Маргарита валеева
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Телепередача «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «ПИН и ГВИН» городского округа город Агидель
Республики Башкортостан
Непосредственно-образовательная деятельность по социально - коммуникативному развитию
на тему: «Моя семья»
(в форме телепередачи «Моя семья»)
Провела: Валеева М. А.
НОД по речевому развитию :
«Моя семья»
Цель: формирование у детей правильного представления о семье.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию „Телепередача „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
1. Формировать уважительное отношение детей к своим родителям и родителей к своим детям.
2. Развивать умение называть своё имя, фамилию, своих родственников (маму, папу, бабушку, дедушку).
3. Дать представление о семье, как о людях, которые любят и заботятся друг о друге.
Развивающие :
1. Способствовать умению составлять рассказы.
2. Развивать творческие способности детей.
3. Побуждать детей к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки);
4. Совершенствовать умения согласовывать существительные с прилагательными в ходе игры;
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей чувство гордости, любви, уважения к членам семьи.
Приоритетные образовательные области: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Познание».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная, восприятие фольклора, изобразительная.
Оборудование:
Микрофон, картонные чашки для дыхательной гимнастики, оформление чудесного сада из генеалогических деревьев, солнышко и тучка для дидактической игры «Радость и печаль», мольберты, обручи для игры «Семейный круг», презентация, мультимедийное оборудование.
Предварительная работа с интеграцией образовательных областей (чтение художественной литературы, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, знакомство с пословицами о семье, беседа о семье)
Ход занятия
Орг. момент
Воспитатель:
-Придумано кем-то, просто и мудро:
При встрече здороваться – «Доброе утро!»
Дети:
-Доброе утро! - солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам!
Пусть каждый становится добрым доверчивым,
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель:
-Доброе утро, дети! Доброе утро уважаемые гости.
Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Моя семья». Вы согласны быть участниками этой телепередачи?
Дети:
-Да.
Воспитатель:
- А я кем буду?
Дети:
-Телеведущей.
Воспитатель:
-А все кто в зале?
Дети:
-Телезрителями.
Воспитатель:
-Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. У нас в студии работают камеры, которые нас будут снимать. Итак, приготовились? Начали.
-Добрый день уважаемые телезрители! Начинаем нашу телепередачу «Моя семья».
(музыкальная заставка.)
Я ведущая: Маргарита Алексеевна, приветствую вас. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята старшей группы №15 «Солнышко» детского сада №5 «ПИН и ГВИН» города Агидель РБ. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях. Вначале нашей передачи я предлагаю нашим участникам представиться и рассказать немного о себе.
Дети:
(Представления детей).
Воспитатель:
-Спасибо большое.
-Ребята, а как вы понимаете, что такое семья?
Дети:
-Семья — это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка.
Воспитатель:
-Правильно ребята. Семья – это группа родственников, которые живут вместе. Семья объединяет родных, родителей, детей, дедушек, бабушек.
-Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники – это папа, мама, родные сестра и брат, бабушки и дедушки.
Дальние родственники: это тети, дяди (их мамы и папы, их дети). Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний.
Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.
Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Ребята, давайте назовём некоторые из них.
Дети:
-В семье дружат – живут, не тужат.
-Семья сильна, когда над ней крыша одна
-При солнышки – тепло, при матушки – добро
-На что и клад, когда дети идут в лад
-Кто родителей почитает, тот век счастливым живет.
Воспитатель:
-Молодцы, ребята, нашим телезрителям и гостям в студии, думаю, было интересно услышать пословицы и поговорки о семье.
А вот теперь нам хочется услышать рассказы о вашей семье.
Поэтому я хочу пригласить вас в необычный, чудесный сад. Почему он необычный, мы сейчас узнаем. А пока я хочу вам сказать правило, которое нужно выполнять в этом чудесном саду: «Нужно внимательно и тихо слушать того, кто говорит».
