Вера Чинковская
План-конспект открытого занятия объединения «Азбука дизайна» Тема: «Куклы-обереги» «Кукла-мотанка»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект
открытого занятия объединения
«Азбука дизайна»
Тема :
«КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ»
«Кукла-мотанка»
Педагог дополнительного образования:
Чинковская Вера Николаевна
г. Волхов 2016г.
Открытое занятие по изготовлению оберега «Кукла-мотанка»
Конспект занятия по ручному труду «Кукла-мотанка» для детей 7 -10 лет
Цель: научить детей делать куклу-мотанку, из ниток.
Задачи:
Публикация «План-конспект открытого занятия объединения „Азбука дизайна“ Тема: „Куклы-обереги“ „Кукла-мотанка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Мотанка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
1. Познакомить с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную деятельность детей, обучать работе с тканью, шерстяными нитями.
2. Вызвать интерес к русской народной кукле.
3. Развивать эстетический и художественный вкус, творческое воображение; развивать мелкую моторику.
4. Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, настойчивость в достижении цели, уважительное отношение друг к другу, к русской культуре.
5. Формировать желание творить красоту
Словарная работа: кукла-мотанка, безликая, оберег.
Описание: занятие предназначено для детей младшего и среднего школьного возраста.
Демонстрационный материал: Образец Куклы-мотанки, иллюстрации народных кукол.
Необходимые материалы:
1. Моток ниток белого цвета (для туловища);
2. Моток ниток для волос – цвет по желанию;
3. Красные нитки;
4. Тесьма или атласная лента любого цвета, бусины для украшения;
5. Отрезы тканей для одежды;
6. Ножницы.
Педагог: Кукла – неизменный спутник человека, первая среди игрушек. Первые куклы связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Куклы были не только игрушками, через них передавали систему ценностей народной культуры. Назначение куклы многообразно : ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное. Главная ценность традиционной народной куклы в том, что она обретает жизнь при помощи воли и рук её создателя и сохраняет в своём облике самобытность, черты народа. По предназначению народные куклы можно разделить на три группы: обрядовые, обереги и игровые. Обрядовые куклы использовались при проведении праздников и событий, они заменяли живых людей в обрядах жертвоприношения. Обереговые куклы защищали от тёмных сил и болезней дом, человека, путников, младенцев… Игровые куклы позволяют ребёнку отображать мир взрослых, познавать окружающий мир.
Педагог: Ребята, а вы любите играть в куклы? (Ответы детей.)
В нашей группе мы видим много красивых кукол.
Вот посмотрите, у нас есть и барби, есть и пупсы, есть маленькие куклы и большие (Рассматривают.)
Рузана, как твою куклу зовут? (Ответ ребенка.)
А ты, Валя, как назвала свою куклу? (Ответ.)
Виолетта, а как бы ты назвала вот этого пупса? (Ответ.)
Когда я была маленькой, тоже любили играть в куклы. Наши мамы и бабушки тоже играли в куклы. Но они играли не такими куклами, а какими… мы узнаем, когда сделаем небольшую разминку. Становитесь рядом со мной и повторяйте за мной движения.
Игровое упражнение «Это мы можем»
Дети повторяют движения педагога, сопровождая их словами:
«Это тоже я могу».
Кто, скажите, сможет, дети,
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
Это тоже я могу.
Вправо-влево разведу,
Это тоже я могу.
И, как птица полечу.
Это тоже я могу.
Головою поверчу.
Это тоже я могу.
А потом присяду, встану.
Это тоже я могу.
И нисколько не устану.
Это тоже я могу.
Я попрыгаю немного.
Это тоже я могу.
И пешком пойду в дорогу.
Это тоже я могу.
Если надо, побегу.
Это тоже я могу.
Все на свете я смогу!
Педагог: Молодцы!
Милена, а про что мы говорили? (Ответ ребенка.)
Правильно. А теперь усаживайтесь за свои места и послушайте интересную историю.
Посмотрите, у меня в руках Кукла-мотанка.
Кукла –мотанка, удивительное и загадочное существо, секреты изготовления которого оставили нам наши предки. Настя, а кто такие предки?
Настя: Это наши бабушки и дедушки.
Педагог: Правильно. Очень давно, когда наши бабушки были маленькими, они играли вот такими куклами. А этих кукол они для себя делали сами. Посмотрите, у моей куклы нет глаз, носа, рта. Она безлика.
Педагог: Что это означает? (Ответы детей.)
Безликими их делали специально. Считали, что в таких кукол не могут вселиться злые силы и навредить. Безликая кукла всегда добрая. Она имеет оберегающую, защитную силу. Это кукла-оберег. Ее можно положить рядом, когда вы ложитесь спать или идете играть.
А вы, ребята, хотите сделать такую куклу? (Ответы детей.)
Педагог раздает подготовленные детали и материал для работы.
Внимательно посмотрите, что у вас есть.
У вас есть два мотка ниток: белый и коричневый.
Книжка, на которую вы будете наматывать нитки.
Два отреза ткани, с помощью которых мы и будем одевать куклу.
Еще есть тесьма, ленточки, бусины – не растеряйте их, они нам понадобятся для украшения.
Ножницы.
Вот всё необходимое, что нужно для работы, чтобы сделать нашу куклу.
Педагог: Ну, а теперь примемся за работу.
Берем книжку, нитки и начинаем наматывать (наматываем вдоль книжки).
Когда нитки наматали на книжку, снимаем и разрезаем пополам.
Затем берем коричневые нитки и тоже наматываем на книжку.
Снимаем и соединяем с белыми нитками.
Складываем так, чтобы коричневые нитки были в середине и связываем их вместе.
Теперь выворачиваем, соединяем белые нитки вместе и перевязываем их,
это будет голова нашей куклы- мотанки,
а коричневые нитки, как вы уже видите это волосы.
Нам надо сделать руки, для куклы.
И опять берем книжку и таким же способом, как и для туловища (только книжку берем не вдоль, а поперек, руки нам очень длинные не нужны,
наматываем нитки, снимаем.
Перевязываем в нескольких местах.
Получаются плотные ручки, можно разрезать с двух сторон.
Наши ручки готовы. Берем туловище, делим пополам.
и втавляем ручки.
Перевязываем под ручками и делим на две части, для формирования ножек.
Начинаем формировать ножки. Перевязываем каждую часть поочереди.
Вот такая кукла у нас получается, начинаем плести косу.
Завязываем красную ниточку.
Теперь надо одеть нашу куклу. Берём отрез ткани (в виде треугольника, это будет блузка.
Теперь, ребята, возьмите второй отрез ткани (в виде прямоугольника).
Ткань накладываем на нашу куклу и обматываем ниткой вокруг туловища, это наша юбочка.
украшаем голову ленточкой.
И вот наша кукла готова! Молодцы!
Педагог: Ребята, как называют куклу. Которую мы сделали?
Дети: Кукла-мотанка.
Педагог: А почему она называется мотанка? (Предположения и ответы детей.)
А что вы будете с ней делать?
Ответы детей.
Педагог: А я свою куклу подарю своей внучке Катринке, я думаю она будет очень рада!
И вы можете подарить или оставить себе на память эту замечательную куклу, сделанную своими руками!
Спасибо за вашу работу и внимание!
Успехов всем в творчестве!
Список литературы.
Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Авт. сост. О. Я. Воробьёва, Волгоград: Учитель, 2009
Левина М. С. Рукоделие. РТ-Пресс, М. 2000 г. - Левина Марина. «365 кукол со всего света». Москва, Айрис Пресс, 2000 г.
Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий для детей 7-14 лет) авт. сост. Н. В. Кочеткова, 2010