Татьяна Николаевна Воловик
Конспект НОД по ручному труду. Народная игрушка «Кукла-мотанка»
▼ Скачать + Заказать документы
На тему: Народная игрушка «Кукла-мотанка».
Цель: Научить детей делать тряпичную куклу-мотанку.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную деятельность.
Публикация «Конспект НОД по ручному труду, Народная игрушка „Кукла-мотанка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Кукла Мотанка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
2. Вызвать интерес к русской народной кукле. Развивать творческое воображение, фантазию, любознательность, умение использовать в своей продуктивной деятельности нетрадиционную технологию мотание, передавая характерные особенности внешнего вида народной куклы. Развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, настойчивость в достижении цели. Воспитывать уважение к русской народной культуре и её традиций.
Словарная работа: кукла-мотанка, оберег, предки, современная, фабричная, безлика.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций разновидностей кукол-мотанок, коллекций народных кукол. Знакомство с изготовлением современных кукол. Беседа о куклах и народных костюмах. Разучивание стихотворений о народной кукле.
Ход НОД.
Вход детей. Приветствие гостей.
Вхождение в день: Мы хотим быть умными, сильными, красивыми.
Мы хотим быть добрыми и трудолюбивыми.
Один, два,три, четыре, пять будем это исполнять.
Звучит песня о куклах.
- Ребята,а вы любите играть в куклы? (Да)
Посмотрите,сколько в нашей группе красивых кукол. У нас есть и барби, и пупсы,большие куклы и маленькие. (Дети рассматривают кукол).
- Катя,как зовут твою куклу? (Ответ).
- Аня,а твою куклу как зовут? (Ответ).
- Ярослав,какое имя ты дал бы этому пупсу? (Ответ).
- Вы внимательно рассмотрели кукол? Какие они? (Красивые,современные,пластмассовые,тряпичные,фабричные,мягкие и т. д.)
- Что значит современные? (Сделаны в наше время).
- А почему вы назвали их фабричными? (Потому,что они сделаны (изготовлены) на фабрике игрушек).
- Я хочу вас познакомить с еще одной куклой. Посмотрите какая она необычная,удивительная и загадочная. Секрет изготовления которой оставили нам наши предки. А кто такие предки? (Наши бабушки и дедушки).
- Правильно! Когда наши дедушки и бабушки были маленькими,они делали сами вот такие куклы-мотанки и играли с ними. А почему их называют мотанками? (Ответы).Чем отличается эта кукла от современной? (Нет лица). Правильно. Поэтому их называли безликими. Повторите. (Безликие). Безликими их делали специально. Считали что в таких кукол не могут вселиться злые силы и навредить человеку. Безликая кукла всегда добрая. Она имеет защищающую и оберегающую силу. Это кукла-оберег. Её можно положить рядом с собой,когда вы ложитесь спать, или просто играете.
- А вы хотите сами сделать такую куклу (Да).
Тогда нам нужно переместиться в прошлое,в мастерскую кукол. Там вы услышите интересную историю о кукле,которую будете делать.
Вы готовы? Но для этого нам нужно произнести волшебные слова:
В ладони хлопни, улыбнись,
Тихонько на носках пройдись.
Вокруг себя ты обернись
И в старину перенесись.
- Вот мы и перенеслись в стародавние времена. Усаживайтесь поудобнее на старинные лавки и слушайте внимательно историю о кукле.
Русская народная кукла - «Колокольчик». Кукла добрых вестей. Звон колокола оберегал от болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокол имеет куполообразную форму,а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки которые придают ей куполообразную форму. И у человека счастье тоже складывается из трех частей. Если телу хорошо,душе радостно, духу спокойно,то и человек вполне счастлив.
Эта кукла веселая,задорная,приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения,и пожелания добрых вестей.
- Вам понравилась история о куклах? (Да,очень).
Теперь нам пора идти в мастерскую. (Дети подходят к своим столам). В первую очередь перед началом работы каждый мастер одевает фартук. Вы тоже сейчас настоящие мастера,оденьте фартуки для работы и присаживайтесь на свои места.
- Внимательно посмотрите,что у вас на столах. У вас есть три круга из ситцевой ткани, разного диаметра: большой,средний и маленький. Ещё есть вата,ниточки — не растеряйте их,треугольник и кусочек белой ткани,прямоугольной формы. Все необходимое для изготовления куклы-мотанки.
- А теперь примемся за работу. Берем вату и катаем в плотный шарик. Возьмем самый большой круг. Шарик кладем в центр тканевого круга с изнаночной стороны,образуя шар-голову и обмотаем ниткой. Расправляем ткань — это будет первый слой юбки тряпичной куклы. Берем второй круг,который чуть поменьше первого. Накладываем его на поверхность головы,снова обматываем ниткой. И третий круг — самый маленький,также накладываем на поверхность головы и обматываем ниткой. Теперь возьмем белую ткань,снова накладываем её на поверхность головы и обматываем ниткой. Из этой ткани мы сделаем руки для нашей куклы. Чтобы сделать ручки подворачиваем ткань с одной и с другой стороны и закрепляем. Если ручки получаются слишком длинными,укоротим их с помощью ножниц. А теперь берем треугольник из ткани — это косынка на голову. Одеваем её,завязываем,и вот наша кукла готова.
- Давайте еще раз повторим последовательность изготовления куклы. (Дети повторяют каждый этап работы).
- Чтобы начать работу нам нужно размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Виток за виточком,
Вот ниточки строчка.
Головку и ручки
Собрать надо в кучку.
И все без иголки,
Чтоб не было колко.
А косу - до пят,
Гулять торопят,
Красиво одеть и дать улететь.
Самостоятельная работа детей под звуки русско-народных мелодий.
- Ребята,как называют куклу которую вы сделали? («Колокольчик»,мотанка,оберег).
- А почему её называют мотанкой? (Ответы детей).
- А что вы будете с ней делать? (Ответы детей).
- Молодцы! Но для начала мы с вами вернемся в свою группу. Сделаем выставку своих работ. Покажем свои работы нашим гостям. Снимите фартуки,берите свои куклы и все вместе произнесем волшебные слова:
В ладони хлопни,улыбнись,
Тихонько на носках пройдись.
Вокруг себя ты обернись
И в группу «Сказка» переместись.
- Вот мы и в группе. Аккуратно поставьте на стол своих кукол. Полюбуйтесь ими и скажите,чья кукла больше всего вам понравилась. (Дети делятся своими впечатлениями).
- Вы обязательно подарите свои куклы родителям,чтобы в доме у вас всегда были добрые вести.
- Вероничка, какое пожелание ты скажешь напутствие всем куклам-мотанкам?
Лети рук творение,
Дари вдохновение.
Храни все секреты,
Порадуй советом.
Покой создавай,
Добро привлекай.
Без всяких ненастий
Дари радость счастья.
- Спасибо вам ребята за увлекательное путешествие и замечательные работы.