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите на эти деревья, почему они необычные?
Дети:
(Ответы детей).
Воспитатель:
-Правильно, вместо плодов на деревьях – фотографии. Это – фамильные деревья, хотелось бы услышать рассказы о членах вашей семьи. Кто первый нам расскажет?
Дети:
(2-3 ребёнка).
Воспитатель:
- Ребята, у вас получились очень интересные рассказы о ваших семьях, а главное, вы выполнили правило чудесного сада, где надо тихо и внимательно слушать друг друга. Но, к сожалению, у нас мало времени. Мы с вами ещё вернёмся в наш чудесный сад и послушаем рассказы и других детей в другое время. А сейчас рекламная пауза.
Физминутка: «Как живёте?»
Как живёте? – вот так! (показывают большой палец правой руки)
Как идёте? – вот так! (ходьба на месте)
А бежите? – вот так! (бег на месте)
А шалите? – вот так! (ударяют ладошками по надутым щекам)
На занятьях как сидите? – вот так! (руки полочкой перед собой)
Покажите, как вы спите? – вот так! (ладошки прижаты друг к другу и прижаты к щеке)
К солнцу тянете ладошки? – вот так! (тянут ладошки вверх)
Как сидите у окошка? – вот так! (кулачком подпирают щёку)
Всем спасибо за вниманье, ждёт вас новое заданье.
Воспитатель:
-А сейчас вернемся в студию. Я хочу с вами поиграть в игру, которая называется:
«Если я…»
Если я тебе мама, то ты мне?
Если я тебе дедушка, то ты мне….?
Если я тебе тетя, то ты мне…. ?
Если я тебе дочка, то ты мне….?
Если я тебе сестра, то ты мне?
Если я тебе дядя, то ты мне….?
Если я тебе племянница, то ты мне?
Если я тебе внучка, то ты мне…. ?
Если я тебе крестная, то ты мне….?
Воспитатель:
-Молодцы, все справились с заданием, а теперь я вам предлагаю, вам пройти к столам, отдохнуть и выпить чашечку горячего чая.
Дыхательная гимнастика «Горячий чай»
(Дети дуют на заранее приготовленные чашки)
Воспитатель:
- Как хорошо ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе. Ребята, подумайте и ответьте на вопрос: Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?
Дети:
- Имя.
Воспитатель:
- Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Также у каждой семьи своя фамилия.
Воспитатель:
- Какая у тебя фамилия?
Дети:
(ответы детей)
Воспитатель:
-Но кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.
Проводится игра «Назови отчество».
Воспитатель:
- Все ли семьи одинаковые или разные?
Дети:
-Разные.
Воспитатель:
-Правильно, все семьи разные : есть семьи большие, есть маленькие. Посмотрите на экран, вы видите фотографию семьи, какой считается эта семья : большой или маленькой? Сколько детей в семье?. Обратите внимание на то, что родители ласково обнимают детей, у них очень добрые лица, ласковый взгляд. И не важно, какая семья большая или маленькая главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.
Воспитатель:
-Ребята, а родители заботятся о вас?
Дети:
-Да.
Воспитатель:
-А как проявляется их забота.
Дети:
(Ответы детей).
Воспитатель:
-Правильно, родители очень любят вас и заботятся о вас.
Воспитатель:
-А сейчас ребята внимательно послушайте стихотворение и отгадайте, о ком говорится в нем…
1. “Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо серое над крышами висит.
А в доме чистота, уют.
У нас своя погода тут.
Улыбнётся … ясно и тепло.
Вот уже и солнышко в комнате взошло. ”
- Про кого это, вы, конечно же догадались, это – мама.
- Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая, внимательная?
2. Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
Дети:
-Папа.
Воспитатель:
-Правильно папа.
Кем вы приходитесь папе?
Дети:
-Сыном, дочкой.
Воспитатель:
-Скажите самые хорошие слова о папе. Какой у вас папа? (Мужественный, отзывчивый, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый)
2. Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки, у любимой?
