Галина Дужик
Конспект НОД по сенсорному развитию детей во второй младшей группе «Путешествие в чудесный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по сенсорному развитию детей во 2 младшей группе «Путешествие в чудесный лес»
(по образовательной области «Познавательное развитие»)
автор: Дужик Галина Владимировна, старший воспитатель
ДО № 22 МБОУ «СОШ №4» г. Прохладный, КБР
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД по сенсорному развитию детей во второй младшей группе „Путешествие в чудесный лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Закрепить знания детей, направленные на формирование представлений детей о семи цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, пяти геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, отношений по величине (трех предметов). Закрепить умение учитывать одновременно два свойства предметов: цвет и форму. Продолжать учить детей обследовать и обозначать свойства реальных предметов.
Формировать представления о оттенках (зеленый, темно-зеленый и т. д)
Продолжать активизировать словарный запас детей, побуждать отвечать на вопросы предложениями из нескольких слов; правильно употреблять название свойств предметов (цвета, формы, величины).
Развивать память детей, логическое мышление при ознакомлении их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Воспитывать интерес к обучению, умение уступать сверстникам, выдержку.
Побуждать в детях эмоциональное отношение к увиденному.
Методы и приемы:
Словесные: описание, объяснение, чтение стихов, сравнение, вопросы, загадки, логические загадки (портреты животных, поощрение;
[b]Наглядные:[/b] обследование, демонстрация изобразительных пособий, игрушки кукольного театра Зайчик, Мышка, Лисичка, Лягушка;
[b]Игровые:[/b] игровые ситуации с игрушками, дидактические игры и упражнения («Конструктор», «Радуга», «Волшебные фонарики», «Чудесный мешочек»)
Материал: оборудование лесной полянки (елочки, пенечки, цветы, лесные звери (лягушка, заяц, лиса, мышка- игрушки кукольного театра); геометрические фигуры для игры «Конструктор» (раздаточный и демонстрационный); разноцветные полоски для дидактического упражнения «Радуга» (раздаточный и демонстрационный, фонарики для игры «Волшебные фонарики»; оборудование для выполнения аппликации; набор игрушек для игры «Чудесный мешочек».
Обогащение и активизация словаря: название 7 цветов спектра, оттенков; пяти фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник); слов, обозначающих отношения по величине (трех предметов)
Индивидуальная работа: Активизировать Настю в назывании цветов спектра, Мурата в различении и назывании геометрических форм.
Предшествующая работа: дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному развитию дошкольников, чтение стихов, разучивание и составление загадок, беседы, игры с плоскостным конструктором.
Ход занятия:
Воспитатель (В.) обращается к детям:
-Сегодня мы поедем в лес на поезде. Там нас ждет много интересного.
(Предлагает «сесть в поезд», спеть песенку. «Въезжают» в зал, где расставлено оборудование, имитирующее лесную полянку: елочки разной высоты, пенечки и т. д. На центральной стене: радуга, солнышко, закрытое тучкой).
-Вот мы и приехали. Посмотрите, куда мы попали! Приехали на лесную полянку в чудесный лес.
(Дети осматривают полянку. Возле одной из елочек висит портрет зайчика, составленный из геометрических фигур).
-Кто-то здесь живет! Как вы думаете, ребята, кто здесь живет, чей это портрет?
(ответы детей)
-Да, это портрет зайчика. Но он какой-то странный, необычный. Из каких фигур художник составил портрет зайчика?
(ответы детей)
-А вы знаете загадку про зайчика? (В случае затруднения воспитатель помогает)
(Дети загадывают загадку)
«Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку»).
Появляется зайчик (игрушка кукольного театра):
Зайчик- Здравствуйте, ребята! Как я рад, это вы приехали к нам в лес. Вот только погода испортилась, тучки солнышко закрыли!
В. - Что же нам делать? Неужели нужно ехать домой?
Зайчик -Я раздам вам разноцветные фонарики. Мы с вами поиграем, украсим лес, чтобы стало светлее.
(Воспитатель и зайчик раздают фонарики, дети называют цвет. Вдруг раздаются звуки дождя. Дети прячутся под зонтик).
В. - Ребята, дождик начинается. Давайте споем песенку про дождик, чтобы он поскорее кончился.
(исполняют песенку «Дождик» муз. Красева, сл. Франкель)
Зайчик - Вот и дождик кончился! Пускай каждый фонарик найдет свой цветочек!
(игра «Волшебные фонарики», варианты в журнале «Дошкольное воспитание № 9-89г. После того, как дети разойдутся по полянке и оставят фонарики возле цветов, «тучу» двигают в сторону, появляется солнышко)
(Зайчик прощается и уходит).
В. - Ребята, а что бывает после дождя? Когда тучи разбегаются и появляется солнышко?
Дети: Радуга!
В. - Радуга-дуга! Не давай дождя!
Давай солнышко-колоколнышко!
- Посмотрите внимательно и скажите, радуга всегда одного цвета?
Дети: Нет, она разноцветная
В. - Какие же цвета в ней есть?
(Дети перечисляют цвета)
Воспитатель проводит дидактическое упражнение «Радуга»
(Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М. : П,1988)
Воспитатель предлагает собрать из разноцветных полосок «радугу».
