Светлана Гришина
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с детьми старшей группы на тему «Ремесло и рукоделие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование основ уважительного отношения к результатам труда русских умельцев, бережного отношения к предметам культуры.
Задачи:
— формировать первоначальные представления о различных ремеслах и рукоделии в традиционной русской культуре (гончарном, кузнечном ремесле, изготовлении и украшении одежды);
— способствовать проявлению интереса к ремеслу и рукоделию русского народа;
— формировать навыки практического применения полученной информации в игровой деятельности.
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с детьми старшей группы на тему „Ремесло и рукоделие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: предметы группового мини-музея : домашняя утварь, посуда (кузовок, туесок, корзина, деревянные ложки и чашки, глиняные горшки и миски, чугунок); предметы, которые относятся к кузнечному ремеслу (топоры, ножи, подковы для лошади); русская традиционная одежда; настольно-печатная игра «Ремесла на Руси»; показ презентации по данной тематике; аудиозапись русской народной песни «Во кузнице».
Ход работы:
-Ребята, мы с вами недавно читали русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и заметили, что раньше она рассказывалась совсем по другому.
-Давно она была написана? Как догадались?
-Скажите, а смогли бы Аленушка и Иванушка жить сейчас в нашем времени? ….
-Почему? ….
-Предлагаю вам поговорить о том, как жили наши предки – славяне. Чем занимались, где брали продукты питания, были ли магазины в то время.
Но обо всем по порядку…Далее провожу беседу с детьми с показом иллюстраций.
-Может человек прожить без воды?
-Почему русский народ строил дома близ воды?
-А могли наши предки жить без еды?
-Где брали продукты? (Рассказы детей об Охотниках)
-А какой посудой они пользовались?
-Горшки какие? глиняные
-Чугунки из чего? Из чугуна
-Ложки плошки какие? (деревянные)
-Из чего делали кузовки, туеса? Из коры
-Из чего плели корзины? Из прутьев
-Кто же делал все это? Люди сами своими руками
Много времени раньше уходило на изготовление домашней утвари, посуды.
Все делалось тщательно, с любовью. Со старанием.
Предметы были не только необходимыми, но и красивыми, радующими глаз.
Наши предки стремились к прекрасному, мастерство передавалось от поколения к поколению.
А умельцы в народе пользовались доброй славой.
-Кого называли умельцами?
-Как говорили про мастера, который не боялся никакой работы?
--дети вспоминают поговорки: «Мастер на все руки», или «Дело мастера боится»
И, если у кого-то была возможность изготовить много какой-то утвари. Они выезжали на ярмарку. Чтобы продать свой товар, ил обменять на что-то другое, чего не хватало в семье. ЯРМАРКА (показ иллюстрации, беседа по ней).
-«Не пахарь. Не кузнец. Не плотник, а первый на селе работник»
-Как вы думаете. Про кого так говорили?
-А почему так говорили, мы попросим рассказать нам (доклад ребенка о том, почему заботились о лошадях. И как те помогали людям) слайд
-Из далеких времен до нас дошла потешка
«Я люблю свою лошадку
Причешу ей шерстку гладко
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.»
-А кто подковывал лошадь? КУЗНЕЦ
Доклад ребенка «В кузнице …» - с показом слайдов
-При помощи чего кузнец делал подковы для лошадей?-- При помощи печи и мехов, наковальни
-Правильно, ребята, чтобы у лошади не стирались копыта, их подковывал кузнец при помощи горна (большой печи) и мехов для раздувания угольков. Какие изделия из раскаленного металла делали в кузнице:
Дети: Ножи, топоры.
-А где жила лошадь, -- в конюшне. А где работал кузнец? В кузнице
-Где жили люди?-- В избах
-А кто все это строил?—плотники (рассказ ребенка о работе плотников)
-А кто ставил печи в домах? Печники
-Кто пас скот по полям и лугам? - пастух
-А что делал дровосек? ….
-А мельник? ….
-Вот сколько разных промыслов было на Руси!
Все виды труда у людей были связаны: мельник не мог обойтись
Без земледельца. а плотник — без дровосека, скотник — без кузнеца.
Все у люди жили дружно, помогали друг другу.
Об этом они и, сказки сочиняли, и песни, пословицы.
Ребята, вспомните, пословицы и поговорки о труде.
«У хорошего мастера любое дело славится»
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Долог день до вечера, коли делать нечего»
«Терпение и труд все перетрут»
«Судят не по словам, а по делам!»
«Есть терпение, будет и умение!»
Мы с вами говорили сейчас про мужское ремесло, а чем же занимались девушки, женщины на Руси?
(доклад ребенка о занятии девушек)
И при этом девушки всегда напевали песни.
Одна из таких песен дошла и до нас.
Играющие встают в круг, поют и выполняют движения.
Хороводная игра «Кто с нами»
«Кто с нами, кто с нами кудельку прясть?
Мы с вами, мы с вами кудельку прясть!
Кто с нами, кто с нами клубочки мотать?
Мы с вами, мы с вами клубочки мотать!
Кто с нами, кто с нами рукавички вязать?
Мы с вами, мы с вами рукавички вязать!»
Проведение рефлексии – вопросы к детям:
-- Ребята, понравилось вам сегодняшняя беседа с рассказами детей?
--Было ли вам что-то интересно?
--А что вы хотели бы еще узнать о наших предках?