Шамсутдинова Флюра Рафаиловна
Конспект НОД по речевому развитию «Зимушка-зима» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию «Зимушка зима! в подготовительной группе.
Цель:
обобщить и систематизировать знания детей о зиме;
Программное содержание
Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом, продолжать знакомить с народным календарем; расширять и уточнять представления детей о диких животных.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Зимушка-зима“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Развивать внимание, память, мыслительные операции
Формировать умение использовать выразительные средства при описании зимы.
Закреплять умение составлять предложения из опорных слов,
согласовывать числительные с существительными и прилагательными, подбирать антонимы, образовывать родственные слова к слову «снег»
Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.
Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Методы и приемы:
Практические: Д/игры, игровые ситуации, игровые упражнения, физкультминутки, игровой массаж,
Наглядные: алгоритмы, ТСО, наблюдение, рассматривание иллюстраций, презентаций.
Словесные: загадки, стихи, вопросы-ответы, художественное слово, ситуативный разговор, беседа – рассуждение, объяснение воспитателя, составление предложений.
Интегрируемые области: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка»
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно - исследовательская, чтение художественной литературы.
Обогащение и активизация словаря: зимушка – зима; три белых коня – декабрь, январь и февраль; снегопад; снежная буря, вьюга, пурга, метель, буран,
ветродуй, снежинки, сосульки, сугробы, стынуть, зябнуть, коченеть, зимовать,спячка.
Материал и оборудование: мультимедийная установка, фрагмент «Мчится тройка удалая», презентации: «Зима», «Дикие животные зимой»; предметные карточки - схемы, рабочие тетради;
Ход:
Дети приглашаются в группу
Воспитатель обращает внимание детей на письмо.
– Ребята, посмотрите, что я нашла у дверей нашей группы. (конверт)
Кто-то бросил мне в оконце, посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо?
Может это воробьишка, пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку, на окошко заманил?
Введение в тему. Беседа.
- Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?
- Какое сейчас время года?
- Как вы заметили наступление зимы?
- Назовите признаки зимы. (стихи) (Приложение 1)
Задание 1. На первой снежинке загадка:
Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица – белокожа, светлолица,
Как махнула рукавом – все покрыла серебром.
• (фрагмент «Мчится тройка удалая»)
Как вы думаете, о какой царице говориться в этой загадке? Подходят ли зиме определения “белокожа”, “светлолица”? Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?
(это зимние месяцы).
Вспомните их названия. Да, зима царица трех месяцев – декабря, января и февраля.
Зимой от месяца к месяцу будто и не заметно перемен в природе. Но отличия у месяцев есть. Есть и другие названия – народные.
Вспомните и объясните древнерусские названия месяцев.
(ответы детей)
Декабрь – на Руси называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.
• (слайд № 1)
Январь – сечень, т. к. он рассекает зиму на две половины
• (слайд № 2)
Февраль – лютый и еще ветродуй, т. к. выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели. Ветродуй - это сложное слово, в нем части сразу от двух слов. Каких? (ветер, дует)
• (слайд № 3)
А какие пословицы и поговорки о зиме вы знаете? (ответы детей)
- В феврале два друга – мороз да вьюга.
- Много снега – много хлеба.
- Белеет зима – зеленеет лето.
- Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Задание 2. Игра «Доскажи словечко»
Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.
Добавьте слова, связанные со словом «Снег».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки)
На дорожку, на лужок все снижается. (снежок).
Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад)
Все бегут в перегонки, все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка. (снегурка)
На снегу - то, посмотри – с красной грудкой. (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег)
- Какие слова вы добавляли?
- На какое слово они все похожи?
Как вы считаете, слово “зима” – родственное слову “снег”? Ведь зимою много снега. Объясните, почему это не родственные слова.
(родственные слова должны звучать похоже и должны быть связаны друг с другом по смыслу, а в слове “зима” нет такой части, которая бы звучала похоже на слово “снег”.
Подберите теперь слова, родственные слову
Зима (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие)
Мороз - (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);
Лед - (льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололед и др.).