Дети выполняют задание, стоя за столами. Воспитатель читает стихотворение А. Венгер «Краски», демонстрируя полоски «радуги»:
Краски сегодня ужасно устали
Радугу в небе они рисовали
Долго трудились над радугой краски
Радуга вышла красивой. как в сказке.
Вот разноцветная,- вот красота,
Ты полюбуйся, какие цвета:
Красный
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры-красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.
Оранжевый
Оранжевой лисице всю ночь морковка снится-
На лисий хвост похожа- оранжевая тоже.
Желтый
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.
Зеленый
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые…
Голубой
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
оно голубое, как тысяча глаз.
Мы смотрим на небо, а небо на нас.
Синий
В синем море-островок,
путь до острова далек.
А на нем растет цветок-
Синий-синий василек.
Фиолетовый
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
(После выполнения задания воспитатель поощряет детей и предлагает идти дальше).
В. - Ребята, а все ли елки в лесу одинаковые?
Подойдите к самой высокой елке. Вот еще чей-то портрет, посмотрите.
(на елке - лисий портрет)
В. - С помощью каких фигур составил художник портрет лисицы?
(ответы детей)
В. - А вы знаете загадку о лисичке?
(дети придумывают загадку- появляется лиса)
Лисичка- А вот и я. Я все слышала! Ай, да молодцы! Я вам приготовила игру.
(Подает коробку, в ней лежат геометрические фигуры)
Лисичка - Я вам буду показывать фигуры, а вы назовите их.
(Лиса достает геометрические фигуры, показывает. Дети называют)
В. - Коробочка волшебная, фигурки волшебные, попробую-ка я из них что-нибудь сложить.
(Проводится игра «Конструктор», пособие «Давайте поиграем» под редакцией Столяра А. А. На фланелеграфе воспитатель выкладывает различные изображения в соответствии с текстом)
Взял треугольник и квадрат,
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живет там гномик.
Квадрат, прямоугольник и два круга-
И будет очень рад мой друг
Машину ведь построил я для друга.
Я взял три треугольника
И палочку - иголочку.
Их положил легонько я
И получил вдруг елочку.
(Дети выполняют ту же работу вокруг высокой елочки. После рассматривания лисичка хвалит детей, прощается, воспитатель предлагает пойти дальше)
В. - Ребята, посмотрите, вот еще чей-то портрет!
(портрет мышки)
В.- Из каких фигур составлен портрет мышки? (ответы детей)
В. - (загадывает загадку) Хвост длинен, сама крошка, боится кошки.
Что-то мышка не идет!
Мышка- Ой, боюсь, боюсь! (не показывается)
В. - Давайте ласково позовем мышку.
(Дети зовут мышку, стараясь как можно ласковее назвать ее)
Мышка- (появляется с кисточкой) Ай, как вас много! Все равно боюсь!
(Убегает и бросает кисточку)
В.- Убежала мышка, кисточку бросила. Что же мышка делала? Почему так торопилась?
(Возле домика мышки на стенде размещены три матрешки разной величины в платочках разного цвета).
В. - Кто это? (матрешки)
-Сколько матрешек?
-Все ли они одинаковые?
-Чем отличаются? (размер)
-А еще чем отличаются? (косынки разного цвета)
-Какого цвета косынки? (темно-красная, темно-синяя, темно-зеленая)
-Ребята, мы мышку испугали. Она и не успела украсить сарафанчики. Поможем мышке?
(Подходим к столам, на которых лежит оборудование для аппликации. В тарелочках кружочки разного размера и разного цвета)
-Какого цвета кружочки в тарелочках? (красного, зеленого, синего)
-А одинакового ли они размера?
-Матрешки разного размера и в косынках разного цвета. Подумайте, какого цвета и размера кружочками хотели бы матрешки украсить свои сарафанчики? Кто догадался, может приниматься за работу.
Синий, синий, красный, красный,-
Как наклеить, сразу ясно.
Синий-синий, красный-красный-
Вот какой узор прекрасный!
(После окончания работы воспитатель и дети любуемся украшенными сарафанчиками, оставляют их для мышки)
В. -Ребята, посмотрите кругом, найдите самую низкую елочку.
-Какая елочка по высоте? (повторяют)
-И полянка здесь чудесная, сядем, отдохнем. Ножки наши шагали, шагали и устали.
(Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом. На полянке находится портрет лягушки)
-Чей это портрет?
-Из каких фигур составил художник портрет лягушки?
-Кто знает загадку о лягушке?
(Зелены мы, как трава,
Наша песенка - «ква-ква»).
Появляется лягушка.
Лягушка - Здравствуйте ребята! Слышала и видела я, как вы играли. А со мной не хотите ли поиграть? У меня есть вот такой чудесный сундучок!
(игра «Чудесный мешочек». Задание: назвать предмет, его цвет, соотнести форму с реальным предметом (какой он формы). Например: «Это яблоко зеленого цвета, оно круглое»).
(Лягушка угощает всех орешками)
Лягушка - (спрашивает) Что вы делали в лесу?
-Кого повстречали, к кому ходили в гости?
-Что больше всего понравилось?
(После отдыха дети прощаются с лягушкой, садятся в «поезд» и под музыку «уезжают» в детский сад).