Ирина Макарова
Технологическая карта НОД «Как появилась обувь?» по технологии «Река времени»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
по технологии «Путешествие по «реке времени».
Тема: «Как появилась обувь?»
Воспитатель МКОУ СОШ №11 п. Оус
Макарова Ирина Павловна
Тема (проект. событие) : Как появилась обувь?
Возрастная группа: дети шестого года жизни
Форма НОД: проектно-исследовательская деятельность по технологии «Путешествие по «реке времени»
Форма организации (групповая)
Публикация «Технологическая карта НОД „Как появилась обувь?“ по технологии „Река времени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обувь. Все материалы по обувной теме
- Одежда, обувь, головные уборы
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
Учебно-методический комплект: _рекомендации к технологии «Путешествие по «реке времени» Н. А. Коротковой, Программа «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой
Средства:
наглядные: различные виды обуви, в т. ч. лапти, картинки с изображением различной обуви.
мультимедийные: компьютерная презентация
ЗАДАЧИ
образовательной программы
Обучающие:
1. Познакомить детей с историей возникновения обуви и изменением обуви от лаптей до современной обуви.
2. Расширить знания о видах обуви (летняя, зимняя, осенняя, спортивная, детская, взрослая и т. д.)
3. Продолжать развивать творческую активность, воображение.
Воспитательные:
1. Укреплять интерес к совместной деятельности с взрослым, сверстниками, развивать умение работать в группе, учитывать мнение партнера.
Обучающие:
1. Формировать умение анализировать изображение (узнавать, сравнивать и правильно соотносить)
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы:
1. Расширять словарный запас Ильи Д.
2. Развивать его интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками.
1 этап
Обсуждение реального или вымышленного события. Педагог показывает детям коробку с обувью. Говорит, что нашла эту коробку в кладовой и предлагает детям посмотреть что там.
Дети рассматривают содержимое коробки.
2 этап
Постановка цели исследования (узнать).
Педагог организует диалог:
Что это? Чьё это? Почему вы думайте так? А куда в ней можно пойти? (рассматривая с детьми разную обувь). А в тапках можно только дома ходить, а под дождем, почему нельзя? А какую обувь вы носите в детском саду? Для чего нам нужна обувь? А какую обувь вы еще знаете? Из чего она изготовлена? Какого цвета? Где производится обувь? Кто придумывает обувь? Как вы думаете, обувь для мальчиков и девочек одинаковая? Почему? Какие вы молодцы! Вы много знаете о современной обуви. Она разнообразная, яркая, из различных материалов. Современная обувь изготавливается на обувных фабриках. Дизайн обуви придумывают модельеры.
Ставит цель.
Всегда ли была такая разнообразная обувь? Почему? Ребята, а хотели бы вы больше об этом узнать?
3 этап Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала Ребята, а знаете ли вы, что мы ежедневно, сами того не подозревая, носим на своих ногах тысячелетнюю историю. Если бы наши сапожки, туфельки, башмачки могли говорить, они рассказали бы нам удивительные истории о своём путешествии во времени. Ведь обувь, кроме своего прямого назначения – защищать ноги от холода и острых камней, в древние времена выполняла и другие функции. Например, она могла много рассказать о своём владельце, к какому роду он принадлежал, каков его материальный достаток, общественное положение. Может быть, кто-то из вас знает, в какой обуви ходили люди в старину?
Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится: «Лапотная Русь». Материал для лаптей найти было нетрудно: их плели из липового лыка, реже из коры ивы, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать 3-4 деревца. Лапти плели разные. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошву подшивали верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плетением лаптей занимались в основном старики. Носили лапти недолго – от четырёх до десяти дней, да и стоили они дёшево. В те времена обувь изготавливалась одинаковая на обе ноги. Обувь не различалась на мужскую и женскую. Можем ли мы увидеть обувь старины в настоящее время? Если «да», то где?
(Высказывают свои предположения (в музее, на картинках).
У меня для вас есть еще один сюрприз. Я принесла вам настоящие лапти.
(Рассматривают лапти.)
А вот и валенки – их делали из овечьей шерсти, способом валяния. Изготовление валенок было делом трудным и долгим – поэтому и стоили они довольно дорого. Небогатая семья имела одну пару валенок на всех и носить их приходилось по очереди или по старшинству. А носят ли валенки в современной жизни? А почему?
Мы живем на Урале. Зимы у нас холодные, снежные и долгие. Валенки нам необходимы. Ребята, а давным-давно, в древности, когда люди жили в пещерах и одевались в шкуры животных, была ли у них обувь, как вы думаете? Почему?
Попробуйте пройтись по «камушкам» (дорожка с пуговицами) босиком. Удобно?
(Ходят по дорожке. Делают вывод, что босиком ходить неудобно, значит, обувь была.)
А из чего ее могли делать?
Шить – шить не умели,
Ткань – ее не было.
А хотите посмотреть на обувь древности? Приглашаю вас к экрану.
Слайд 1. В процессе жизнедеятельности люди пришли к тому, что обувь –необходимость. Она нужна человеку, чтобы защитить ноги от травм. Поэтому обувь начали делать из подручных материалов.
Слайд 2, 3. Как вы думаете из чего эта обувь?
Слайд 5. Шло время и навыки людей совершенствовались. Из костей животных и рыб они научились делать иглы. Обувь начали шить из шкур животных.
Слайды 6 – 11. Что мы здесь видим? Ребята, а в этой обуви мы могли бы ходить сейчас по улицам? А почему? А нам было бы в ней удобно?
.
(Знакомство детей с историей возникновения обуви и изменением обуви от лаптей до современной обуви).
4 этап. Изготовление обуви А вы хотите попробовать изготовить обувь сами, из подручных материалов? (Делают обувь из подручных материалов Развивается познавательная инициатива ребенка)
5 этап Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».
Какой удивительный путь прошла обувь от древности до наших дней. А чтобы проследить этот путь можно обратиться к реке времени. Река начинается в далеком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки, в настоящее время, где живем мы с вами. Интересно, а как заполните вы «реку времени»? У меня есть много картинок, все они могут разместиться здесь. Выберите и разместите на «реке времени» картинки с обувью соответствующей временному периоду.
Дети выбирают картинки и приклеивают на соответствующий их временному периоду участок «реки времени» У детей формируется умение анализировать изображение (узнавать, сравнивать и правильно соотносить).
6 этап Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.
Приклеите картинки в древность, старину и современность
Проверка
Посмотрите, какой большой путь проделала обувь от древности до современности. Посмотрите на реку времени, что вы увидели? (В древности они были такими, в старину вот такими, а в современности такими.) Посмотрите, сколько разной обуви на «реке времени» в современности. Мало обуви в древности. Почему? Дети собирают таблицу: древность, старина, современность.
Дети делятся впечатлениями. У детей развивается умение работать в группе, учитывать интерес партнера.
7 этап Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности. А помните, кто создает обувь? А вы хотели бы стать модельером и создать обувь будущего? Я предлагаю вам придумать и нарисовать обувь будущего. Вы можете сделать это здесь или дома. И разместить ваши рисунки на «реке времени».
Ребята вам понравилось наше путешествие по «реке времени»? Что вы узнали нового? Довольны ли вы своей работой? Что было самым простым, что вызвало трудности? Где бы вы могли применить полученные знания? Дети демонстрируют фантазирование - рисуют обувь будущего, рассказывают про свои рисунки У детей развивается воображение.