Вера Чинковская
План-конспект открытого занятия объединения «Азбука дизайна» Тема: «Куклы-обереги» «Кукла-мотанка»
План-конспект
открытого занятия объединения
«Азбука дизайна»
Тема :
«КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ»
«Кукла-мотанка»
Педагог дополнительного образования:
Чинковская Вера Николаевна
г. Волхов 2016г.
Открытое занятие по изготовлению оберега «Кукла-мотанка»
Конспект занятия по ручному труду «Кукла-мотанка» для детей 7 -10 лет
Цель: научить детей делать куклу-мотанку, из ниток.
Задачи:
Публикация «План-конспект открытого занятия объединения „Азбука дизайна“ Тема: „Куклы-обереги“ „Кукла-мотанка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Мотанка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
1. Познакомить с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную деятельность детей, обучать работе с тканью, шерстяными нитями.
2. Вызвать интерес к русской народной кукле.
3. Развивать эстетический и художественный вкус, творческое воображение; развивать мелкую моторику.
4. Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, настойчивость в достижении цели, уважительное отношение друг к другу, к русской культуре.
5. Формировать желание творить красоту
Словарная работа: кукла-мотанка, безликая, оберег.
Описание: занятие предназначено для детей младшего и среднего школьного возраста.
Демонстрационный материал: Образец Куклы-мотанки, иллюстрации народных кукол.
Необходимые материалы:
1. Моток ниток белого цвета (для туловища);
2. Моток ниток для волос – цвет по желанию;
3. Красные нитки;
4. Тесьма или атласная лента любого цвета, бусины для украшения;
5. Отрезы тканей для одежды;
6. Ножницы.
Педагог: Кукла – неизменный спутник человека, первая среди игрушек. Первые куклы связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Куклы были не только игрушками, через них передавали систему ценностей народной культуры. Назначение куклы многообразно : ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное. Главная ценность традиционной народной куклы в том, что она обретает жизнь при помощи воли и рук её создателя и сохраняет в своём облике самобытность, черты народа. По предназначению народные куклы можно разделить на три группы: обрядовые, обереги и игровые. Обрядовые куклы использовались при проведении праздников и событий, они заменяли живых людей в обрядах жертвоприношения. Обереговые куклы защищали от тёмных сил и болезней дом, человека, путников, младенцев… Игровые куклы позволяют ребёнку отображать мир взрослых, познавать окружающий мир.
Педагог: Ребята, а вы любите играть в куклы? (Ответы детей.)
В нашей группе мы видим много красивых кукол.
Вот посмотрите, у нас есть и барби, есть и пупсы, есть маленькие куклы и большие (Рассматривают.)
Рузана, как твою куклу зовут? (Ответ ребенка.)
А ты, Валя, как назвала свою куклу? (Ответ.)
Виолетта, а как бы ты назвала вот этого пупса? (Ответ.)
Когда я была маленькой, тоже любили играть в куклы. Наши мамы и бабушки тоже играли в куклы. Но они играли не такими куклами, а какими… мы узнаем, когда сделаем небольшую разминку. Становитесь рядом со мной и повторяйте за мной движения.
Игровое упражнение «Это мы можем»
Дети повторяют движения педагога, сопровождая их словами:
«Это тоже я могу».
Кто, скажите, сможет, дети,
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
Это тоже я могу.
Вправо-влево разведу,
Это тоже я могу.
И, как птица полечу.
Это тоже я могу.
Головою поверчу.
Это тоже я могу.
А потом присяду, встану.
Это тоже я могу.
И нисколько не устану.
Это тоже я могу.
Я попрыгаю немного.
Это тоже я могу.
И пешком пойду в дорогу.
Это тоже я могу.
Если надо, побегу.
Это тоже я могу.
Все на свете я смогу!
Педагог: Молодцы!
Милена, а про что мы говорили? (Ответ ребенка.)
Правильно. А теперь усаживайтесь за свои места и послушайте интересную историю.
Посмотрите, у меня в руках Кукла-мотанка.
Кукла –мотанка, удивительное и загадочное существо, секреты изготовления которого оставили нам наши предки. Настя, а кто такие предки?
Настя: Это наши бабушки и дедушки.
Педагог: Правильно. Очень давно, когда наши бабушки были маленькими, они играли вот такими куклами. А этих кукол они для себя делали сами. Посмотрите, у моей куклы нет глаз, носа, рта. Она безлика.
Педагог: Что это означает? (Ответы детей.)
Безликими их делали специально. Считали, что в таких кукол не могут вселиться злые силы и навредить. Безликая кукла всегда добрая. Она имеет оберегающую, защитную силу. Это кукла-оберег. Ее можно положить рядом, когда вы ложитесь спать или идете играть.
А вы, ребята, хотите сделать такую куклу? (Ответы детей.)
Педагог раздает подготовленные детали и материал для работы.
Внимательно посмотрите, что у вас есть.
У вас есть два мотка ниток: белый и коричневый.
