Светлана Шифанова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду «Кукла из глубины веков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по ручному труду
(подготовительная группа)
Обучающие задачи:
1. Обеспечить закрепление умения скатывать ткань, умения наматывать нитки на картон, соблюдая плотность наматывания.
2. Обеспечить применение на практике умения завязывать узелки.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
3. Вызвать желание предавать характерную форму куколки, соблюдая пропорциональное соотношение и расположение деталей.
Развивающие задачи:
1. Обеспечить развитие у детей творческих способностей, воображения и индивидуального самовыражения при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток.
2. Обеспечить развитие мелкой моторики рук.
3. Обеспечить применение в речи слов (с целью расширения словарного запаса): оберег, стригушка.
4. Обеспечить обогащение речи детей с помощью пословиц и поговорок о труде.
Воспитательные задачи:
1. Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результатов своего труда.
2. Обеспечить формирование у детей эстетического вкуса, умения видеть красивое в окружающем.
3. Подвести к выводу о ценностном отношение к истории народа России.
Методические приемы: появление персонажа (Маланьи, использование художественного слова, вопросы, подача нового материала с опорой на имеющиеся у детей знания, индивидуальная помощь, поощрение.
Оборудование: белая ткань (20*20 см., цветная ткань для юбочки, нитки шерстяные, тесьма (15 см., белые нитки, ленточки, комочек ваты, ножницы.
Предварительная работа: занятия на тему «История тряпичной куклы», «кукла- оберег», «Лекарственные растения». Чтение книги И. Рюминой «Куклы наших бабушек». Рассматривание иллюстраций «Происхождение ниток». Заучивание пословиц и поговорок о труде.
Индивидуально- дифференцированный подход: оказание индивидуальной помощи нуждающимся детям, активизация малоактивных детей.
***
Воспитатель: ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо, послушайте
(читает письмо):
Дорогие ребята! Я узнала, что вы в детском саду изучаете быт и жизнь родного края, традиции, особенности культуры. Приглашаю вас посетить мой мини- музей.
В. :А кто нас приглашает- это секрет! Вы хотите посетить выставку и познакомится с тем, кто нас приглашает?
Дети: Да!
Воспитатель предлагает пройти к мини музею и полюбоваться экспонатами. В музее их встречает Маланья в русском народном костюме.
М. : дети, вы хотите узнать, кто я такая?
Д. : Да!
М. : Меня зовут -Маланья. Я очень много могу делать своими руками. А еще я могу станцевать.
Маланья под музыкальное сопровождение выполняет танцевальные движения, а дети за ней повторяют.
М. : А теперь приглашаю вас посетить мою выставку. Давайте рассмотрим с вами, какие тут есть экспонаты.
Проводится беседа по экспонатам музея.
Воспитатель подводит детей к обобщению, что здесь представлены игрушки (как самодельные, так и фабричные).
М. : Ребята, а какими игрушками играли дети в старину?
Д. : Самодельными.
М. : Я услышала, вы изучали историю возникновения кукол, и даже сами учились их делать. Расскажите, из чего делали самые первые куклы в Древней Руси?
Д. : Самые первые куклы, делались из золы. Брали золу из очага и смешивали с водой. Потом скатывали шарик, сушили и к нему прикрепляли юбку. Такую куклу называли Баба- женское божество. Этой куклой не играли, она была оберегом и ее передавали от бабушки к внучке.
М. : А что такое ОБЕРЕГ?
Д. : Оберег- это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.
М. : А из чего еще делали кукол на Древней Руси?
Д. : Из дерева, такими куклами тоже не играли. Женщина давала куклу мужу, когда тот уходил на войну или в дальную дорогу. Она охраняла его и напоминала о доме.
М. : А вы знаете, еще женщины делали кукол из стриженых волос, складывали их в мешочек и клали эту куклу около больного, чтобы он быстрее выздоравливал.
М. : Дети, а что вы знаете про куклу- стригушку?
Д. : Такую куклу делала из травы мать, работая в поле, что бы ребенку было чем играть.
М. : А какую траву добавляли, чтобы кукла приносила пользу?
Д. : Лекарственные: зверобой, подорожник, пижму, клевер, ромашку, медуницу, мыту…
М. : На Руси умели не только делать куклы, но умели отдыхать и играть в разные игры. Вот была такая игра Маланья. Давайте поиграем.
Подвижная игра «У Маланьи у старушки»
(Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
У Маланьи у старушки
(Сложить руки углом, показать избушку.)
Жили в маленькой избушке
(Показать семь пальцев.)
Семь сыновей,
(Очертить брови пальцами.)
Все без бровей,
(Растопыренные ладони поднести к ушам.)
Вот с такими ушами,
(Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.)
Вот с такими носами
(Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.)
Вот с такими усами,
(Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой головой,
(Показать руками большую окладистую бороду.)
Вот с такой бородой!
(Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)
Они не пили, не ели,
(Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)
На Маланью все глядели,
(Дети показывают загаданные действия.)
И все делали вот так---
М. : Как много вы знаете об истории изготовления кукол, а показать как делают самые простые куклы- обереги, вы можете?
Д. : Конечно, можем.
М. : Итак, что мы задумали сделать?
Д. : Куклу – оберег.
М. : Из чего мы будем е делать? Что нам для этого понадобиться?
Д. : Кусочки ткани, нитки, ленточки, вата.
М. : Какие орудия труда мы будем использовать?
Д. : Ножницы.
М. : Что мы будем делать сначала?
Дети называют порядок действий при изготовлении куклы.
М. : И мы получим отличный результат!
Воспитатель предлагает детям занять свои места.
М. : А теперь давайте покажем всем, какие куклы вы умеете делать. Но сначала разогреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Наша куколка гуляла
(шагают по столу средний и указательный пальцы)
И играла, и плясала
(шагают по столу безымянный и средний пальцы)
До чего ж она устала
(шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)
Забралась под одеяло
(ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).
М. : Принимаемся за работу!
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель выделяет этапы и направляет действия детей, в ходе работы напоминает, что нужно делать дальше.
Во время работы дети проговаривают пословицы о труде
(Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда. Кто не работает, тот не ест.
Делу время, потехе- час.)
На протяжении самостоятельной деятельности детей звучит спокойная русская народная песня.
По окончании работы воспитатель предлагает принести кукол в музей.
Анализ результатов работы
М. : Посмотрите на кукол, какие они получились красивые, веселые.
Воспитатель обращает внимание на качество выполненной работы, оригинальность образов, хвалит детей, отмечает их старание.
М. : А сейчас я хочу вас отблагодарить вас за труд и старание и угостить вас душистым чаем с караваем.
Список литературы.
1. Aверина И. А. Физкультурные минутки в детском саду. -Москва: Айрис пресс,2011.-112с.
2. Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. -СПб. : Детство Пресс, 2003.-416 с.
3. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду.
-СПб. : Детство Пресс, 2010.-160 с.
4. Железнова Е. Р. Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси.
-СПб. : Детство Пресс, 2011.-96 с.
5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно - методическое пособие. СПб. : Детство Пресс, 1998.-304 с.
6. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. -Волгоград: Учитель, 2014,-116 с.
7. Куцакова Л. В. конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. -Москва: Сфера, 2014,-240 с.
8. Яковлева Н. И. Использование фольклора в развитии дошкольников.
-СПб. : Детство Пресс, 2001.-400с.
Мини- фотоотчет занятия.
Наш небольшой музей русской избы
Подвижная игра "У Маланьи, у старушки"
Сам процесс изготовления куклы - оберега
Вот и она, "кукла из глубины веков"
В благодарность за работу- душистый каравай!