Ирина Рябикова
Конспект НОД по рисованию «Роспись ложки» в старшей группе по мотивам Хохломы
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Рябикова И. А. «Детский сад №346» г. Новосибирска.
Программное содержание:
Обобщить представления детей о народном искусстве России (роспись посуды и игрушек); развивать умение ориентироваться в накопленной информации, формулировать свои ответы, разбираться в особенностях Хохломской и Дымковской росписи; умение видеть и понимать красоту окружающих вещей.
Публикация «Конспект НОД по рисованию „Роспись ложки“ в старшей группе по мотивам Хохломы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Роспись ложек (хохлома)
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
Продолжать учить рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья при помощи мазка и ягоды, используя тычок.
Развивать чувство цвета, ритма, умение передавать ритм Хохломы.
Обогащать словарь детей словами: завиток, листья, рябинка, кайма.
Методические приемы: игровой, показ, художественное слово, ТСО.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Предшествующая работа:
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством: беседы о хохломской, дымковской росписях, рассматривание предметов, украшенных этими росписями, иллюстраций; целевые прогулки для сравнения рябины настоящей с её изображением на произведениях хохломских мастеров.
Материалы: акварельные краски, кисти, тычки, баночка с водой, плоскостные бумажные фигуры ложек.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, давайте возьмё мся за руки и скажем хором: Солнце встало! Хватит спать!
Пора вставать! Здравствуйте!
Повернитесь друг к другу и скажите: «Не сердись, улыбнись!»
- Я вижу, что у вас хорошее настроение, а знаете, куда мы с вами сегодня отправляемся? В прошлое.
- Вы хотите знать, как жили люди раньше и чем занимались? (Да) Ведь раньше у них не было ни телевизоров, ни компьютеров.
- Но как же мы туда попадём? Ведь машины времени у нас нет (ответы детей). Ой, я вспомнила, а ведь у нас же есть волшебный цветок - это «цветик – семицветик».
Ну что, готовы в путь? (Да) Давайте произнесё м волшебные слова:
«Лети, лети лепесток,
Через запад на восток.
Через Север, через Юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели:
«Мы хотим отправиться на несколько лет назад».
(Дети закрывают глаза, играет музыка. Потом звучит весёлая музыка, звуки ярмарки. Дети открывают глаза.)
- Ребята, вы слышите, что это за звуки? Так ведь это же весёлая ярмарка. Помните, я вам говорила, что на большие праздники устраивали ярмарки. На них можно было купить всевозможные товары, сладости и хорошо повеселиться, так как на ярмарке выступали бродячие артисты, устраивались различные аттракционы.
(Далее педагог обращает внимание на столы с игрушками, домашней утварью, раскрашенными разными росписями. За этими столами стоят мастера, которые продают свою продукцию.)
Мастер: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, проходите на изделия посмотрите, может, что вам и понравится, может, что вам и приглянется.
Воспитатель: Ой, посмотрите, сколько здесь красивых изделий. Различные игрушки, посуда …Вам нравится, ребята? (Ответы детей)
Воспитатель спрашивает у продавца:
-Так откуда же товар?
Мастер: (загадка)
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета:
Чёрный, красный, золотой.
Как зовут товар такой?
Дети: Хохлома!
Воспитатель: Как вы догадались? (ответы детей по содержанию загадки). А посуда хороша, так и радуется душа!
Воспитатель: А что же это за игрушки?
Мастер: Веселая белая глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну, назови-ка меня!
Дети: Это Дымковские игрушки.
Воспитатель: А из чего они сделаны? (Из глины.)
-А что ещё вам здесь понравилось? (Ответы детей. Свистульки, матрёшки, красивые расписные тарелки и т. д.)
- Ребята, как вы думаете, что же общего у всех этих изделий? (Ответы детей.)
Воспитатель обобщает ответы детей.
- Все эти изделия очень красивые, они сделаны мастерами из разных материалов. Роспись этих изделий отражает красоту родного края. Если посмотреть на дымковские игрушки можно представить заснеженные сугробы, по которым идут барышни с румянцем на щеках, в яркой одежде. Мастера-художники также используют различные элементы природы: ягоды, листья, стебельки, цветы. В этом и проявляется мастерство художника, его наблюдательность. Да, очень сложная работа у мастеров.
Воспитатель: Здесь очень красиво и весело, но нам пора возвращаться. Давайте попрощаемся с мастером и в путь.
Мастер: Ребята, вы мне очень понравились, но с Ярмарки не уходят с пустыми руками, я вам предлагаю свои заготовки ложек, в память о нашей встрече. И вы сами можете их расписать и побывать в роли мастеров – художников.
Дети прощаются, берут заготовки ложек и с помощью волшебного цветка возвращаются назад в детский сад.
Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись. Понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей.) А теперь давайте пройдём в нашу мастерскую.
(Дети проходят за столы)
Воспитатель: Сегодня мы с вами мастера-художники по росписи ложек. Нужно постараться выполнить свою работу красиво, аккуратно. У каждого из вас плоскостная форма ложки. Деревянные ложки украшают хохломской росписью. Посмотрите на образцы и скажите: как нужно располагать узор на ложке? (Внутри и снаружи ложки рисуем одинаковые узоры, на конце и по краям проводим одним цветом кайму.)
- Ложку мы будем расписывать хохломским элементом «рябинка». Какой формы, цвета ягоды рябины? (Ответы детей.)
- А на каком уже знакомом элементе надо рисовать рябинку? (Завиток.)
- Какие ещё знакомые элементы можно использовать? (Листья.) Дети вспоминают, как рисуется лист рябины - рисуется одним примакиванием.
- А теперь можно приступить к работе:
Чтоб начать нам рисовать
Нужно пальчики размять.
(Пальчиковая гимнастика.)
Звучит тихая музыка, дети рисуют.
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша хохлома.
Анализ работ:
- Насколько аккуратно и красиво выполнена работа?
- Как расположен узор?
- Какое использовано сочетание красок?
- Какие элементы росписи использованы в работе?