“Подбери признаки”
Зима – холодная, морозная, снежная, веселая…
Мороз – сильный, злой, крепкий, слабый…
Снег – белый, пушистый, мягкий, колючий, искристый, серебристый…
“Подбери действия”
Снег – идет, падает, кружиться, лежит, скрипит…
Мороз – щиплет, трещит, кусает, рисует…
“Скажи иначе”
Снегопад – метелица, метель, вьюга, пурга…
Мерзнуть – зябнуть, стынуть, замерзать, коченеть, дрожать от холода…
Чтобы зимой не мерзнуть и не болеть, какие профилактические меры нужно применять? (тепло одеваться, не есть на улице, закаляться, принимать витамины)
Массаж. «Идет по спинке холодок»
Идёт по спинке холодок – ок-ок-ок-ок
Дует сильный ветерок –ок-ок-ок-ок
Сделаю тебе массаж – аш-аш-аш-аш
Тебя согрею, друг ты наш – аш-аш-аш-аш
Плечи сильно разотру – тру-тру-тру-тру
А теперь я их помну – мну-мну-мну-мну
И тебя я обниму!
Задание 3.
Дети расчетом на 1,2,3-й распределяются на три группы.
Составь предложение из заданных слов и обозначь его схемой.
Задание 4.
Давайте вспомним, как называют лес из разных пород деревьев.
Лес из осин - осиновый лес – осинник;
Лес из ольхи - ольховый лес – ольшаник;
Лес из берез - березовая роща – березняк;
Лес из дубов - дубовая роща – дубрава;
Лес из разных пород деревьев – смешанный лес.
А сейчас я предлагаю отправиться в лес
Ритмическая разминка «По тропиночке пойдем»
Сядем и представим, что мы попали в зимний лес. Лес выглядит сказочно: деревья укрыты снегом, тихие, задумчивые они дремлют под снежным одеялом.
Какие звуки можно услышать в зимнем лесу?
Задание 5.
- Как реагируют на зиму обитатели водоемов?
- Что происходит с птицами?
- А как вы думаете, изменилась ли жизнь животных зимой?
О жизни зверей мы узнаем в передаче «Диалоги о животных» (звучит музыка, ведущими программы будут сегодня ребята.
Рассказ о белке (слайд 1)
Какие животные делают себе запасы на зиму? (мыши, бобры – слайд)
Рассказ о волке (слайд 3)
Рассказ о лисе (слайд 4)
Какие ещё животные ведут активный образ жизни и добывают себе корм зимой? (лось, заяц, кабан – слайд)
- А где же сейчас медведь? Рассказ о медведе (слайд 6)
- Ребята, а кто знает, как проводят зиму ежи, ящерицы, лягушки, жабы, змеи?
(эти животные зимой находятся в спячке) (слайд)
Это более глубокий и продолжительный сон, когда понижается даже температура тела. (интересный факт о лягушке)
Мы ответили на все вопросы в письме. (звучит загадочная музыка, на экране появляется снеговик и говорит, что только человек может помочь животным пережить суровую зиму)
- Как мы можем помочь птицам? (кормушки.)
Что мы можем сделать для животных? (Зверей, как и птиц, зимой нужно подкармливать. Для этого в лесу лесники и охотники развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, ставят стога сена, раскладывают капусту, морковь).
- А чем вам нравится зима? (2-3 ребенка отвечают стихами)
- Какие опасности таит зима? (гололед, сосульки, открытые водоемы – меры предосторожности)
Снеговик прощается:
Ну, спасибо, мне пора,
Ждут меня в лесу друзья.
Ну а вы тут не скучайте,
Поскорее подрастайте,
Лес почаще навещайте.
Чистым воздухом дышите,
Но в лесу, чур, не сорите.
И костра не разводите!
Обещаете ребята?
Индивидуальная работа: каждый ребенок проговаривает, что интересного было в сегодняшней беседе, что запомнилось, что удивило.
Воспитатель обращается к детям с вопросами:
- Какие задания показались вам сложными?
- Какие было выполнять интересно?
- Кто сегодня был самым активным?
Воспитатель дарит детям от имени Снеговика льдинки – брелки.