Наталья Кастерина
«Народная игрушка — кукла-самоделка» Занятие для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
познакомить с народной игрушкой – куклой-самоделкой, способами изготовления этой куклы; расширить словарный запас; развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно старинным способом.
Планируемые результаты:
Публикация «„Народная игрушка — кукла-самоделка“ Занятие для старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
проявляет интерес к народной игрушке – кукле-самоделке, способам ее изготовления; мастерит игрушки самостоятельно (по возможности); активно пользуется связной речью.
Словарная работа:
кукла-самоделка, кукла-самокрутка, стригунок, оберег, тряпичная кукла, подручный материал, природный материал.
Материал:
иллюстрации, игрушки-самоделки, тряпичные куклы, подручный и природный материал.
Ход занятия:
Детей встречает бабушка Арина, которая расставляет игрушки в избе.
- Какие игрушки есть у вас дома? Во что вы любите играть?
- Посмотрите, пожалуйста, какие игрушки есть у моих внуков.
Рассматривание игрушек на столе. При наличии достаточного набора образцов вместе с детьми обсудить, какие игрушки больше подойдут мальчикам (тележки-каталки, луки, лошадки, какие - девочкам (куклы, а какие тем и другим (мячи). Обратить внимание детей на отдельную часть игрушек (из дерева, соломы, природного материала).
- Перед вами игрушки-самоделки. Как вы понимаете, что значит «игрушки-самоделки»?
- Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки в минуты отдыха на забаву своим маленьким детям. Дети постарше сами могли сделать себе такую потешку без помощи взрослого.
- Из какого материала сделаны эти игрушки?
- Все, что вы назвали: дерево, шишки, желуди, мох, солома, берёста, тряпки, - для крестьян материал привычный, который всегда был под рукой. И поэтому называют этот материал подручным.
- Видите, каких удивительных человечков умели делать когда-то в наших лесных краях. Выглядят эти человечки словно герои сказки, и название у них тоже сказочное - «лесовички» (или «моховички», но если мы их разглядим внимательно, то без труда узнаем крестьян за обычными занятиями.
Вот возвращается из лесу усталый дровосек с вязанкой дров, за пояс его заткнут топор. А вот крестьянка собралась по грибы, по ягоды – в ее руке берестяное лукошко. (Показывает иллюстрации.)
- Давайте и мы с вами побываем в старинном, дремучем, за-гадочном лесу.
Это последнее предложение является переходом к игре с использованием загадок (продолжительность не более пяти минут). Чтобы попасть в «загадочный лес», дети закрывают глаза и ждут, когда зазвенит колокольчик.
- Вот мы и в лесу. Пахнет нагретой хвоей, травами, цветами и немножко медом. Недавно прошел дождь, и. «цветное коромысло над рекой повисло». Какое? (Радуга)
- Разве бывает лес без деревьев?
• На полянке девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках. (Береза)
• Зимой и летом одним цветом. (Ель)
• Ее никто не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
- Дети, вы взяли с собой корзинки?
• На бору, на яру стоит мужичок,
На нем красный колпачок. (Гриб)
- Слышите, трава шуршит?
• Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками. (Еж)
- В лесу надо вести себя осторожно, много здесь и опасного, можно ненароком попасть туда, где «не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя». (Болото)
- А можно встретиться и с диким зверем – волком, рысью или даже с самим лесным хозяином Михаилом Потаповичем:
• Сидит дед, в шубу одет,
Наружу мех, пугает всех. (Медведь)
- Пока мы с вами гуляли по нашему загадочному лесу, я кое-что нашла. Посмотрите-ка сюда, с чьей ветки эти детки?
Для усиления игрового момента следует подготовить корзину с различными поделками - «отгадками». Например, задав вопрос «С чьей ветки эти детки?», педагог «снимает» с нее шишки и предлагает детям узнать, какая из них еловая, а какая - сосновая.
Особо следует остановиться на материале, из которого сделаны соломенные игрушки, подчеркнув их природный характер. Слово «солома», практически не известное городским детям, требует разъяснения (стебли хлебных растений).
- Очень забавны старинные соломенные куколки - стригунки. Они названы так потому, что их снизу подравнивали, подстригали ножницами. Если стригунка поставить на поднос и слегка потрясти, то куколка начинает поворачиваться, как бы танцевать.
(Показывает, как танцует куколка-стригунок.)
- Солому иногда заменяли на сухую траву, тонкие прутики или мочало.
(Показывает эти материалы.)
- Пожалуй, самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпок. В одной крестьянской семье таких кукол могло быть до ста штук! Уже пятилетняя девочка умела сама «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков.
(Показывает куколку, выполненную одним из способов.)
- Как вы думаете, почему у этой куколки нет лица?
(Размышления детей.)
Показывает детям несколько старинных куколок (или слайдов с их изображениями, у которых нет лица. Обращая внимание на эту примечательную особенность – безликость куклы, легко переходит к мысли о неоднозначности ее использования в народной традиции : кукла-игрушка, обрядовая кукла, кукла-оберег. Обережную (защитную) функцию куклы наглядно раскрывает сказка «Василиса Прекрасная». Предлагает вспомнить эту сказку.
- Вначале это был простой тряпичный (или деревянный) столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика - голова куклы. Для головы старались использовать белую ткань. Долгие годы лицо не раскрашивалось, так как люди раньше были очень суеверные и думали, что лицо «оживает». Если такая кукла сломается, кому-то может быть плохо. Кроме того, глаза – зеркало души – необходимо закрывать, чтобы защитить внутренний мир человека от неожиданных неблагоприятных воздействий мира внешнего «сглаза», «наговора».
- Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У нее появились ручки, ножки, личико мальчика или девочки. Лицо куколке раньше рисовали угольком из печки или вышивали цветными нитками. После этого ее можно было и рядить (наряжать). Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки. Нельзя быть девушке лентяйкой, ни к чему не годной, такую и замуж никто не возьмет!
Куклы наших прабабушек проживали в играх своих маленьких хозяек целую жизнь: они вели свое кукольное «хозяйство», «ходили в гости», «справляли свадьбы», «крестили детей» и, как все, «отмечали праздники народного календаря». Для этого требовалось много кукол. Так играли девочки постарше. Маленькие же начинали с простого: играли со своей куколкой, как с ребенком.
Предложить девочкам подержать этих куколок, покачать их.
- Игре девочек с куклами в старину придавалось особое значение. Согласно поверью, если девочки охотно играют в куклы, то в семье будет прибавление и достаток ее возрастет. И наоборот: если с куклами обращаются небрежно, дому грозит несчастье. Выходя замуж, девушки приносили с собой в дом мужа целые корзины с любимыми куклами, продолжая играть с ними вплоть до рождения первенца. Потом эти куклы выполняли роль детского оберега – защиты ребенка от плохих и злых сил (например, чтобы малыш ночью спал спокойно, с ним рядом в колыбель клали мамину куколку и произносили слова заговора: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой»).
- А теперь я предлагаю самим свертеть тряпичную куколку по одному из способов.
Показывает картинки-схемы, по которым они будут работать. Во время выполнения работы звучит русская народная мелодия «Сошью Дуне сарафан».
Кукла у Параши.
Не отыщешь краше.
Свернута из тряпки
Руки – словно лапки,
Глазки – пара точек,
А лицо – комочек.
Кукла смотрит косо,
Взгляд ее уныл,
Кто-то вместо носа
Пуговку пришил.
Но Параша любит,
Нежит и голубит,
И целует в щечку
Маленькую дочку.