Марина Ширикова
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Филимоновское Чудо»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитывать интерес к творчеству и традициям народных мастеров; развивать декоративный стиль, фантазию, творческий потенциал, эстетический вкус; содействовать умению рассказывать об истории возникновения и особенностях филимоновской игрушки; расписывать шаблон филимоновской игрушки, передавая особенности используемых мастерами красок, узоров и элементов; отличать филимоновские изделия от других; отмечать композиционное расположение рисунка; понимать основные законы композиции; закреплять приёмы росписи кистью, работы по эскизу; гармонично заполнять росписью шаблон; рассматривать работы друг друга, выделяя самые удачные.
Публикация «Конспект НОД по рисованию в старшей группе „Филимоновское Чудо“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Материалы: гуашь, тонкие кисточки, салфетки, шаблоны с изображением филимоновской барыни, образцы узоров и элементов филимоновской росписи.
Предварительная работа: рассказ воспитателя об истории возникновения и особенностях промысла филимоновских мастеров, рассматривание отдельных иллюстраций, открыток, слайдов, альбомов, филимоновских игрушек.
Ход занятия
Воспитатель предлагает рассмотреть изображения филимоновских игрушек и рассказать детям об их происхождении и особенностях («Кто знает – тот руку поднимает») :
Вопросы к детям:
-где находится село Филимоново (в Тульской области; недалеко от г. Тулы);
-из какого материала филимоновские мастера делают игрушки? (из глины);
-чем отличаются филимоновские игрушки от других, какие особенности имеют? (вытянутые шеи, короткие ножки, маленькие головы);
-почему филимоновские мастера придают игрушкам именно такую форму? ( из - за особенностей местной глины: она очень мягкая, пластичная, жирная, словно сливочное масло, поэтому у фигурок имеются перечисленные особенности – так мастера придают им устойчивость);
-в чём ещё особенность филимоновских игрушек? (это игрушки – свистульки);
-какие цвета используют мастера для росписи филимоновских игрушек? (красный, жёлтый, зелёный, чёрный, малиновый);
-какие элементы узора используют филимоновские мастера? (линии, звёздочки, цветы, ёлочки);
-какой приём используют мастера для росписи филимоновской игрушки? (роспись концом тонкой кисточки, поэтому все элементы и узоры получаются тонкими, это ещё одна особенность филимоновской росписи);
Сколько лет данному промыслу? (700 лет, он существует до сих пор.)
Предложить детям рассмотреть изображение филимоновской лошадки, а одному из детей прочитать стихотворение Н. Воронцовой:
Валя С. : Это вам не просто лошадь,
Этой штуке каждый рад,
Потому что эта лошадь –
Музыкальный аппарат:
Если очень захотеть, можно в лошадь посвистеть.
Филимоновское чудо сразу узнают повсюду!
Воспитатель раздаёт детям заранее приготовленные шаблоны из бумаги (филимоновские барыни, помещает образец филимоновской барыни на доску, предлагает превратиться в маленьких мастеров – художников с волшебными кисточками (повернуться вокруг себя три раза) и приступить к работе. Напомнить, что можно расписывать шаблон, как на образце, а можно расположить узоры по – своему, выбрать другой цвет, главное - соблюдать принципы филимоновской росписи.
Звучит спокойная русская народная мелодия.
Детям предлагается украсить барыню так, чтобы было понятно, что она филимоновская.
В ходе занятия воспитатель помогает затрудняющимся детям советами: использовать приём рисования пальцем (рукой) в воздухе, на шаблоне; следит, чтобы дети правильно держали кисть, рисовали только её кончиком, начинали с верхней части шаблона, постепенно двигаясь вниз; придерживали другой рукой шаблон, чтобы не скользил.
Физкультминутка: игра по методике «Расскажи стихи руками»
«Любимые куклы»
(Дети выполняют движения по тексту) :
Куклам платье долго шили,
Кукол очень мы любили:
Долго нитку продевали,
Узелок потом вязали,
Отрезали лоскуток,
Прошивали вдоль стежок,
Утюгом горячим шов
Распрямили, чтобы лёг,
Кукол поскорей позвали,
Нарядили – не узнали!
Заключительная часть:
Воспитатель выбирает одну или несколько удачных работ детей, помещает их на доску и даё т детям образец описания выполненной работы: «Мне понравилась эта барыня, потому что (я узнала филимоновские узоры, они выполнены очень аккуратно, они тоненькие, использованы цвета, характерные для филимоновской росписи и т. д.)
Предлагает детям, сидящим рядом обменяться шаблонами и найти недостатки и достоинства в их работе, рассказать о них.
Итог занятия:
Воспитатель: самые лучшие работы будут помещены в наш альбом «Филимоновская игрушка».