Луиза Иванова
План-конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Отгадай мою сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Уточнять артикуляцию звука [ш].
Упражнять в умении дифференцировать звуки [с], [ш].
Развивать фонематическое восприятие через работу со словами-паронимами (отличающимися одним звуком, связную речь.
Упражнять в правильном употреблении предлогов под, из-под.
Знакомить детей с буквой Шш; закреплять образы букв.
Развивать устойчивое внимание, память, чувство ритма, мыслительную деятельность.
Методические приё мы:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
• игра «Отгадай, из какой сказки»;
• сюрпризные моменты (конверт от буквы Ш, прилёт шмеля);
• игровое упражнение «Отгадай любимую сказку буквы Ш»;
• конкурс «Отгадай мою сказку»;
• игра «Найди в словах звук [ш];
• игровое упражнение «Прятки»;
• игра-физкультминутка «Мышонок»;
• дидактическая игра «Наоборот»;
• игровое уражнение «Найди букву»;
• игра «Сосчитай правильно»;
• игровое упражнение «Буква из фасоли».
Оборудование: конверт с заданиями; игрушки шмель, кошка, мышка, лягушка, мишка; вырезанные буквы (знакомые детям); буква Ш; фасоль; ноутбук.
Предварительная работа.
чтение и рассказывание сказок;
рассматривание картинок, иллюстраций к сказкам;
отгадывание загадок о животных, составление загадок-описаний;
театрализованные игры по сюжетам знакомых сказок.
Ход НОД.
Ребята, вы любите сказки? А хорошо ли вы их знаете? Проверим? Отгадайте, из каких сказок отрывки :
- У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Но любил папаша сына,
Шалунишку … (Буратино)
- Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там 3 стула и 3 кружки,
3 кровати, 3 подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
- Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите, как имя её? (Красная шапочка)
- А из какой сказки эти герои : Джузеппе, Мальвина, Пьеро, Карло, Карабас, Дуремар (Золотой ключик или приключения Буратино).
Молодцы, ребята. У каждого из вас, наверное, есть своя любимая сказка. Я хочу вам открыть секрет: у букв тоже есть свои любимые сказки. Посмотрите на доску, видите конверт? Это – сюрприз для вас, который приготовила буква… Ш. Давайте откроем конверт и прочитаем, что там пишет для нас буква Ш:
«Вставьте пропущенные слова в загадке и отгадайте мою любимую сказку».
- Маша в коробе сидит
Далеко она …глядит.
Кто несёт её, ответь,
Быстрыми шагами?
А несёт её…медведь
Вместе с пирожками.
Путь не близкий, длинный путь,
Хочет мишка …отдохнуть.
Только Маша не даёт
На пенёк присесть,
И румяный пирожок
По дороге…съесть.
Провела её малышка.
Будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка,
Это… «Маша и медведь».
Вижу, вы внимательно слушали загадку, и сказку быстро отгадали. Значит, хорошо знаете сказки. Я предлагаю вам, ребята, провести конкурс. Назовём его «Отгадай мою сказку». Правила будут следующие: каждый рассказывает отрывок из любой сказки от лица одного из её героев. Рассказать надо так, чтобы слушатели отгадали название сказки.
Конкурс «Отгадай мою сказку».
Молодцы, ребята, все сказки отгадали. А пока мы тут с вами рассказывали сказки, к нам залетел гость. Отгадайте, кто это.
- Зима ушла за тридевять земель,
Над лугом загудел мохнатый …шмель.
С какого звука начинается слово шмель? (ответы детей). А что вы можете сказать об этом звуке, какой он? (согласный, всегда твёрдый).
Шмель прилетел к нам не один, он привёл своих друзей. Назовите их (Дети произносят слова со звуком [ш] : кошка, мышка, лягушка, мишка. Воспитатель расставляет игрушки на столе).
Найдите в этих словах звук [ш]. Где он находится: в начале слова, в середине или в конце? (дети определяют позицию звука в слове).
Игровое упражнение «Прятки».
Шмель, лягушка, кошка, мышка очень любят играть в прятки. Хотите посмотреть? (ставит кошку под стол, лягушку под книгу, мышку под стул, шмель – водящий).
- Где спряталась кошка? (ответы детей).
- Где спряталась мышка? (ответы детей) и т. д.
Шмель нашёл всех своих друзей. Откуда вылезла кошка? (ответы детей).
Откуда выбежала мышка? (ответы детей). А лягушка? (ответы детей).
Понравилась вам игра? А теперь посмотрите на доску. Какое же слово здесь написано? (камыш). Поменяйте буквы в словах так, как подсказывают цифры. Прочитайте получившееся слово (мышка).
4 5 1 2 3
К а м ы ш - мышка.
Молодцы. Поиграем с мышкой?
Игра-физкультминутка «Мышонок».
- Скок-скок, скок-поскок /подпрыгивают на месте/
Сел мышонок на пенёк, /приседают/
В барабан он громко бьёт, /бьют в воображаемый барабан/
На разминку всех зовёт.
Лапки вверх, лапки вниз, / поднимают руки вверх, затем опускают/
На носочки подтянись! /встают на носочки/
Лапку ставим на носок, /ставят ногу на носок/
А потом на пятку, /ставят ногу на пятку/
На носочках скок-поскок, /прыгают на носочках/
А потом вприсядку! /прыгают вприсядку/.
Молодцы, хорошо повеселились. А сейчас посмотрите на экран. Что вы здесь видите? (девочку с сушкой в руке).
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Повторите за мной (дети произносят чистоговорку хором и по одному).
Ребята, шмель решил повеселить вас и спеть смешную песенку, но предупредил:
- Я буду петь наоборот
И веселить честной народ.
Послушаем шмеля?
Дидактическая игра «Наоборот».
- С другом мы играли в чашки,
Пили чай из белой шашки.
А как правильно?
Вылезла из норки шишка,
На неё упала
А как правильно?
Вы можете похохотать
И ошибки исправлять.
Петухи, затеяв шпоры,
Грозно поднимают споры.
А как правильн
Мы с сестрой посуду шили
И наряды куклам мыли.
А как правильно?
Какие слова вы запомнили со звуком ш? А какую букву обозначает звук ш? (ответы детей). Найдите букву Ш среди других букв.
Игровое упражнение «Найди букву».
Молодцы. На что похожа буква Ш? (на вилы).
- Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
А теперь посмотрите сюда (показывает карточку). Сколько здесь букв Ш?
А Ш У М Ш Н Ч Ж Ш Д К
Игра «Сосчитай правильно».
Какие вы внимательные. А теперь давайте напишем букву Ш из фасоли. Посмотрим, у кого лучше получится.
Игровое упражнение «Буква из фасоли».
Литература:
1. Гризик Т. И., Тимощук Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет : методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений /М. : Просвещение, 2007.
2. Ельцова О. М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Система занятий, конспекты, дидактический материал. -Волгоград,«Учитель», 2009.