Книжка, на которую вы будете наматывать нитки.
Два отреза ткани, с помощью которых мы и будем одевать куклу.
Еще есть тесьма, ленточки, бусины – не растеряйте их, они нам понадобятся для украшения.
Ножницы.
Вот всё необходимое, что нужно для работы, чтобы сделать нашу куклу.
Педагог: Ну, а теперь примемся за работу.
Берем книжку, нитки и начинаем наматывать (наматываем вдоль книжки).
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 План конспект открытого занятия объединения Азбука дизайна Тема КУКЛЫ ОБЕРЕГИ Кукла мотанка Педагог дополнительного образования Чинковская Вера Николаевна г](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-457498-1456423570.jpg)
Когда нитки наматали на книжку, снимаем и разрезаем пополам.
Затем берем коричневые нитки и тоже наматываем на книжку.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Открытое занятие по изготовлению оберега Кукла мотанка Конспект занятия по ручному труду Кукла мотанка для детей лет Цель научить детей делать куклу мотанку из ниток](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-457498-1456423625.jpg)
Снимаем и соединяем с белыми нитками.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Задачи Публикация План конспект открытого занятия объединения Азбука дизайна Тема Куклы обереги Кукла мотанка размещена в разделах Конспекты занятий](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-457498-1456424063.jpg)
Складываем так, чтобы коричневые нитки были в середине и связываем их вместе.
Теперь выворачиваем, соединяем белые нитки вместе и перевязываем их,
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Все конспекты Кукла Мотанка Куклы обереги](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-457498-1456424114.jpg)
это будет голова нашей куклы- мотанки,
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Народные тряпичные куклы Народные куклы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-457498-1456424284.jpg)
а коричневые нитки, как вы уже видите это волосы.
Нам надо сделать руки, для куклы.
И опять берем книжку и таким же способом, как и для туловища (только книжку берем не вдоль, а поперек, руки нам очень длинные не нужны,
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Конспекты занятий Открытые занятия](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-457498-1456424400.jpg)
наматываем нитки, снимаем.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Конспекты Темочки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-457498-1456424431.jpg)
Перевязываем в нескольких местах.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Познакомить с историей возникновения кукол](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-457498-1456424467.jpg)
Получаются плотные ручки, можно разрезать с двух сторон.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Активизировать познавательную деятельность детей обучать работе с тканью шерстяными нитями](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-457498-1456424514.jpg)
Наши ручки готовы. Берем туловище, делим пополам.
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Вызвать интерес к русской народной кукле](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-457498-1456424604.jpg)
и втавляем ручки.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Развивать эстетический и художественный вкус творческое воображение развивать мелкую моторику](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-457498-1456424660.jpg)
Перевязываем под ручками и делим на две части, для формирования ножек.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Воспитывать аккуратность усидчивость терпение настойчивость в достижении цели уважительное отношение друг к другу к русской культуре](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-457498-1456424689.jpg)
Начинаем формировать ножки. Перевязываем каждую часть поочереди.
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Формировать желание творить красоту Словарная работа кукла мотанка безликая оберег](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-457498-1456424724.jpg)
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Описание занятие предназначено для детей младшего и среднего школьного возраста](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-457498-1456424748.jpg)
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Демонстрационный материал Образец Куклы мотанки иллюстрации](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-457498-1456424777.jpg)
Вот такая кукла у нас получается, начинаем плести косу.
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Конспекты занятий народных кукол](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-457498-1456424802.jpg)
Завязываем красную ниточку.
Теперь надо одеть нашу куклу. Берём отрез ткани (в виде треугольника, это будет блузка.
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Необходимые материалы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-457498-1456424844.jpg)
Теперь, ребята, возьмите второй отрез ткани (в виде прямоугольника).
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Моток ниток белого цвета для туловища](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-457498-1456424879.jpg)
Ткань накладываем на нашу куклу и обматываем ниткой вокруг туловища, это наша юбочка.
украшаем голову ленточкой.
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 Моток ниток для волос цвет по желанию](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-457498-1456424964.jpg)
И вот наша кукла готова! Молодцы!
Педагог: Ребята, как называют куклу. Которую мы сделали?
Дети: Кукла-мотанка.
Педагог: А почему она называется мотанка? (Предположения и ответы детей.)
А что вы будете с ней делать?
Ответы детей.
Педагог: А я свою куклу подарю своей внучке Катринке, я думаю она будет очень рада!
И вы можете подарить или оставить себе на память эту замечательную куклу, сделанную своими руками!
Спасибо за вашу работу и внимание!
Успехов всем в творчестве!
Список литературы.
Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Авт. сост. О. Я. Воробьёва, Волгоград: Учитель, 2009
Левина М. С. Рукоделие. РТ-Пресс, М. 2000 г. - Левина Марина. «365 кукол со всего света». Москва, Айрис Пресс, 2000 г.
Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий для детей 7-14 лет) авт. сост. Н. В. Кочеткова, 2010