Наталья Грузинцева
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Знакомство с украинской народной сказкой «Рукавичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать воспитывать у дошкольников умение слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
Задачи:
• Поддерживать желание детей к театрально-игровой деятельности; (познание).
• Продолжать обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него; (коммуникация).
• При помощи драматизации способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи сказочных образов.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Знакомство с украинской народной сказкой „Рукавичка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- «Рукавичка», сказка
- Темочки
• Развивать отзывчивость, желание помочь ближнему (социализация, коммуникация).
• Воспитывать интерес к художественному произведению.
Материалы и оборудование: книга со сказкой «Рукавичка», рукавицы из меха, маски героев сказки, одна большая рисованная рукавичка, пара маленьких рисованных рукавичек, рисованные деревья, кусты, сугробы; интерактивная доска, проектор, ноутбук, на экране картинка камина и зимнего леса.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Ребята стоят на ковре рядом с воспитателем, образуя круг.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, поздороваемся и поприветствуем их и друг друга.
Здравствуйте, гости дорогие!
Здравствуй, Небо!
Здравствуй, Солнце!
Здравствуй, Матушка Земля!
Здравствуй ты и здравствуй я!
Здравствуй вся наша большая, очень дружная семья!
- Ребята, ответьте мне на вопрос: какое сейчас время года? (Осень)
- А какая сейчас осень: ранняя или поздняя? (Поздняя)
- По каким приметам вы догадались, что поздняя? (Стало холодно на улице, морозит, много пасмурных дней, небо серое, солнце светит очень редко, дует холодный ветер, все листья на деревьях опали).
2. Беседа об одежде в холодное время года и знакомство с предметом одежды рукавичкой.
НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ КАРТИНКА КАМИНА (СЛАЙД 2)
Воспитатель:
- Правильно. Стало холодно на улице. А в нашей гостиной тепло. Предлагаю вам пройти к камину, сесть поудобнее и немного побеседовать со мной. А в какую одежду оделись люди? (тёплые куртки, пуховики, тёплые пальто, теплые штаны, комбинезоны, шапки, шарфы, варежки, ботинки и сапоги).
- Люди оделись в тёплую одежду. Пройдёт немного времени, и наступит зима. Выпадет снег. Станет ещё холоднее на улице. Какую одежду тогда оденут люди? (Шубы и валенки).
- Многие из вас отправятся кататься на горку, будут лепить из снега снежные комки и постройки. Чтобы ваши руки не замёрзли, вы наденете на них тёплые варежки, перчатки и рукавички. Варежки и перчатки вы все представляете, а что это за предмет одежды – рукавички. Может, кто- то из вас знает и расскажет нам. (Это предмет одежды, который надевают на руки для тепла. Рукавичка закрывает всю кисть руки и большой палец. Они похожи на варежки, но сшиты из кожи и меха, могут быть из непромокаемой ткани).
Воспитатель показывает варежки, перчатки и рукавицы:
- Варежки – это варяжские рукавицы.
Перчатки произошли от слова перст, то есть палец.
Вслушаемся в слово рукавичка. «Рука в яичке», действительно, если всмотреться в форму этого предмета, то можно представить руку, спрятанную в яйце. Очень напоминает рукавичка по форме яйцо.
- Эти рукавички носят взрослые люди. Ваши мамы, папы, бабушки, дедушки. Ваши маленькие ручки в них утонут. Для вас шьют и продают рукавички поменьше. Сегодня мы с вами познакомимся с украинской народной сказкой, которая так и называется «Рукавичка».
- Ребята, как вы думаете, в какое время года будут происходить события сказки «Рукавичка»? Само название сказки служит для нас подсказкой. (Зимой). (СЛАЙД 3)
3. Отгадывание загадок про героев сказки.
Воспитатель:
- В этой сказке нам встретятся много героев. А вот, кто именно, нам помогут узнать загадки. Загадки написаны на листочках. листочки спрятаны в рукавичке. Я буду тянуть за ниточку, будет появляться листочек с загадкой. Я читаю загадку, вы отгадываете. Отгадали правильно героя, появляется его изображение на экране. Начинаем.
Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки. (Мышка). (СЛАЙД 4)
У рек, ручьёв и у болот
Та пучеглазая живёт.
За лакомство – комар и мушка.
А земноводное… (Лягушка). (СЛАЙД 5)
По снегу бежит – петляет.
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно.
Волку и лисе обидно. (Заяц). (СЛАЙД 6)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый, краса
Кто же это? (Лиса). (СЛАЙД 7)
Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный? (Волк). (СЛАЙД 8)
Родственник домашней хрюшке,
Хоть стоячие есть ушки.
С пятачком, большой, всеядный!
А ещё он дикий, стадный. (Кабан). (СЛАЙД 9)
Неуклюжий, косолапый,
Кто всю зиму сосёт лапу? (Медведь). (СЛАЙД 10)
Этот сторож дом охраняет,
На воров он громко лает. (Собака). (СЛАЙД 11)
- Молодцы, отгадали все загадки. Теперь вы знаете героев этой сказки. А вот про их повадки нам расскажет физкультминутка.
4. Физкультминутка «Дикие животные».
Встанем, надо отдохнуть, (дети встают со своих мест, со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть. (сжимание и разжимание пальцев рук)
Поднимите руки вверх. (поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь пальчики. (подвигать ладонями вперёд – назад)
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадёмся тихо на носочках (Ходьба на месте на носочках, плавные
Как лисы бродят по лесочку. движения руками перед собой)
Волк озирается кругом (Руки на поясе, повороты головы влево -
И мы головки повернём. вправо)
Теперь садимся ниже, ниже (сесть на корточки)
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу (ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты
Топтался и рычал. в локтях)
Хотел он очень мёда, (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный
А где достать, не знал. вид).
5. Чтение детям сказки «Рукавичка».
Воспитатель:
- Все отдохнули. Теперь я предлагаю вам сесть поудобнее и послушать сказку.
Воспитатель читает сказку.
6. Беседа по содержанию сказки.
Воспитатель:
- Вы прослушали сказку «Рукавичка». Ответьте на мои вопросы:
-Кто потерял рукавичку?
-Кто нашел рукавичку первым?
-Кто пришел вторым?
-Кто пришел третьим?
-Кто пришел четвертым?.
- Сколько всего зверей оказалось в рукавичке? (7)
- Рукавичка была небольшая, было в ней тесно, все звери хотели иметь свой дом, и всем нашлось место. Для этой сказки подходит русская пословица: «В тесноте, да не в обиде». Было тесно, но никто не был обижен. Все жили вместе и дружно.
7. Драматизация сказки детьми.
Воспитатель:
- Вам понравилась эта сказка. А вы бы хотели попасть в эту сказку и стать её героями?
- Встали со своих мест. Будем произносить за мной следующие волшебные слова и выполнять движения
Хлопну, топну, повернусь.
В сказке тотчас окажусь.
Дети повторяют за воспитателем.
Звучит мелодия заставки из передачи «В гостях у сказки». Дети отправляются надевать свои маски. В это время выставляются декорации леса. На экран высвечивается картинка зимнего леса. (СЛАЙД 12)
Воспитатель выступает в роли ведущего.
Проводится инсценировка сказки.
Сказка заканчивается словами всех героев: «Вот и сказочки конец, а кто слушал, молодец!»
Воспитатель:
- Артисты были молодцы, похлопаем им от души.
8. Рефлексия.
Воспитатель:
- Понравилось ли вам, ребята, быть артистами? (Да)
- Всем огромное спасибо, все большие молодцы!
Артистам вручается сладкое угощение.