Ольга
Беседа «История возникновения Хохломы. Хохломская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Искусство хохломской росписи возникло давно. Хохлома - это название большого торгового села в Заволжье, куда мастера из окрестных сел и деревень издавна привозили на продажу свои изделия. Позже и сами эти изделия получили название «хохлома». Возник этот промысел здесь неслучайно.
Публикация «Беседа „История возникновения Хохломы, Хохломская роспись“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
Как вы думаете, почему? Верно! Хохлому делают из дерева. Заволжье, где находится село Хохлома, очень богато лесами. А вот земли здесь не плодородные, хлеба родилось мало, и людям приходилось заниматься каким-либо ремеслом (делом, чтобы прокормить себя. И то, чего не давала земля, давал лес.
Издавна жители деревни всей семьей, от мала до велика, занимались изготовлением посуды. Жили они в окружении лесов, отрезанные от остального мира: деревушки стояли далеко друг от друга. Как они могли общаться, куда могли сбывать посуду?
Река была единственным средством сообщения. Именно по ней люди и доставляли свой товар в крупные села. Особое значение для жителей края имела близость селений к Волге - главной водной дороге страны. Волга вместе со своими притоками соединяла самые отдаленные края страны. На ее берегу, возле нашего города, позднее каждый год устраивали ярмарку, на которую прибывали товары со всей России.
Позднее центр Хохломы переехал в город Семенов, расположенный на середине дороги между Хохломой и Нижним Новгородом. Именно сюда свозилась вся продукция, и затем она поступала на Нижегородскую ярмарку.
Неслучайно искусство хохломы возникло и развивалось на Русской земле вблизи красавицы Волги. Хохлома отразила в себе все богатство и всю красоту нашей природы, всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали ее яркой, нарядной росписью, в которой оживали картины природы.
Присмотритесь внимательно, и вы увидите природную красоту хохломских изделий. Какие узоры можно увидеть на них? Хохломские художники любят рисовать ягоды, цветы, травы. Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Он включает травную роспись - травку, т. е. удлиненные, слегка изогнутые былинки, выписанные по три-пять, но чаще кустиком. Травка отдаленно напоминает жительницу заливных лугов, прибрежных озер и рек - осоку. Один из видов этого орнамента так и называется - осочка.
Травка обычно пишется красным и черным цветом. Ее широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берется много краски. Кончики листьев написаны тонко, кудрявятся, словно гнутся от ветра. Тонкие и частые штрихи - травинки - по сторонам основного кустика делают эту роспись особенно живой и изящной. Узоры из одиночных травок по внутренней поверхности тарелок и больших чаш. исходящие из одного центра по кругу образуют розетку. Травка - это элемент росписи и обязательная часть любого растительного орнамента хохломы.
Часто среди кустиков и веточек черной краской, зеленой и желтой травки художник помещает цветы, ягоды, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется травным или именем ягодки либо цветка. Хохломские художники любят рисовать ягоды. Какие? Землянику, малину, ежевику, крыжовник, черную и красную смородину, рябину. Они наносятся тампончиком -тычком.
Самые затейливые узоры называются «Кудрины». Травки превращаются в крупные кудри - завитки. Мелкими колечками окружены причудливые цветы. Цветки и завитки Кудрины всегда золотые, словно перья сказочной жар-птицы. Современные мастера любят рисовать именно ее.
Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту традицию сегодня продолжают хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью.
Если вы внимательно будете рассматривать узоры хохломских изделий, то сможете заметить: встречаются росписи двух видов. В первом - цветной орнамент выступает на золотистом фоне, во втором - на цветную поверхность наносят золотой узор.
В первом случае роспись называется верховой. Почему она так называется? Художник пишет травки, ягодки и другие узоры поверх полуды. Полуда -тонкий слой олова, измельченного в порошок. Им покрывают деревянные изделия. После лакировки и закалки в печи посуда становится золотистой, и узор идет поверх золотого фона.
Во втором случае роспись называется фоновой. Фон - это основной цвет, на который наносится изображение. Художник черной или красной краской рисует на полуде контуры будущего золотого узора - Кудрину, ягоды, листья, рыбок. Затем этим же цветом закрашивает остальную поверхность. Получается серебристый узор на цветном - черном или красном - фоне. Затем мастер делает приписку желтой, зеленой, черной краской, если фон красный, и красной, если фон черный. Красками наносит мелкие травки, бусинки, ягодки, листочки по фону. После лакировки и закалки получается золотой узор на цветном фоне.