Юлия Сафронова
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Сюрпризы Осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках.
Задачи:
1. Образовательные:
- уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе „Сюрпризы Осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
- закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека;
2. Речевые :
- отвечать на поставленные вопросы полными ответами;
- активизировать словарь: листопад, урожай, перелетные, зимующие;
- обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные;
3. Развивающие :
- развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, речь;
- улучшать общую моторику и координацию движений;
3. Воспитательные:
- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
- воспитывать чувство любви к родной природе;
-воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Осень», «Перелётные птицы» «Живая и неживая природа осенью», «Труд людей в осенний период»; отгадывание загадок; наблюдение за изменениями в природе с наступлением осени, разучивание пальчиковой гимнастики, организация совместно с родителями выставки «Природный калейдоскоп».
Материалы и оборудование: Сундучок, иллюстрации с изображением осенних пейзажей, диск с музыкой П. И. Чайковского «Осень», схемы – подсказки в картинках, мяч, кленовый листок.
Ход занятия:
• Вводный этап
Создание положительного эмоционального фона:
Стали дети дружно в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Выполнение движений по тексту)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, четко говорим,
Потому, что не спешим.
Сюрпризный момент (письмо в форме кленового листа)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый кленовый лист к нам прилетел! Чтобы узнать, кто нам его прислал, вы должны отгадать загадку.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
- Как вы думаете, кто прислал нам этот лист? (Осень)
Смотрите, а на нём что-то написано.
«Дорогие ребята! Я приглашаю вас в путешествие по осеннему лесу. Там вы найдёте сундучок с заданиями и вспомните об осени все самое важное, красивое и интересное».
Принимаем приглашение осени? (да)
Чтобы оказаться в лесу надо сказать волшебные слова, повернуться вокруг себя и хлопнуть в ладоши: вокруг себя повернись - в волшебном лесу очутись!
• Основная часть:
Посмотрите, на полянке стоят пенёчки, похожие на наши стульчики. Давайте присядем на них.
Звучит мелодия П. И. Чайковского «Осень»
Воспитатель: Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию написал композитор Петр Ильич Чайковский и назвал «Осень».
Какое настроение передаёт нам эта музыка? (ответы детей)
Задание 1. Календарь.
Давайте посмотрим, что нам приготовила осень.
Что это? (календарь)
Воспитатель: Календарь обозначает движение времени.
Давайте вспомним, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь). А какой сейчас месяц? (октябрь)
Осень бывает ранняя или золотая. Деревья одеваются в яркие наряды, а на земле лежит разноцветный ковер из листьев. И поздняя осень. Деревья сбросили свои листья и стоят обнаженные. Часто идет дождь. Дует ветер. Иногда в конце осени падает снег. Природа ждет зимы.
- Давайте встанем в осенний хоровод и еще раз вспомним осенние месяцы.
Физ. минутка:
Листья на ветках всё лето висели. (Руки подняты вверх и раскачиваются влево - вправо)
Сентябрь наступил и они пожелтели. (Руки на верху, повороты кистями "шарики-фонарики")
Октябрь с собою принес листопад. (Плавно опускаем руки вниз)
Листья слетают и в танце кружат. (Вращение вокруг себя в одну и в другую стороны)
Ноябрь пришел, весь лист облетел. (Присели)
И под ногами у нас зашумел. (Трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев)
(Дети садятся на стулья)
Задание 2. Осеннее дерево.
(Воспитатель достаёт из сундука 3 задание)
Ребята, посмотрите, это осеннее дерево.
А что происходит необычного осенью с листьями на деревьях? (Осенью листья меняют свой цвет. Осенью опадает листва с деревьев).
Как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (листопад)
- А сейчас давайте с вами поиграем. Ребята, вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть дерево, а вы должны сказать какой у него листок.
Дидактическая игра «Назови листочек» (Воспитатель бросает мяч и называет дерево, а дети называют листок данного дерева)
дуб – дубовый
клён – кленовый
осина - осиновый
рябина – рябиновый
берёза – берёзовый
липа - липовый
(Дети садятся на стулья)
Пальчиковая игра «Осенний букет» :
Ребята, давайте соберем осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять - Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины,
Листики дуба (загибают поочередно пальцы)
Мы соберем. Маме осенний
Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).
Задание 3. Картинка с животными – зверями и птицами
Воспитатель: Что же ещё лежит в нашем сундучке?
Скажите, что происходит с приходом осени в жизни зверей. (Все животные готовятся к зиме)
Как готовятся животные осенью к зиме?
(Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук; другие делают запасы на зиму, такие как белка, бурундук; осенью звери линяют : меняют летние шубки на зимние, более теплые)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)
- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)
- А почему же они улетают? (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)
- Верно. Такие птицы называются зимующие. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
Задание 4. Картинка – Труд человека осенью (человек)
Мы будем говорить о заботах человека осенью.
Что делают осенью в огородах, садах люди? (в садах собирают урожай фруктов, в огородах убирают картофель, капусту, морковь, свёклу. Убранные поля удобряют и вспахивают.)
Как называется урожай, собранный на огороде? (овощи) В саду? (фрукты)
А что люди собирают в лесу осенью? (грибы)
Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.
Задание 5. Игра «Осенние приметы»
— Я буду говорить вопросы, если ответ «Да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «Нет», топнуть ногой.
Осенью цветут цветы? (нет)
Осенью растут грибы? (да)
Тучи солнце закрывают? (да)
Колючий ветер прилетает? (да)
Морозы осенью бывают? (да)
Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)
А букашки прилетают? (нет)
Звери норки закрывают? (да)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)
Часто-часто льют дожди? (да)
Солнце светит очень жарко? (нет)
Можно детям загорать? (нет)
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать? (да)
Сапоги всем обувать? (да).
Молодцы! Вы знаете приметы осени.
Задание. 6 Игра «Осенние слова» (какая бывает осень)
Сейчас по кругу будем передавать кленовый лист и говорить какая бывает осень. (Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)
• Рефлексия.
(Дети садятся на стулья)
Воспитатель: Ребята, понравилось вам в осеннем лесу? Но нам пора возвращаться в детский сад. Но прежде чем мы отправимся в обратный путь, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили. (Ответы детей).
А теперь давайте встанем в круг, скажем наши волшебные слова и повернемся вокруг себя: вокруг себя повернись - в детском саду очутись!
Воспитатель: Ну, вот мы и в детском саду. На этом наше путешествие закончено.