Наталья Карплюкова
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Обучение рассказыванию»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе
Тема: «Обучение рассказыванию : работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками: «Лесная поляна»
Цель: Учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать творческое мышление.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в средней группе „Обучение рассказыванию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
Воспитательная: Воспитывать умение работать в коллективе, бережное, заботливое отношение к природе.
Развивающая : Развивать грамматический строй речи, связную речь.
Образовательная: Формировать умение создавать картину и рассказывать о ее содержании, закреплять представление об окружающем мире, развивать связную, грамотную речь.
Речевая : Активизировать словарь по теме.
Предварительная работа: Заучивание стихотворения Владимира Степанова «Что такое лес?», рассматривание картинок с изображением диких (лесных) животных (еж, медведь, белка, лиса, волк, заяц).
Материалы и оборудование: Картина – матрица «Лесная поляна», картинки с изображением диких (лесных) животных (еж, медвежонок, медведица, белка, лиса, заяц), магнитная доска, магниты.
Ход НОД:
1. Организационный момент:
Воспитатель:
Ребята, а давайте начнем нашу встречу с добрых слов: (дети встают около стульчиков и повторяют за воспитателем) :
Доброе утро солнышко,
Доброе утро небо,
Доброе утро всем нам,
Доброе утро всем гостям!
- Вот мы и не заметили, как прошла зима и наступила долгожданная весна. Все кругом оживает, просыпается. Как вы ребята думаете, легко ли было зимой в лесу животным, птицам – хорошо или плохо?
Дети: зимой плохо.
Воспитатель: а почему плохо?
Дети: животным зимой холодно и трудно добывать еду, а летом еды много, всем хватит.
Воспитатель: А какое время года сейчас на улице? Какие приметы весны вы знаете?
Дети: весна, стало теплее, снег с крыш почти весь сошел, висят сосульки. Солнце ярче светит и греет, днем бывает капель. Прилетели вороны, воробьи стали чирикать веселее.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами будем много говорить, поэтому сейчас мы проведем артикуляционную гимнастику.
«Лесная прогулка»
В лес пойдём с тобой гулять. (Упражнение «Лошадка».
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком, цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку).
Грибы будем собирать. (Упражнение «Грибок». Рот открыт, язык присосать к нёбу).
В речке квакают лягушки, улыбнулись нам подружки. (Упражнение «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны).
А в своём дупле без спешки
Белка щёлкает орешки. (Упражнение «Орешек».
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку).
Оглянуться не успели, минуты быстро пролетели,
В лесу весело гулять, но пора и меру знать.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь садимся на стульчики.
2. Водная часть:
Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? (ответ детей)
Воспитатель: Тогда слушайте.
Он большой, густой, зеленый,
Представляет целый дом.
В нем найдут приют и птицы
Зайки, волки и лисицы. (Лес)
(Дети отгадали загадку).
Воспитатель: Правильно – это лес. Ребята, послушайте,стихотворение про лес Владимира Степанова «Что такое лес?»
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы.
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И, родник с живой
Ключевой водой.
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам закрыть глаза и представить себе, что мы с вами оказались на лесной поляне. (Дети закрывают глаза, и в этот момент воспитатель крепит картину с лесной поляной на доску, дети открывают глаза и видят картину). Звучит фонограмма с пением птиц.
1) Открываем глаза. Посмотрите, какая поляна изображена на картине?
2) Как вы думаете, какое время года изображено на картине?
(дети отвечают – весна)
3) А почему вы так думаете? (дети отвечают)
-Молодцы! Картина не простая, на ней спрятались животные, что бы узнать какие животные спрятались, нужно отгадать загадки?
Загадки:
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверушка?
Разгрызет орешек мелка,
Ну, конечно, это (Белка)
(Показываю белку) Молодцы! Посмотрите как я белка? (дети описывают белку)
Воспитатель: Вот еще одна загадка и еще одно животное:
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт,
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель….(Ежик). Хорошо, правильно. А какой он? (дети описывают ежа).
А вот ещё одна загадка.
Этот зверь зимой не бродит,
Из берлоги не выходит.
Крепко спит топтышка
Косолапый….(Мишка).
Ребята, послушайте рассказ, который у меня получился.
Жили – были на лесной поляне белка и еж. Однажды весной, на лесную поляну вышел, маленький медвежонок и увидел на сосне белку. А у дуба на задних лапах, вытянув мордочку, застыл ёж. «Что за звери? Никогда таких не видел» - подумал медвежонок. А что было дальше, мы с вами узнаем, после того, как немного отдохнем.
Физкультминутка: «Прогулка в лес»
По тропинке в лес пойдем (дети шагают)
Лужу мимо обойдем (обходят кружатся воображаемую лужу)
Перепрыгнем мы ручей (перепрыгивают через «ручеек»)
Посмотрели мы налево (смотрят налево)
Посмотрели мы направо, (смотрят направо)
Вверх мы голову подняли (смотрят вверх, стоя на носочках)
Птиц мы в небе увидали (смотрят вверх, стоя на носочках)
Птицы там кружатся (Махи руками над головой влево и право)
И на веточки тихо садятся. (Присели на стулья)
Воспитатель: А вот теперь мы с вами пофантазируем, кого медвежонок может встретить на лесной поляне? (Дети причисляют лесных животных) А это домашние или дикие животные? Правильно, отгадаете загадки, кого именно встретил медвежонок:
Загадки:
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу
Хвост короче уха,
Живо угадай – ка,
Кто же это?. (Зайка) Правильно, а он какой? (Описывают зайца)
Медвежонок встретил зайца. Они стали дружить, вместе играть, веселится, петь песни. И на этот шум прибежала.
А кто прибежал, узнаем, когда отгадаем еще одну загадку:
Догадайтесь, кто же это?
В шубку рыжую одета.
И не рыба, и не птица.
Это – рыжая (Лисица). Правильно.
Медвежонок и заяц испугались и убежали в лес (убираю картинки).
А к кому за помощью в лесу они обратились? К маме медведице. Что сделала медведица? Прогнала ее. И, наши друзья медвежонок и заяц вернулись на лесную поляну. Где опять начали веселиться, играть, петь песни. (Воспитатель помогает затрудняющимся детям. Составляют рассказ 2-3 ребенка.)
Воспитатель: Молодцы ребята, очень хорошие получились у вас рассказы.
Воспитатель: Молодцы ребята, очень хорошие получились у вас рассказы. Теперь,давайте поиграем с белочкой в игру.
Проводится пальчиковая игра «Белочка»
Сидит белка на тележке,
Продает свои орешки.
Птичке синичке – вот такой орех. (Показ указательным и большими пальцами маленького ореха.)
Лисичке сестричке – вот такой орех. (Показ ореха большим и средним
пальцем.)
Зайчику усатому – вот такой орех. (Развести пальцы показывая большой
орех.)
А мишке косолапому – вот такой орех. (Соединить руки над головой.)
Воспитатель: Весной у всех лесных зверей появляются детеныши. Я буду вам называть мама, а вы мне детенышей, игра называется «МАМА и ее детеныши» (показ картинок с животными).
У лисицы – лисята.
У волчицы – волчата.
У зайчихи – зайчата.
У ежихи – ежата.
У белки – бельчата.
У мыши – мышата.
У медведицы – медвежата.
4. Рефлексия (Итог общения)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Хорошо сегодня потрудились. Благодаря вам наша поляна ожила и превратилась в настоящую, сказочную, лесную. Давайте с вами повторим. Ребята, где мы сегодня с вами были? (Дети отвечают на лесной поляне). Кого мы там встретили? (дети перечисляют животных)
Вы хорошо поработали. Спасибо.