответы детей)
Какие же это были игрушки? (ответы детей)
Воспитатель: Доски, гальки – самые первые куклы. У них просили пощады от огня, воды и солнца, ветра; ведь многие изменения в природе они объяснить не могли. Впервые куклы облегчили жизнь людей, потому что можно было её попросить о помощи, ей пожаловаться, спеть для неё.
Шло время, менялись люди, менялась их жизнь. Холодная каменная пещера осталась далеко в истории прошлого.
Хотите посмотреть, как же жили люди во времена крестьянства.
( На слайде: изображение крестьянской избы; куклы – полено, куклы из соломы, тряпичной куклы).
Воспитатель: Первой куклой у славян была кукла – полено. Звали её «Колодней». В дальнейшем появились новые имена: Морена, Кострома, Купала, Русалка. Куклу – полено наряжали в сарафан или юбку, в цветной платочек.
Как вы думаете, интересно было играть куклой – поленом? (ответы детей)
А почему? (ответы детей)
Воспитатель: Крестьяне научились делать кукол из соломы. С песнями водили они вокруг них хороводы; носили на руках, играли около них. Были обряды, когда разыгрывали или сжигали соломенную куклу. Один обряд остался и знаком нам. В наши дни встречают и провожают Масленицу, сжигают её. А потом лакомятся вкусными, сытными блинами. Любимой куклой крестьянских ребятишек была тряпичная кукла, то есть сделанная из ткани. До появления в семье малыша, мама из тряпочек, свивальничка готовила куколку, приговаривая: «Сонница – бессонница, не играй с моей дитяткой, а играй с этой куколкой». Звали её Берегиней. Когда мама шила куколку, напевала колыбельные песенки:
«Баю, баю, баюшок,
Кладу Катю на пушок,
На пуховую кровать,
Будет Катя крепко спать.
Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок,
И укусит за бочок». (На слайде показ приемов игры с тряпичной куклой)
Воспитатель: А интересно тряпичной куклой играть? (ответы детей)
Почему? (ответы детей)
Предлагаю вам игру с пальчиками:
Кукле кашу я сварю (мешают кашу)
В миску молока налью (наливаем молоко)
Положу туда крупу (накладываем крупу)
И поставим на плиту (ставят).
Будет каша хороша (хлопают в ладоши)
Кушай, кукла, не спеша (грозят пальчиком).
Воспитатель: Спустя много лет, человек нашёл природный материал – глину. Поместив её в ведро, добавив воды, было видно, что из неё можно лепить. Так появились глиняные куклы, расписанные яркими, красивыми красками.
( На слайде: куклы из глины).
Воспитатель: Какие глиняные игрушки вы знаете? (ответы детей)
В наше время такие игрушки хранятся в музее. Они считаются выставочными, так как встретить их можно на выставках. В дальнейшем люди придумали делать куклы из другого материала. Так была создана новая кукла «Зина», изготовленная из синтетического материала – резины, пластмассы. Она была с миловидным лицом, в яркой разнообразной одежде. Появились новые имена: Даша, Таня.
(На слайде коллекция пластмассовых и резиновых кукол).
Воспитатель: В это время создаются этнографические куклы, т. е. куклы одетые в национальные костюмы с характерными особенностями людей разных национальностей.
А какие национальности вы знаете? (ответы детей)
(На слайде коллекция этнографических кукол).
Воспитатель: В наше современное время в магазинах появились куклы,
похожие на людей, которые многое умели делать.
Как вы думаете, что умеют делать куклы? (ответы детей)
Воспитатель: По размеру куклы стали выше, а материал, из которого они делались разнообразнее: резиновая голова, тряпичное туловище, пластмассовое туловище. ( На слайде: коллекция современных кукол).
В какие игры можно играть с куклами? (ответы детей)
Воспитатель: Впервые в наших магазинах появилась совершенно новая кукла – иностранка. Она приехала к нам из далёкой страны Америки, была создана по последнему слову парижской моды. Её имя – Барби. Она умеет двигать головой, сгибать руки в локтях, ноги в коленях; фигурка тонкая, личико миловидное – этим она привлекательна. У куклы Барби есть подруги : Синди, Тутси, Стаси; друг Кен. Кукла Барби находится в музее восковых фигур в Англии и её называют «Мисс кукла Мира».
Какие чувства у вас вызывает эта кукла? (ответы детей)
Воспитатель: Хотите сами сделать куклу своими руками?
(Дети с педагогом изготовляют куклу своими руками)
Какая получилась кукла?
На какую куклу она похожа?
Воспитатель: Ребята, вы сегодня побывали в большой и интересной стране Кукляндии. Увидели кукол разных времён.
Что вы узнали нового? (ответы детей)
Чему научились? (ответы детей)
Кому бы вы хотели об этом рассказать? (ответы детей)
Кому бы хотели подарить свою куклу? (ответы детей)
Воспитатель: Мы сейчас сделаем выставку наших кукол.