Дети:
-Бабушки.
Воспитатель:
-Правильно: бабушки.
А какими ласковыми словами вас называет бабушка?
(Ответы детей).
4. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый.
Дети:
- Дед.
Воспитатель:
-А кем вы приходитесь своему дедушке?
Дети:
-Внуком, внучкой.
Воспитатель:
- Молодцы, я приятно удивлена, вы меня радуете своими знаниями.
Рекламная пауза: Пальчиковая игра.
Воспитатель:
- Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким?
Дети:
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка).
Д/и «Радость и печаль»
-Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует - солнышко.
- Нарисовали красивую картину;
- Подрались с другом;
- Съели манную кашу;
- Убрали игрушки на место;
- Порвали книгу;
- На прогулке замарали куртку;
- Разбили чашку;
- Уступили место в автобусе бабушке;
- Помогли маме с уборкой
- Отыскали потерянные бабушкой очки;
- Разбили чашку;
- Помогли маме с уборкой…
Воспитатель:
- Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием. Ребята, когда вы рассказываете о своей семье, что вы испытываете?
Дети:
- Радость, хорошее настроение, любовь, гордость.
Воспитатель:
- А почему?
Дети:
-Потому что люблю своих родителей, свою семью, а родители любят меня.
Воспитатель:
- Дом, семья – это то, место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо.
Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.
Когда вы вырастете, у каждого из вас будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и о пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых.
Ребята, а вы знаете, есть даже праздник, который так и называется –
День семьи, любви и верности. У нас в стране его празднуют летом –8 июля. У праздника очень нежный символ – цветок ромашки. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Семейный круг».
Приглашаю выйти 4 детей.
Встаньте на середину. Вам удобно? Закройте глаза и представьте себе, что вы в кругу своей семьи. Представьте рядом своих самых близких членов семьи. Представили? А теперь откройте глаза. Сядьте в середину круга.
Воспитатель: к вам пришёл корреспондент. Пусть сегодня это будет Арина. Она будет брать у вас интервью о вашей семье. У неё есть диктофон. Ответы должны быть полными предложениями, только тогда они запишутся на диктофон. Мы с вами потом прослушаем ваши ответы, дадим послушать вашим родителям, как вы хорошо отвечали.
Корреспондент задаё т детям вопросы:
- С кем ты живёшь?
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший в вашей семье?
- Для мамы ты кто?
- Для бабушки ты кто?
Рефлексия.
Воспитатель:
-Время нашей передачи подходит к концу.
в заключении мне хочется подарить вам вот эти сердечки. Символ любви, и уважение друг к другу. я хочу, чтобы вы сейчас взяли по одному сердечку и сказали: За что я люблю свою семью?
А начнё м так:
-Я люблю свою семью, потому что она.
Выслушав всех участников, закончить передачу.
- Я благодарю всех участников телепередачи " Моя семья" и гостей, которые пришли к нам в гости. Любите и уважайте друг друга.
До новых встреч.
Список используемой литературы:
1. Голицина Н. С. «Конспекты комплексно – тематических занятий», старшая группа. Интегрированный подход. Издательство «Скрипторий 2003» Москва 2016г.
2. Калинина Т. В., Николаева С. В. «Пальчиковые игры и упражнения для детей с 2 - 7 лет». Издательство «Учитель» Волгоград 2014г.
3. Ривина Е. К. «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной». Пособие для педагогов и родителей. Издательство «Мозаика - Синтез» Москва 2008г.
4. Шорыгина Т. А. «Беседы о хорошем и плохом поведении». Издательство «ТЦ Сфера» Москва 2012г.
Информационный ресурс:
https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-na-temu-moja-semja-starshaja-grupa-vospitatelstalmahovich-e-v.html
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-oznakomlenija-s-okruzhayuschimmirom-my-i-pozhilye-lyudi.html